Как написать характеристику на ТПМПК на ребенка ДОУ
материал по логопедии
Написание характеристики - это дело непростое, данные трех специалистов ДОУ (логопеда, воспитателя, психолога) нужно согласовать и корректировать, чтобы отразить полную картину состояния ребенка. Что писать, какие моменты отразить в характеристике? Смотрим подсказочку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление характеристик на детей
Составление характеристик зависит от места требования: к психиатру, неврологу, учителю - логопеду, ПМПК, ОДН, для подтверждения статуса «ребенок - инвалид» и др. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).
Составляйте характеристику как можно более полно, но не увлекайтесь словами с эмоционально-экспрессивной окраской. Вместе с тем постарайтесь избегать ненужных деталей и избыточности информации для характеристики ребенка и описания ситуаций его взаимодействия со сверстниками, с взрослыми. Не подменяйте своих собственных впечатлений медицинскими (например, гиперактивный - данный диагноз может поставить лишь врач - невролог, мы же указываем признаки гиперактивности) или психологическими (агрессивный, пассивный) понятиями.
Рассмотрим педагогическое представление или характеристику на ПМПК, поскольку самая объемная работа – это заключение ПП консилиума ДОУ (воспитатели указывают свое мнение).
- Укажите в начале характеристики ФИО дошкольника (педагогическая характеристика на воспитанника …), дату его рождения, номер вашего ДОУ, группу, домашний адрес.
- Характеристика семьи (с кем проживает конкретно, всех братьев и сестер): Ф.И.О. родителей.
Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
(не забывайте о том, что с характеристикой вы обязаны ознакомить родителей под подпись). - Предыстория ребенка: в каком возрасте пошел в ДОУ; Необходимо указать срок пребывания ребенка в саду. Если ребенок был переведен к вам из другого ДОУ (если недавно работаете с ребенком), укажите причину перевода (например, в связи с переездом семьи, часто возникающие конфликтные ситуации со сверстниками и т.д.); были ли длительные перерывы в посещении детского сада, пропуски, по каким причинам. Как ведет себя в ДОУ, контактирует со взрослыми, сверстниками, охотно ли ходит в детский сад.
- Внешний вид ребенка: соответствие росту и весу. Аккуратность, одежда, опрятность.
- Напишите, как скоро ребенок адаптировался в группе, как он взаимодействует со сверстниками, со взрослыми. Дайте оценку уровню адаптации и опишите особенности игровой деятельности дошкольника
- Адаптация: относительно быстро влился в коллектив, приобрел новых друзей, добросовестно и без видимого напряжения выполняет все требования воспитателя. Иногда отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо с педагогами, так как трудно выполнять все требования правил поведения. Но …, благодаря совместным усилиям педагогов группы, происходит освоение и новыми требованиями, новым режимом.
- Длительный период адаптации: не может принять ситуацию обучения, общения с детьми и взрослыми. Как правило, испытывает проблемы в усвоении программы.
- Дезадаптация связана со значительными трудностями, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.
- Укажите особенности состояния его здоровья. Если он плохо спит во время тихого часа или плохо ест (большую информацию несет в себе информация о режимных моментах). Если ребенок часто болеет, укажите, в острой или хронической форме он переносил заболевания.
- Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель, убирать игрушки. Аккуратность во время еды.
- Общая осведомленность и социально - бытовая ориентировка. Сведения о себе и своей семье (знание своего имени, фамилии, точной даты рождения, состава семьи, имен родителей, их профессии, места работы, адрес).
- Игровая деятельность: игры соответствуют биологическому возрасту (более раннему возрасту), преобладают манипулятивные игры, игровая деятельность отсутствует. Безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
- Развитие познавательной активности, самостоятельности и мотивации. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет самостоятельно, не нуждается в дополнительной помощи; требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок; любознательности не проявляет.
- Отношение ребенка к труду: ребенок любит трудиться, предпочитает хозяйственно - бытовой труд; какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, охотно ли выполняет трудовые поручения, либо сам проявляет инициативу.
- Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, поставленную задачу; результат не проверяет; не доводит до конечного результата; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход; отвлекается в процессе деятельности; эффективность оказываемой помощи. Каков темп деятельности (соответствует возрасту …, медлителен и др.).
- Речевое развитие: моторика (соответствие возрасту, ловкость, мелкая моторика). Речевое развитие: трудности в произношении звуков, характер динамики речевых возможностей, словарный запас, связная речь, предрасположенность к дисграфии, дислексии. Особенности устной речи (сформированность фразовой речи, грамматическая правильность речи, умене составлять рассказ, запоминать словесный материал): речь ребенка содержательна, выразительна; ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, встречаются аггрематизмы; низкий объем словарного запаса; слова приходится «вытягивать»; ответы односложные, в речи много ошибок (неправильный порядок слов, незаконченность предложений). Темп речи - торопливо, медленно, заикается. Голос - тихий, громкий.
- Восприятие цвета (различает цвета, узнает и называет основные), восприятие формы (не имеет представления о форме, различает и называет геометрические фигуры, соотносит форму предмета с геометрической формой), восприятие величины (раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке). Временные представления (не сформированы, ориентируется во времени суток, знает названия месяцев года, определяет и называет время года). Пространственные представления (определяет положение предмета в пространстве, по отношению к себе (справа, слева, сзади)). Сформированность учебных навыков в соответствии с образовательным стандартом, образовательной программе ДОУ: математика (счетные операции, сравнение предметов, устный счет), способность к решению задач, понимание способа решения, характер ошибок. Чтение: способ чтения, умения запоминать, пересказывать, темп, выразительность. Сформированность графических навыков, характер ошибок. Особенности латерализации: праворукий, леворукий, амбидекстр (в характеристике - ведущая рука). Как относится к занятиям как себя ведет на них, усваивает - не усваивает программу, в каком объеме, какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков.
- Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, люби, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание. Доброта, отзывчивость, самостоятельность, откровенность. Импульсивен. Навязчив. Капризен.
Личностные качества, которые мешают успешной адаптации ребенка: безответственность, упрямство, неуверенность в себе, замкнутость, вредные привычки.
Взаимоотношения со сверстниками: ребенок пользуется авторитетом и доверием, ребята охотно общаются с ним; общается лишь с отдельными ребятами; отношения не складываются, нередки конфликты; сверстники относятся пренебрежительно.
Взаимоотношения со старшими: уважение, доверие, с большинством взрослых, либо отношения взаимного доверия имеют место лишь с отдельными взрослыми; отношения не складываются.
- Наличие каких - либо особенностей поведения и проявлений эмоционального состояния (Если у ребенка есть какие-либо дополнительные особенности в развитии, напишите об этом, приведите пример того, как они обычно проявляются).
- Отметьте основные трудности в обучении (или их отсутствие) (педагогов группы беспокоит …). Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз.
Обязательно указать дату заполнения характеристики, заверить характеристику своими подписями и подписью руководителя. + печать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика состояния речи заикающегося ребенка.
Дан бланк характеристики для анализа состояния речевой деятельности заикающегося ребенка....

Психолого - педагогическая характеристика Ф. И. О. ребенка
Мальчик посещает детский сад с апреля _____ года. Болеет редко. Без уважительной причины детский сад не пропускает. Семья полная: мама Ф. И. О., п...

Образец бланка "Педагогическая характеристика (оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста)"
Образец бланка психологической характеристики особенностей ребенка для педагогов- психологов ДОУ...

Консультация для родителей "Как правильно написать письмо Деду Морозу с ребенком"
Консультация для родителей...

Написание характеристики на ТПМПК (направление из ДОУ)
Написание характеристики-всегда непростое дело, важно учесть множество направлений развития ребенка. Психолог, воспитатель, логопед-у всех специалистов должны быть согласованные данные. Пример характе...


