ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
методическая разработка по теме

Золотарева Надежда Михайловна

В материале представлено краткое описание универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГТ и характеристика видов музыкально-практической деятельности учащихся 2 класса по УМК «Музыка» образовательной системы «Школа-2100» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр  в разделе «О чем говорит музыка» как основы формирования УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Золотарева Надежда Михайловна,

учитель музыки МОУ прогимназии «Радость» г.Серпухова

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.

УУД подразделяются на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспе чивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выде лить нравственный аспект поведения) и ориентацию в соци альных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обес печивают обучающимся организацию своей учебной деятель ности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают  социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; уме ние слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

На уроках музыки в начальной школе также происходит формирование УУД.

В качестве примера хочу привести разработанную мной характеристику видов музыкально-практической деятельности учащихся 2 класса по УМК «Музыка» образовательной системы «Школа-2100» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр  в разделе «О чем говорит музыка» как основы формирования УУД.

  1. Восприятие музыки, размышление о ней

Музыкальное произведение «Новая кукла» П.И.Чайковский

Личностные УУД

1.Осознание жизненного смысла музыкального образа – музыка может выражать чувства человека, показывать его переживания, в данном случае, радость от приобретения новой игрушки, сбывшиеся мечты, предвкушение увлекательной игры.

2.Осознание деятельности композитора – П.И.Чайковский –композитор, писавший музыку для взрослых и детей. «Новая кукла» - пьеса из «Детского альбома».

Регулятивные УУД

1.Совместное с учителем составление плана  к знакомству с произведением П.И.Чайковского «Новая кукла»

Познавательные УУД

1.Выделение информации, направленной на освоение музыкального языка – с помощью чего (средства музыкальной выразительности) П.И.Чайковскому удалось передать чувства девочки.

2.Преобразование информации из одной формы в другую – Если бы вы были художниками, как бы вы изобразили героиню этого музыкального произведения.

3.Опишите свою картину-умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД

1.Составление коллективного рассказа «Новая кукла» по подгруппам - умение договариваться друг с другом.

Информационные УУД

1.Домашнее задание: поиск информации по теме «Музыка П.И.Чайковского для детей».

  1. Пение (хоровое)

Музыкальное произведение «Если с другом вышел в путь» М.Танич, В.Шаинский

Личностные УУД

1.Ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события с этическими принципами) – беседа по содержанию на тему «Согласен ли я с авторами песни? Почему?»

2.Жизненное самоопределение – Можно ли эту песню отнести к вам? Докажите.

Регулятивные УУД

1.Целеполагание - с какой целью мы будем разучивать эту песню? (для совершенствования исполнительских умений, чтобы выступить с ней перед зрителями на школьном концерте, можно исполнить ее в Доме ветеранов или детском доме).

2.Планирование - Как можно исполнить эту песню, чтобы лучше донести её содержание до слушателей? (с солистом, по подгруппам, с элементами драматизации).

3.Коррекция – внесение необходимых изменений в ходе выполнения предыдущего задания.

Познавательные УУД

1.Самостоятельное формулирование цели пения -  Как вы думаете, почему для исполнения на уроке музыки или на концерте можно выбрать эту песню?

2.Моделирование – составление схемы песни по частям.

3.Анализ с целью выделения существенных признаков – составить опорную схему – рисунок для отражения содержания запевов и припева.

4.Подведение под понятие – в каком ладу написана эта песня и почему?

Коммуникативные УУД

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – выбор солистов, распределение ролей для драматизации, придумывание действий героям драматизации, согласование времени дополнительных репетиций.

2. Разрешение конфликтов в процессе распределения ролей.

3.Умение полно и точно выражать свои мысли.

Информационные УУД

1.Поиск в Интернете и других источниках фонограммы песни, примерных костюмов для героев драматизации.

  1. Музицирование

Музыкальное произведение «Музыкальный момент» Ф.Шуберт

Личностные УУД

1.Осознание жизненного смысла музыкального образа – музыка отражает состояние человека, его настроение, дает возможность передать свои чувства. Ф.Шуберт написал это произведение в порыве вдохновения, в захватившем композиторе настроении ("моменте"). Его "Музыкальный момент фа минор" подкупает своим изяществом, лёгкой "танцевальностью", задушевностью.

 2.Смыслообразование - Мы можем с помощью этой музыки разделить чувства композитора, а в дальнейшем, исполняя ее, передавать свое настроение слушателям.

Регулятивные УУД

1.Целеполагание – что  нам необходимо сделать, чтобы оркестровать это музыкальное произведение (выбрать подходящие музыкальные инструменты, определить очередность их звучания в соответствии с характером пьесы, определить ритмический рисунок для каждого инструмента, динамику исполнения).

2.Саморегуляция – мобилизация сил и энергии для выполнения поставленной цели.

3.Коррекция – внесение необходимых изменений в ходе выполнения  задания.

Познавательные УУД

1-4.Выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ и синтез, доказательство – выбор инструментов, звучание которых сможет отразить характер пьесы, определение количества инструментов в группе, обоснование своего выбора.

2.Моделирование – составление ритмической схемы оркестровки пьесы.

Коммуникативные УУД

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение функций участников оркестра.

2. Умение договариваться со сверстниками, обосновывать свою точку зрения.

3.Умение полно и точно выражать свои мысли.

Информационные УУД

1.Поиск в Интернете и других источниках изображений и схем изготовления самодельных шумовых и ударных музыкальных инструментов для создания инструментов классного оркестра.

  1. Импровизации (двигательные импровизации)

Музыкальное произведение «Королевский марш льва» К.Сен-Санс                   

Личностные УУД

1.Смыслообразование – с помощью музыки  можно перевоплотиться и передать её характер и содержание в движении, можно играть в музыкальные загадки-пантомимы.

2.Усвоение социальных функций музыки – музыка дает возможность для проявления фантазии и творчества.

Регулятивные УУД

1.Планирование  (составление последовательности действий для получения конечного результата) – что нам необходимо для создания двигательного образа (знать музыку, соотнести ее изобразительность с выразительностью, знать повадки льва, уметь изображать их в движении, соотнося с музыкой). 

2.Контроль и оценка готовых музыкально-двигательных импровизаций учащимися-зрителями.

3.Коррекция – внесение необходимых изменений в ходе выполнения творческого задания.

Познавательные УУД

1.Поиск и выделение необходимой информации – почему К.Сен-Санс написал это произведение.

2.Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в двигательную.

3.Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений – объясни, каким ты изобразил своего льва и почему.

Коммуникативные УУД

1.Умение корректно давать оценку творчеству своих товарищей, уважать их мнение.

2.Умение полно и точно выражать свои мысли.

Информационные УУД

1.Создание презентаций по теме урока

  1. «О зоологической фантазии К.Сен-Санса»;
  2. «Музыка К.Сен-Санса в движении».

Надеюсь, представленный материал поможет педагогам-музыкантам в их творческой работе.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова. Москва «Просвещение» 2008.

      2.   ФГОС в начальной школе http://www.svetlogorsk-edu.ru/main/kidschool/fgos.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Методическая разработка группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР (в контексте формирования универсальных учебных действий), участвовавшая в сетевом конкурсе методических разработок в дошкольной образовательной

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих ...

Формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.

Представление опыта «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе подготовки к школе» на районном семинаре учителей начальных классов «Формирование УУД в начальной школе»....

Формирование универсальных учебных действий на основе фонематического развития"

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем, освоения письма и чтения....

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр

Методическая разработка предназначена для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада.Завершение дошкольного периода и поступление в школу-это сложный и ответственный этап в жизни ребё...