Краткосрочный проект «Сказки»
проект по логопедии
Краткосрочный проект "Сказки"
Актуальность проекта. Речь является главной составляющей коммуникации людей в обществе. Под связной речью мы предполагаем достаточно развернутое изложение определенного содержимого, которое воспроизводится лаконично, последовательно, логично, правильно и в то же время образно. Это и является показателем общей культуры речи человека.
Проблема развития связной речи является одной из актуальных на данный момент. У детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС) речевые функции имеют достаточно своеобразный и выраженный характер, что предполагает создание для них особых трудностей при включении и адаптации в социальную среду. В связи с этими трудностями у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается расстройство коммуникации, изучение которой будет полезным для дальнейших коррекционных-профилактических работ.
Наряду с развитием речи непрерывно формирование как личности в целом, так и всех основных процессов психической деятельности. Поэтому определение данных направлений и условий развития речи в целом у детей относится к важнейшим педагогическим задачам. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Данный проект научит детей устанавливать причинно-следственные связи с опорой на образы памяти, делать выводы.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Проблема: Несформированность связной речи у детей с РАС. Родители, часто ссылаясь на занятость и непонимание, не всегда уделяют достаточно времени развитию связной речи у ребенка дома.
Основание для разработки проекта: Недостаточно сформирована связная речь у детей с РАС.
Цель: Развитие связной устной речи у детей с РАС.
Задачи: - формировать умения запоминания и рассказывания русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники;
- формировать умение использования мнемотехники при рассказывании сказок;
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную и диалогическую речь;
- развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи;
- закреплять и расширять знания детей о сказках;
- обогащать и расширять словарь детей;
- формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма;
- развивать коммуникативные, творческие способности детей
- способствовать совместному творческому процессу родителей и детей в процессе изучения данной темы.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Формируется умение запоминания и рассказывания русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
- Формируется умение использования мнемотехники при рассказывании сказок.
- Развивается лексико-грамматический строй речи, связную и диалогическую речь.
- Развивается у детей умственная активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивается артикуляционный аппарат, дикция, совершенствуется отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационная выразительность речи.
- Закрепляются и расширяются знания детей о сказках.
- Обогащается и расширяется словарь детей.
- Развиваются коммуникативные, творческие способности детей.
Для родителей:
1. Создаётся благоприятный эмоциональный фон в семье.
2. Развивается интерес к совместной деятельности с детьми.
3. Развивается интерес к участию в жизни детского сада.
Участники проекта: Дети с РАС начального периода обучения, родители, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели.
Форма проведения: ИОС, беседы, выставки рисунков детей, совместная деятельность детей и родителей, консультации, родительское собрание.
Сроки реализации: апрель 2024г.
Этапы реализации проекта
I этап Подготовительный
Цель: воспитывать любовь и интерес русской народной сказке, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей по теме.
1. Участие в выставке работ на тему: «Курочка Ряба».
2. Дидактические игры: «Назови правильно», «Лабиринт», «Разложи яички по корзинам», «Чья тень?», «Один – много», «Что лежит в мешочке?», «Когда это бывает?», «Сдуй перышко».
3. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
4. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
5.Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
6. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
7. Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
II этап Практический
Цель: Способствовать более тесному детско-родительскому контакту.
- ИОД:
1. «Слушаем сказку курочка Ряба».
2. «Изучаем героев сказки Курочка Ряба».
3. «Рассказываем сказку Курочка Ряба».
- Совместная деятельность с детьми:
1.Отгадывание загадок по мнемотаблицам.
2.Заучивание стихов и скороговорок с помощью мнемосхем и мнемотаблиц.
3. Составление описательных рассказов об игрушках с опорой на готовую мнемотаблицу.
- Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды:
1.Дидактические игры «Копилка слов», «Волшебники», «Нарисуй слово», «Придумай сказку по картинкам»
3. Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация).
4. Театрализованная деятельность (настольный театр).
5.Рассматривание иллюстраций сказок в различных книгах
- Работа с родителями:
1. Изготовление схем – алгоритмов, картотек мнемотаблиц для обучения пересказу сказок, отгадывания загадок, разучиванию стихотворений.
- Консультации для родителей «Учим детей пересказу сказок с помощью мнемотаблиц».
- Памятка: «Золотые правила для развития речи».
- Родительское собрание: «Вместе весело играть».
III этап Заключительный
Цель: Подведение итогов:
- Выставка «Любимый герой сказки».
- Анкетирование родителей.
Оценка результатов:
Проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей улучшилось понимание обращенной речи, слуховое внимание, повысилась потребность в занятиях.
При регулярном заинтересованном взаимодействии всех участников образовательного процесса коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра становится наиболее эффективной, а результаты- наиболее устойчивыми.
Литература:
1. Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
2. Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
3. 100 игр для запуска речи / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124
4. «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
5. Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. «Организация работы с ребенком с аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей». – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 223.18 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой краткосрочный проект «Сказки дедушки Корнея»
Проект предназначен для реализации в старшей группе детского сада. Он расширяет знания детей о творчестве К.И.Чуковского. Проект охватывает разные образовательные области и направления....

Творческий краткосрочный проект «Сказка «Теремок на новый лад».
Приобщение детей к театральному искусству через средства художественной выразительности (музыка, слово, хореография, декорации и др.) ....

краткосрочный проект " Сказка Волк и семеро козлят на новый лад"
Прект для участия детей средних групп и их родителей....
Краткосрочный проект «Сказки в гости к нам пришли»
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, з...

Краткосрочный проект "Сказка в гости к нам пришла"
Сказка-необходимый элемент духовной жзни ребенка....

Краткосрочный проект «Сказка в музыке»
Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для подготовительной группы ДОУ Музыкального руководителя Яковлевой З.М Участники проекта: музыкальный руководитель, дети подготовительной ...

Краткосрочный проект "Сказка в гости к нам пришла"
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантази...
