НЕЙРОГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по логопедии
Нейрогимнастика- это комплекс упражнений для совершенствования мозговой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕЙРОГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуаль- ной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. В последние годы особую популярность получила нейрогимнастика.
Нейрогимнастика – это комплекс упражнений для совершенствования мозговой деятельности.
Родоначальником кинезиологии является американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную силу. Из этого наблюдения выросла наука.
Кинезиологические упражнения, нейрогимнастика, позволяют улучшить работу полушарий голов- ного мозга, гармонизировать их взаимодействие, отвечающее за развитие психических процессов и ин- теллекта. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помо- гает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга.
Эра цифровых технологий изменила образ жизни дошкольника, особенно в домашних условиях. Дети ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Современные дети с каждым годом становятся физически, психически, соматически более ослабленными, что особенно сказывается на развитии речи – больше появляется детей-логопадов.
Учитывая этот фактор, я начала интересоваться технологией нейрогимнастики и интенсивно вклю- чать ее элементы в занятия с детьми, чтобы увеличить способности детей к обучению.
В современной педагогике существует множество технологий, методик, программ развития ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей. Следует отметить, что развитие способностей и успешность ребёнка зависит от его психологического и физического здоровья. Успешность обучения де- тей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а продуктивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окон- чательно не сформирована.
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело чело- века нуждается в упражнениях, но и мозг. Нейрогимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Этот комплекс упражне- ний направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных спо- собностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.
Как известно головной мозг состоит из двух полушарий:
- Правое полушарие головного мозга– гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координа- цию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
- Левое полушарие головного мозга – аналитико-математическое мышление, знаковое, речевое, логиче- ское – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ.
Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и поз- воляет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость. Сам ком- плекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения.
Когда начинать заниматься нейрогимнастикой? Лучший возраст приступать к выполнению гимна- стики для мозга в 4-5 лет, но возможно и с 3-х летнего возраста. Чем раньше начнёте заниматься, тем быстрее увидите результат. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и поз- воляет добиться нейродинамическая гимнастика.
Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил:
- Заниматься каждый день, не пропуская, но и без принуждения.
- Лучше сделать меньше, но качественнее.
- Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
- Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме.
- В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
- Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
- Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
- В одну тренировку не надо включать «все и сразу» – 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ
Нейрогимнастика включает 4 группы упражнений, пересекающие среднюю линию тела. Они направ- лены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полуша- рий. Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. При постоянных занятиях человек раз- вивает навык пространственного ориентирования.
Примеры таких игр:
Упражнения для развития мелкой моторики
- «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала пра- вой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.
- «Начинаем рисовать». Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихе:
Мы восьмерки рисовали, А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну, Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.
- «Перекрестное марширование».
Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противо- положной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
- «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладо- шка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.
- «Ухо-нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опу- стить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
- «Блинчики». Попеременно меняем руки: правая ладонью вниз перевёрнута к столу, левая ладонью вверх, попеременно по сигналу меняем положение ладоней (как бы переворачиваем блинчики).
- «Гриб-Полянка». Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки, горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп. Его так же делаем в ритм стиха:
Под осиной, у ворот Подосиновик растет. И горит-горит на нем Шапка красная огнем.
- «Голуби летели». Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на бедра:
Голуби летели,
На плечики сели, Местами поменялись, В небо поднялись.
Голуби летели, И на пояс сели,
Местами поменялись, В небо поднялись.
Голуби летели, На коленки сели,
Местами поменялись, В небо поднялись.
Энергетические упражнения
Направлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и само- регуляцию. Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание.
Пример таких упражнений: Дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, раз- вивают самоконтроль и произвольность.
- «Задуть свечу». Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала боль- шой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
- «Качание головой». Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только мо- жет, дышать.
- «Дыхание носом». Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, ле- вая – мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.
- «Надуй шарик». Исходное положение: лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза – задержка дыхания. Выдох – втянуть живот как можно сильнее. Пауза – вдох, при этом губы вытягива- ются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. Растягивающие упражнения помогают избавиться от мы- шечного напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс. Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы.
- «Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как за- мерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает го- лова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
- «Дерево». Исходное положение: сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытя- нитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
- «Кошечка». Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6-8 раз.
- «Слепые шаги». Ребенок с завязанными глазами стоит спиной. Инструкция: «Если я дотронусь до го- ловы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух ребенка.
Упражнения, повышающие позитивное отношение (эмоциональный настрой)
Направлены на стабилизацию нервных процессов. Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спо- койствие. Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны.
- «Позитивные точки». Упражнение помогает школьникам избежать ситуации «Учил, знаю ответ, но не могу вспомнить». Можно выполнять стоя или сидя. Суть упражнения в том, чтобы положить указа- тельный и средний пальцы обеих рук на точки – на лоб, между линией бровей и волос. Массирующими движениями нажимать на точки до появления тепла и пульсации, при этом представлять что-то хоро- шее. Другой вариант помассировать уши.
- «Энергизатор». Повышает концентрацию внимания, улучшает восприятие новой информации и твор- ческих способностей, снимают стресс статической позы. Выполнять сидя за столом. Положить руки на стол, так чтобы пальцы смотрели друг на друга и опустить голову лбом на стол. На вдохе медленно поднимаем лоб, голову, шею и верхнюю часть спины. Грудь и плечи развёрнуты. Подняв голову сделать несколько круговых движений головой от плеча к плечу. Затем опустить голову на стол. Повторить 3 раза. Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно вы- полнять вместе с дошкольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов и родителей: «Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста".
Семинар – практикум для педагогов и родителей:«Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста"....

Жонглирование как средство для комплексного развития детей дошкольного возраста
Казалось бы, жонглирование – сложный процесс, который осваивает не каждый человек, но, если приложить к этому усилие, даже ребенок трех лет сможет начать жонглировать двумя и даже тремя предмета...

Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного возраста.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. В ...

Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Дос...
Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методические рекомендации...

Презентация «Нейрогимнастика, как средство комплексного развития детей дошкольного возраста»
В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья, наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами. В дошкольных организациях увеличивае...

«Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей детского сада....
