Программа формирования предпосылок универсальных учебных действий
рабочая программа по логопедии

Горюнова Галина Дмитриевна

Программа формирования предпосылок УУД в ДОУ

 

Актуальность. Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.

 Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.

 Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

  - Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

- Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

- Необходимо понимание важности преподносимого материала.

- Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

- Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Цель реализации программы формирования универсальных учебных действий – формирование обучающегося с РАС как субъекта учебной деятельности.

Задачи:

− формировать мотивационный компонент учебной деятельности;

− способствовать овладению комплексом универсальных учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

− развивать умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты с опорой на организующую помощь педагога.

 

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

 1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

 4) коммуникативный.

Личностные УУД :

Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);

 Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками личностных УУД являются:

 · умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

· умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

· умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

 · формирование познавательной и социальной мотивации;

· формирование адекватной самооценки;

 · формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

 · формирование способности учитывать чужую точку зрения;

 · воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Регулятивные УУД :

Целеполагание – умение сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Предпосылками регулятивных УУД являются:

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение сохранять заданную цель;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

 · умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

 · умение контролировать свою деятельность по результату;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

· умение работать по инструкции взрослого;

 · умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

· готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

· умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

· умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные УУД:

Ориентировка в пространстве и времени;

Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

 Умение работать по заданному алгоритму;

 Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

 Информационные -

 Умение работать по книге;

 Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

 Умение работать по иллюстрациям.

 Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические -

 Классификация

 Анализ

 Синтез

 Сравнение

 Обобщение

 Сериация

 Сернация

 Исключение лишнего

 Подбор подходящего

 Установление причинно-следственных связей и др.

 Использование знаково-символических средств

 Моделирование

Предпосылками познавательных УУД являются:

· навыки сформированности сенсорных эталонов;

· ориентировка в пространстве и времени;

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

· умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

 · умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

· умение выделять существенные признаки объектов;

 · умение устанавливать аналогии на предметном материале;

· умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

 · умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

· умение производить анализ и синтез объектов;

· умение устанавливать причинно-следственные связи.

· ориентировка в пространстве и времени;

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение ориентироваться в книге;

· умение листать книгу вперѐд-назад с определѐнной целью;

· умение находить нужную страницу;

· умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

· умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или еѐ части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

· умение пользоваться простейшими инструментами.

Коммуникативные УУД:

 Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

 Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

 Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

 Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

 Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

 Владение невербальными средствами общения.

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

· потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

 · владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

· строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

 · желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

· ориентация на партнера по общению;

· умение слушать собеседника.

· умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

· предлагать помощь и сотрудничество;

 · договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

 · формулировать собственное мнение и позицию;

· строить понятные для партнѐра высказывания.

 

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:

- творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии;

- дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки.

Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое.

 

 Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:

- классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

- анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;

- сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;

- обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

- сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

- исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. o подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

- знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

- работа со схемами, составление схем-опор;

- установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом».

 

Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть.

 

Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:

- «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

- «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

- «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо),  предметах (красиво, не красиво);

- «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.

- «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

 

Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, выбери, сравни, подбери, наблюдай, и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.

Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

 

Способы формирования УУД

  1. Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;
  2.  Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;
  3.  Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
  4.  Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др.;
  5.  Развивать коммуникативные способности детей,
  6.  Вербальную и невербальную речь, творческие способности  и навыки самоконтроля;
  7.  Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях; А также дошкольнику требуется личный контакт с ним;  атмосфера успеха; помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях; помощь в приобретении знаний легко и с интересом; доброжелательное и уважительное отношение к его личности; поощрение и похвала; принятие его таким, какой он есть; адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).

 

     Портрет выпускника ДОУ

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты). Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

3. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

4. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные развитию (познавательные результаты). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты). Ребенок имеет представление: - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; - о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; - о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты): умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты). У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.),

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Утверждено

                                                                          приказом от_______№_____

                                                                         Заведующий МБДОУ №131

                                                                         ___________С.Ю.Буреева

                         

Программа формирования

предпосылок

универсальных учебных действий

                         

                                                                    Составила:

                                                                                                 Учитель-логопед

                                                                                                  Горюнова Г.Д.

           

 

                                  Дзержинск – 2024

Программа формирования предпосылок УУД в ДОУ

Актуальность. Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.

 Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.

 Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

  - Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

- Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

- Необходимо понимание важности преподносимого материала.

- Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

- Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Цель реализации программы формирования универсальных учебных действий – формирование обучающегося с РАС как субъекта учебной деятельности.

Задачи:

− формировать мотивационный компонент учебной деятельности;

− способствовать овладению комплексом универсальных учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

− развивать умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты с опорой на организующую помощь педагога.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

 1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

 4) коммуникативный.

Личностные УУД :

Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);

 Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками личностных УУД являются:

 ∙ умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

∙ умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

∙ умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

 ∙ формирование познавательной и социальной мотивации;

∙ формирование адекватной самооценки;

 ∙ формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

 ∙ формирование способности учитывать чужую точку зрения;

 ∙ воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Регулятивные УУД :

Целеполагание – умение сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Предпосылками регулятивных УУД являются:

∙ умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

∙ умение сохранять заданную цель;

∙ умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

 ∙ умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

 ∙ умение контролировать свою деятельность по результату;

∙ умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

∙ умение работать по инструкции взрослого;

 ∙ умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

∙ готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

∙ умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

∙ умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные УУД:

Ориентировка в пространстве и времени;

Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

 Умение работать по заданному алгоритму;

 Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

 Информационные -

 Умение работать по книге;

 Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

 Умение работать по иллюстрациям.

 Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические -

 Классификация

 Анализ

 Синтез

 Сравнение

 Обобщение

 Сериация

 Сернация

 Исключение лишнего

 Подбор подходящего

 Установление причинно-следственных связей и др.

 Использование знаково-символических средств

 Моделирование

Предпосылками познавательных УУД являются:

∙ навыки сформированности сенсорных эталонов;

∙ ориентировка в пространстве и времени;

∙ умение применять правила и пользоваться инструкциями;

∙ умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

∙ умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

 ∙ умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

∙ умение выделять существенные признаки объектов;

 ∙ умение устанавливать аналогии на предметном материале;

∙ умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

 ∙ умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

∙ умение производить анализ и синтез объектов;

∙ умение устанавливать причинно-следственные связи.

∙ ориентировка в пространстве и времени;

∙ умение применять правила и пользоваться инструкциями;

∙ умение ориентироваться в книге;

∙ умение листать книгу вперѐд-назад с определѐнной целью;

∙ умение находить нужную страницу;

∙ умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

∙ умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или еѐ части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

∙ умение пользоваться простейшими инструментами.

Коммуникативные УУД:

 Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

 Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

 Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

 Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

 Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

 Владение невербальными средствами общения.

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

∙ потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

 ∙ владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

∙ строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

 ∙ желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

∙ ориентация на партнера по общению;

∙ умение слушать собеседника.

∙ умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

∙ предлагать помощь и сотрудничество;

 ∙ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

 ∙ формулировать собственное мнение и позицию;

∙ строить понятные для партнѐра высказывания.

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:

- творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии;

- дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки.

Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое.

 Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:

- классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

- анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;

- сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;

- обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

- сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

- исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. o подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

- знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

- работа со схемами, составление схем-опор;

- установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом».

Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть.

Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:

- «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

- «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

- «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо),  предметах (красиво, не красиво);

- «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.

- «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, выбери, сравни, подбери, наблюдай, и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.

Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Способы формирования УУД 

  1. Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;
  2.  Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;
  3.  Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
  4.  Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др.;
  5.  Развивать коммуникативные способности детей,
  6.  Вербальную и невербальную речь, творческие способности  и навыки самоконтроля;
  7.  Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях; А также дошкольнику требуется личный контакт с ним;  атмосфера успеха; помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях; помощь в приобретении знаний легко и с интересом; доброжелательное и уважительное отношение к его личности; поощрение и похвала; принятие его таким, какой он есть; адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).

     Портрет выпускника ДОУ 

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты). Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

3. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

4. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные развитию (познавательные результаты). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты). Ребенок имеет представление: - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; - о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; - о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты): умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты). У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В материале представлено краткое описание универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГТ и характеристика видов музыкально-практической деятельности учащихся 2 класса по УМК «Му...

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Методическая разработка группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР (в контексте формирования универсальных учебных действий), участвовавшая в сетевом конкурсе методических разработок в дошкольной образовательной

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих ...

Формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.

Представление опыта «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе подготовки к школе» на районном семинаре учителей начальных классов «Формирование УУД в начальной школе»....

Программа конференции "Формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению в начальной школе»,2019

Программа конференции "Формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению в начальной школе",2019...