Как написать характеристику на ТПМПК на ребенка ДОУ
материал по логопедии

Растворцева Елена Юрьевна

Написание характеристики - это дело непростое, данные трех специалистов ДОУ (логопеда, воспитателя, психолога) нужно согласовать и корректировать, чтобы отразить полную картину состояния ребенка. Что писать, какие моменты отразить в характеристике? Смотрим подсказочку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл har-ka_kak_pisat.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Составление характеристик на детей

  Составление характеристик зависит от места требования: к психиатру, неврологу, учителю - логопеду, ПМПК, ОДН, для подтверждения статуса «ребенок - инвалид» и др. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

Составляйте характеристику как можно более полно, но не увлекайтесь словами с эмоционально-экспрессивной окраской. Вместе с тем постарайтесь избегать ненужных деталей и избыточности информации для характеристики ребенка и описания ситуаций его взаимодействия со сверстниками, с взрослыми. Не подменяйте своих собственных впечатлений медицинскими (например, гиперактивный - данный диагноз может поставить лишь врач - невролог, мы же указываем признаки гиперактивности) или психологическими (агрессивный, пассивный) понятиями.

Рассмотрим педагогическое представление или характеристику на ПМПК, поскольку самая объемная работа – это заключение ПП консилиума ДОУ (воспитатели указывают свое мнение).

  1. Укажите в начале характеристики ФИО дошкольника (педагогическая характеристика на воспитанника …), дату его рождения, номер вашего ДОУ, группу, домашний адрес.
  2. Характеристика семьи (с кем проживает конкретно, всех братьев и сестер): Ф.И.О. родителей.
    Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
    Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
    Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
    (не забывайте о том, что с характеристикой вы обязаны ознакомить родителей под подпись).
  3. Предыстория ребенка: в каком возрасте пошел в ДОУ; Необходимо указать срок пребывания ребенка в саду.  Если ребенок был переведен к вам из другого ДОУ (если недавно работаете с ребенком), укажите причину перевода (например, в связи с переездом семьи, часто возникающие конфликтные ситуации со сверстниками и т.д.); были ли длительные перерывы в посещении детского сада, пропуски, по каким причинам. Как ведет себя в ДОУ, контактирует со взрослыми, сверстниками, охотно ли ходит в детский сад.
  4. Внешний вид ребенка: соответствие росту и весу. Аккуратность, одежда, опрятность.
  5. Напишите, как скоро ребенок адаптировался в группе, как он взаимодействует со сверстниками, со взрослыми. Дайте оценку уровню адаптации и опишите особенности игровой деятельности дошкольника
  • Адаптация: относительно быстро влился в коллектив, приобрел новых друзей, добросовестно и без видимого напряжения выполняет все требования воспитателя. Иногда отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо с педагогами, так как трудно выполнять все требования правил поведения. Но …, благодаря совместным усилиям педагогов группы, происходит освоение и новыми требованиями,  новым режимом.
  • Длительный период адаптации: не может принять ситуацию обучения, общения с детьми  и взрослыми. Как правило, испытывает проблемы в усвоении программы.
  • Дезадаптация связана со значительными трудностями, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.
  1. Укажите особенности состояния его здоровья. Если он плохо спит во время тихого часа или плохо ест (большую информацию несет в себе информация о режимных моментах). Если ребенок часто болеет, укажите, в острой или хронической форме он переносил заболевания.
  2. Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться,  завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель, убирать игрушки. Аккуратность во время еды.
  3. Общая осведомленность и социально - бытовая ориентировка. Сведения о себе и своей семье (знание своего имени, фамилии, точной даты рождения, состава семьи, имен родителей, их профессии, места работы, адрес).
  4. Игровая деятельность:  игры соответствуют биологическому возрасту (более раннему возрасту), преобладают манипулятивные игры, игровая деятельность отсутствует. Безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
  5. Развитие познавательной активности, самостоятельности и мотивации. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет самостоятельно, не нуждается в дополнительной помощи; требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок; любознательности не проявляет.
  6. Отношение ребенка к труду:  ребенок любит трудиться, предпочитает хозяйственно - бытовой труд; какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, охотно ли выполняет трудовые поручения, либо сам проявляет инициативу.
  7. Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, поставленную задачу; результат не проверяет; не доводит до конечного результата; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход; отвлекается в процессе деятельности; эффективность оказываемой помощи. Каков темп деятельности (соответствует возрасту …, медлителен и др.).
  8. Речевое развитие: моторика (соответствие возрасту, ловкость, мелкая моторика). Речевое развитие: трудности в произношении звуков, характер динамики речевых возможностей, словарный запас, связная речь, предрасположенность к дисграфии, дислексии. Особенности устной речи (сформированность фразовой речи, грамматическая правильность речи, умене составлять рассказ, запоминать словесный материал): речь ребенка содержательна, выразительна; ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, встречаются аггрематизмы; низкий объем словарного запаса; слова приходится «вытягивать»; ответы односложные, в речи много ошибок (неправильный порядок слов, незаконченность предложений). Темп речи - торопливо, медленно, заикается. Голос - тихий, громкий.
  9. Восприятие цвета (различает цвета, узнает и называет основные), восприятие формы (не имеет представления о форме, различает и называет геометрические фигуры, соотносит форму предмета с геометрической формой), восприятие величины (раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке). Временные представления (не сформированы, ориентируется во времени суток, знает названия месяцев года, определяет и называет время года). Пространственные представления (определяет положение предмета в пространстве, по отношению к себе (справа, слева, сзади)). Сформированность учебных навыков в соответствии с образовательным стандартом, образовательной программе ДОУ: математика (счетные операции, сравнение предметов, устный счет), способность к решению задач, понимание способа решения, характер ошибок. Чтение: способ чтения,  умения запоминать, пересказывать, темп, выразительность. Сформированность графических навыков, характер ошибок. Особенности латерализации: праворукий, леворукий, амбидекстр (в характеристике - ведущая рука). Как относится к занятиям как себя ведет на них, усваивает - не усваивает программу, в каком объеме, какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков.
  10. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, люби, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание. Доброта, отзывчивость, самостоятельность, откровенность. Импульсивен. Навязчив. Капризен.

