Краткосрочный проект «Сказки»
проект по логопедии

Горюнова Галина Дмитриевна

Краткосрочный проект "Сказки" 

 

Актуальность проекта. Речь является главной составляющей коммуникации людей в обществе. Под связной речью мы предполагаем достаточно развернутое изложение определенного содержимого, которое воспроизводится лаконично, последовательно, логично, правильно и в то же время образно. Это и является показателем общей культуры речи человека.

Проблема развития связной речи является одной из актуальных на данный момент. У детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС) речевые функции имеют достаточно своеобразный и выраженный характер, что предполагает создание для них особых трудностей при включении и адаптации в социальную среду. В связи с этими трудностями у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается расстройство коммуникации, изучение которой будет полезным для дальнейших коррекционных-профилактических работ.

Наряду с развитием речи непрерывно формирование как личности в целом, так и всех основных процессов психической деятельности. Поэтому определение данных направлений и условий развития речи в целом у детей относится к важнейшим педагогическим задачам. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники  используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс  запоминания, сохранения и припоминания информации. Данный проект научит детей устанавливать причинно-следственные связи с опорой на образы памяти, делать выводы.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Проблема: Несформированность связной речи у детей с РАС.              Родители, часто ссылаясь на занятость и непонимание, не всегда уделяют                                               достаточно времени развитию связной речи у ребенка дома.

         Основание для разработки проекта: Недостаточно  сформирована связная речь у детей с РАС.

Цель: Развитие связной устной речи у детей с РАС.

Задачи:  - формировать умения запоминания и рассказывания русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники;

- формировать умение  использования мнемотехники при рассказывании сказок;

- развивать лексико-грамматический строй речи, связную и диалогическую речь;

- развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи;

- закреплять и расширять знания детей о сказках;

- обогащать и расширять словарь детей;

- формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма;

- развивать коммуникативные, творческие способности детей

- способствовать совместному творческому процессу родителей и детей в процессе изучения данной темы.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Формируется умение запоминания и рассказывания русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
  2. Формируется умение  использования мнемотехники при рассказывании сказок.
  3.  Развивается лексико-грамматический строй речи, связную и диалогическую речь.
  4. Развивается у детей умственная активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  5. Развивается артикуляционный аппарат, дикция, совершенствуется отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационная выразительность речи.
  6. Закрепляются и расширяются знания детей о сказках.
  7. Обогащается и расширяется словарь детей.
  8. Развиваются коммуникативные, творческие способности детей.

Для родителей:

1. Создаётся благоприятный эмоциональный фон в семье.

2. Развивается интерес к совместной деятельности с детьми.

3. Развивается интерес к участию в жизни детского сада.

Участники проекта: Дети  с РАС начального периода обучения,  родители, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели.

Форма проведения: ИОС, беседы, выставки рисунков детей, совместная деятельность детей и родителей, консультации, родительское собрание.

Сроки реализации:  апрель 2024г. 

 

Этапы реализации проекта

 

I этап   Подготовительный

Цель: воспитывать любовь и интерес русской народной сказке, расширять кругозор и  обогащать словарный запас детей по теме.

         1.       Участие в выставке работ на тему: «Курочка Ряба».

2.     Дидактические игры: «Назови правильно», «Лабиринт»,  «Разложи яички по корзинам», «Чья тень?», «Один – много», «Что лежит в мешочке?», «Когда это бывает?», «Сдуй перышко».

3. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

4. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

5.Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

6. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

7. Изучение методических разработок  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

 

II этап  Практический

Цель: Способствовать более тесному детско-родительскому контакту.

 - ИОД:

1. «Слушаем сказку курочка Ряба».

2. «Изучаем героев сказки Курочка Ряба».

3. «Рассказываем сказку Курочка Ряба».

- Совместная деятельность с детьми:

 1.Отгадывание загадок по мнемотаблицам.

2.Заучивание стихов и скороговорок с помощью мнемосхем и мнемотаблиц.

3. Составление описательных рассказов об игрушках с опорой на готовую мнемотаблицу.

- Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды:

1.Дидактические игры «Копилка слов», «Волшебники», «Нарисуй слово», «Придумай сказку по картинкам»

3. Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация).

4. Театрализованная деятельность (настольный театр).

5.Рассматривание иллюстраций сказок в различных книгах

- Работа с родителями:

1. Изготовление схем – алгоритмов, картотек мнемотаблиц для обучения пересказу сказок, отгадывания загадок, разучиванию стихотворений.

-  Консультации для родителей «Учим детей пересказу сказок с помощью мнемотаблиц».

- Памятка: «Золотые правила для развития речи».

- Родительское собрание: «Вместе весело играть».

 

III этап Заключительный

Цель: Подведение итогов:

- Выставка «Любимый герой сказки».

- Анкетирование родителей.

Оценка результатов:

Проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том,  что в результате  мероприятий,  которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат. У детей улучшилось понимание обращенной речи,  слуховое внимание, повысилась потребность в занятиях.

При регулярном заинтересованном взаимодействии всех участников образовательного процесса коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра становится наиболее эффективной, а результаты- наиболее устойчивыми.

Литература:

1.      Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

2.      Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

3.      100 игр для запуска речи  / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124

4.      «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

5.      Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. «Организация работы с ребенком с аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей». – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библиотека Логопеда).

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_skazki_moy.pdf223.18 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой краткосрочный проект «Сказки дедушки Корнея»

Проект предназначен для реализации в старшей группе детского сада. Он расширяет знания детей о творчестве К.И.Чуковского. Проект охватывает разные образовательные области и направления....

Творческий краткосрочный проект «Сказка «Теремок на новый лад».

Приобщение детей к театральному искусству через средства художественной выразительности (музыка, слово, хореография, декорации и др.) ....

краткосрочный проект " Сказка Волк и семеро козлят на новый лад"

Прект для  участия детей средних групп и их родителей....

Краткосрочный проект «Сказки в гости к нам пришли»

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, з...

Краткосрочный проект "Сказка в гости к нам пришла"

Сказка-необходимый элемент духовной жзни ребенка....

Краткосрочный проект «Сказка в музыке»

Краткосрочный проект  «Сказка в музыке» для подготовительной группы ДОУ Музыкального руководителя Яковлевой З.М Участники проекта: музыкальный руководитель,  дети подготовительной ...

Краткосрочный проект "Сказка в гости к нам пришла"

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантази...