Программа формирования предпосылок универсальных учебных действий
рабочая программа по логопедии
Программа формирования предпосылок УУД в ДОУ
Актуальность. Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.
Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.
Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
- Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
- Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
- Необходимо понимание важности преподносимого материала.
- Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
- Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.
Цель реализации программы формирования универсальных учебных действий – формирование обучающегося с РАС как субъекта учебной деятельности.
Задачи:
− формировать мотивационный компонент учебной деятельности;
− способствовать овладению комплексом универсальных учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
− развивать умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты с опорой на организующую помощь педагога.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные УУД :
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);
Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД являются:
· умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
· умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
· умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
· формирование познавательной и социальной мотивации;
· формирование адекватной самооценки;
· формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
· формирование способности учитывать чужую точку зрения;
· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Регулятивные УУД :
Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Предпосылками регулятивных УУД являются:
· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
· умение сохранять заданную цель;
· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
· умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
· умение контролировать свою деятельность по результату;
· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
· умение работать по инструкции взрослого;
· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
· готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
· умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
· умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД:
Ориентировка в пространстве и времени;
Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
Умение работать по заданному алгоритму;
Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Информационные -
Умение работать по книге;
Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
Умение работать по иллюстрациям.
Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
Логические -
Классификация
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Сериация
Сернация
Исключение лишнего
Подбор подходящего
Установление причинно-следственных связей и др.
Использование знаково-символических средств
Моделирование
Предпосылками познавательных УУД являются:
· навыки сформированности сенсорных эталонов;
· ориентировка в пространстве и времени;
· умение применять правила и пользоваться инструкциями;
· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
· умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
· умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
· умение выделять существенные признаки объектов;
· умение устанавливать аналогии на предметном материале;
· умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
· умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
· умение производить анализ и синтез объектов;
· умение устанавливать причинно-следственные связи.
· ориентировка в пространстве и времени;
· умение применять правила и пользоваться инструкциями;
· умение ориентироваться в книге;
· умение листать книгу вперѐд-назад с определѐнной целью;
· умение находить нужную страницу;
· умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
· умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или еѐ части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
· умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД:
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
· потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
· владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
· строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
· ориентация на партнера по общению;
· умение слушать собеседника.
· умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
· формулировать собственное мнение и позицию;
· строить понятные для партнѐра высказывания.
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
- творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии;
- дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки.
Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое.
Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:
- классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
- анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
- сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
- обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
- сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
- исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. o подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
- знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
- работа со схемами, составление схем-опор;
- установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом».
Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть.
Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
- «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
- «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
- «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), предметах (красиво, не красиво);
- «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
- «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, выбери, сравни, подбери, наблюдай, и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Способы формирования УУД
- Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;
- Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;
- Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
- Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др.;
- Развивать коммуникативные способности детей,
- Вербальную и невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля;
- Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях; А также дошкольнику требуется личный контакт с ним; атмосфера успеха; помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях; помощь в приобретении знаний легко и с интересом; доброжелательное и уважительное отношение к его личности; поощрение и похвала; принятие его таким, какой он есть; адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
Портрет выпускника ДОУ
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты). Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
3. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
4. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные развитию (познавательные результаты). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты). Ребенок имеет представление: - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; - о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; - о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты): умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты). У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.),
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
приказом от_______№_____
Заведующий МБДОУ №131
___________С.Ю.Буреева
Программа формирования
предпосылок
универсальных учебных действий
Составила:
Учитель-логопед
Горюнова Г.Д.
Дзержинск – 2024
Программа формирования предпосылок УУД в ДОУ
Актуальность. Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.
Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.
Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
- Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
- Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
- Необходимо понимание важности преподносимого материала.
- Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
- Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.
Цель реализации программы формирования универсальных учебных действий – формирование обучающегося с РАС как субъекта учебной деятельности.
Задачи:
− формировать мотивационный компонент учебной деятельности;
− способствовать овладению комплексом универсальных учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
− развивать умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты с опорой на организующую помощь педагога.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные УУД :
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);
Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД являются:
∙ умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
∙ умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
∙ умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
∙ формирование познавательной и социальной мотивации;
∙ формирование адекватной самооценки;
∙ формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
∙ формирование способности учитывать чужую точку зрения;
∙ воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Регулятивные УУД :
Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Предпосылками регулятивных УУД являются:
∙ умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
∙ умение сохранять заданную цель;
∙ умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
∙ умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
∙ умение контролировать свою деятельность по результату;
∙ умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
∙ умение работать по инструкции взрослого;
∙ умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
∙ готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
∙ умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
∙ умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД:
Ориентировка в пространстве и времени;
Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
Умение работать по заданному алгоритму;
Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Информационные -
Умение работать по книге;
Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
Умение работать по иллюстрациям.
Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
Логические -
Классификация
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Сериация
Сернация
Исключение лишнего
Подбор подходящего
Установление причинно-следственных связей и др.
Использование знаково-символических средств
Моделирование
Предпосылками познавательных УУД являются:
∙ навыки сформированности сенсорных эталонов;
∙ ориентировка в пространстве и времени;
∙ умение применять правила и пользоваться инструкциями;
∙ умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
∙ умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
∙ умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
∙ умение выделять существенные признаки объектов;
∙ умение устанавливать аналогии на предметном материале;
∙ умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
∙ умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
∙ умение производить анализ и синтез объектов;
∙ умение устанавливать причинно-следственные связи.
∙ ориентировка в пространстве и времени;
∙ умение применять правила и пользоваться инструкциями;
∙ умение ориентироваться в книге;
∙ умение листать книгу вперѐд-назад с определѐнной целью;
∙ умение находить нужную страницу;
∙ умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
∙ умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или еѐ части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
∙ умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД:
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
∙ потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
∙ владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
∙ строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
∙ желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
∙ ориентация на партнера по общению;
∙ умение слушать собеседника.
∙ умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
∙ предлагать помощь и сотрудничество;
∙ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
∙ формулировать собственное мнение и позицию;
∙ строить понятные для партнѐра высказывания.
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
- творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии;
- дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки.
Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое.
Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:
- классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
- анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
- сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
- обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
- сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
- исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. o подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
- знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
- работа со схемами, составление схем-опор;
- установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом».
Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть.
Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
- «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
- «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
- «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), предметах (красиво, не красиво);
- «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
- «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, выбери, сравни, подбери, наблюдай, и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Способы формирования УУД
- Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;
- Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;
- Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
- Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др.;
- Развивать коммуникативные способности детей,
- Вербальную и невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля;
- Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях; А также дошкольнику требуется личный контакт с ним; атмосфера успеха; помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях; помощь в приобретении знаний легко и с интересом; доброжелательное и уважительное отношение к его личности; поощрение и похвала; принятие его таким, какой он есть; адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
Портрет выпускника ДОУ
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты). Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
3. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
4. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные развитию (познавательные результаты). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты). Ребенок имеет представление: - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; - о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; - о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты): умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты). У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В материале представлено краткое описание универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГТ и характеристика видов музыкально-практической деятельности учащихся 2 класса по УМК «Му...

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников...
Методическая разработка группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР (в контексте формирования универсальных учебных действий), участвовавшая в сетевом конкурсе методических разработок в дошкольной образовательной
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих ...
Формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.
Представление опыта «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе подготовки к школе» на районном семинаре учителей начальных классов «Формирование УУД в начальной школе»....

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации современных образовательных технологий развития ребенка.
Для воспитателей ДОУ...

Программа конференции "Формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению в начальной школе»,2019
Программа конференции "Формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению в начальной школе",2019...