Личностные качества, которые мешают успешной адаптации ребенка: безответственность, упрямство, неуверенность в себе, замкнутость, вредные привычки.

Взаимоотношения со сверстниками: ребенок пользуется авторитетом и доверием, ребята охотно общаются с ним; общается лишь с отдельными ребятами; отношения не складываются, нередки конфликты; сверстники относятся пренебрежительно.

Взаимоотношения со старшими: уважение, доверие, с большинством взрослых, либо отношения взаимного доверия имеют место лишь с отдельными взрослыми; отношения не складываются.

  1. Наличие каких - либо особенностей поведения и проявлений эмоционального состояния (Если у ребенка есть какие-либо дополнительные особенности в развитии, напишите об этом, приведите пример того, как они обычно проявляются).
  2. Отметьте основные трудности в обучении (или их отсутствие) (педагогов группы беспокоит …).  Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз.

Обязательно указать дату заполнения характеристики, заверить характеристику своими подписями и подписью руководителя. + печать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика состояния речи заикающегося ребенка.

Дан бланк характеристики для анализа состояния речевой деятельности  заикающегося ребенка....

Примерный образец характеристики ребенка на ТПМПК

Примерная характеристика ребенка на ТПМПК...

Психолого - педагогическая характеристика Ф. И. О. ребенка

Мальчик  посещает детский сад с апреля _____ года. Болеет редко. Без уважительной причины детский сад не пропускает.         Семья полная: мама Ф. И. О., п...

Логопедическая характеристика для ТПМПК

Новая логопедическая характеристика для ТПМПК...

Образец бланка "Педагогическая характеристика (оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста)"

Образец бланка психологической характеристики особенностей ребенка для педагогов- психологов ДОУ...

Написание характеристики на ТПМПК (направление из ДОУ)

Написание характеристики-всегда непростое дело, важно учесть множество направлений развития ребенка. Психолог, воспитатель, логопед-у всех специалистов должны быть согласованные данные. Пример характе...