Формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Представление опыта «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе подготовки к школе» на районном семинаре учителей начальных классов «Формирование УУД в начальной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_uud.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

(cлайд 1)

Формирование универсальных учебных действий  у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определённую стадию развития,

проделанную ребёнком».

                                                                              Л.С.Выготский

В последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» -  к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме  образования. Этот переход находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

Ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться становится основанием преемственности разных ступеней образовательной системы. (слайд 2) Все это предъявляет повышенные требования к предшкольной подготовке первоклассника, актуализирует проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.

Дошкольное образование призвано обеспечить формирование фундамента школьной готовности, которое должно осуществляться естественно и непринуждённо в рамках специфически детских видов деятельности.

(слайд 3)  Для того, чтобы создать наиболее благоприятные психолого-педагогические условия для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика,  адаптации к обучению в начальной школе, нами была взята на вооружение развивающая программа доктора психологических наук, профессора В.Т. Кудрявцева, построенная, в свою очередь, на технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина, главной задачей которой является формирование у дошкольников готовности к современному (развивающему) школьному обучению. Причём данная программа прямо нацелена на комплексное обеспечение преемственности дошкольного и начального образования. Осознавая значимость процесса развития ребёнка, мы не рассматриваем готовность к школе как определённый объём полученных знаний и умений, не учим дошкольника учиться, а формируем у детей предпосылки и основы умения учиться. Перспективной же задачей для нас станет разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию программы развития универсальных учебных действий на этапе предшкольного образования, так как оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени необходимо не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий (далее УУД).

(слайд 4) На ступени предшкольного образования выделяют следующие виды УУД, которые возможно сформировать в соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям:

- личностные действия; 

- регулятивные действия; 

- познавательные действия; 

- коммуникативные действия.

Личностные универсальные учебные действия – это формирование внутренней позиции школьника (слайд 5). Одним из способов её становления, является игра в «школу», которая помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируется умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребёнок активно осваивает «мир вещей» (познавательная и активная деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). На «урок» ребят зовёт привычный для них колокольчик, листочки заменяют тетради и прописи, но пеналы и доска – настоящие. И ребят нисколько не смущает, что «учитель» стоит на стульчике, они внимательно его слушают и выполняют задания (слайд 6).

Следующим условием эффективности работы по осуществлению преемственности сада и школы является ознакомление детей со школой. Наши дошколята школы не боятся: уже прошло экскурсии в школьную библиотеку и столовую; физкультурные занятия проходят у ребят в школьном спортзале, там же проходят новогодние и другие утренники. В кабинете рисования школьники занимаются с логопедом, а в кабинете английского языка – шахматами. Весной ребята традиционно пойдут на экскурсию в школьные классы и даже посмотрят фрагмент урока; в феврале мы приглашены на праздник «Прощания с Букварём» к первоклассникам, нашим первым выпускникам, с многими из которых ребята хорошо знакомы. Нынешние первоклассники свободно курсируют между школой и садом, часто заходя в гости, рассказывают о своих успехах, показывают будущим первоклашкам свои дневники и тетради.

С будущим учителем ребята знакомятся на предшкольной подготовке, которая проходит непосредственно в группе детского сада, один раз в неделю и длится с ноября по март.

Чтение художественной литературы с обсуждением школьной жизни, заучивание стихов о школе, рисование на школьную тематику – всё это составляющие эффективной работы по формированию личностных УУД.

На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий (слайд 7) связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Произвольность выступает как умение ребёнка строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом; осуществлять планирование, контроль, коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Для его совершенствования  используются различные игры и упражнения, в которых происходит проигрывание ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.

(слайд 8) Обязательным элементом образа жизни старшего дошкольника является разрешение проблемных ситуаций. Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешённое противоречие, поэтому именно проблемные ситуации эффективно формируют ответственное поведение старших  дошкольников. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников, мы особое внимание уделяем детскому экспериментированию и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые способствуют обогащению опыта самостоятельной деятельности, развитию диалектического мышления, творческого воображения, изобретательской смекалки.

В старшем дошкольном возрасте развитию познавательной активности, на основе которой  формируются познавательные УУД (слайд 9), уделяется серьёзное внимание. Особую роль здесь занимает книга как источник новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные ответы. Второй год я мною реализовывается программа по приобщению старших дошкольников к чтению, целью которой является развитие интереса у детей к книге, к процессу чтения, к анализу художественного произведения. В процессе работы у ребёнка развивается вкус к любой аналитической деятельности, необходимой для современного человека. Полученные знания закрепляются в процессе длительного и разнообразного общения детей с литературой. (слайд 10) Результативным способом формирования познавательных УУД является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов; важными являются игры, побуждающие к проявлению интеллектуальной активности: схемы-знаки, зашифрованные записи, логические цепочки ит.п. Для совершенствования интеллектуальных умений детей предлагаются упражнения, направленные на наглядные определения сходства и различия, а также нахождение закономерных отношений путём умозаключения.

(слайд 11) Второй год наши ребята участвуют в турнире «Пони – готовься к школе!», который  раскрывает интеллектуальные особенности и творческий потенциал детей, развивает в них независимость, самостоятельность, получает получить признание взрослых и сверстников.

Способы формирования коммуникативных УУД у старших дошкольников разнообразны (слайд 12). Одним из эффективных способов формирования коммуникативных УУД являются коллективные работы по изодеятельности, аппликации, художественному труду, конструированию. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, воспитывается лёгкость и быстрота овладения знаниями и умениями. В коллективной деятельности дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Столь же важным способом является и трудовая деятельность дошкольников: уборка прогулочного участка, различные дежурства (слайд13). В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды; дежурство по подготовке к занятиям и уборке столов после него. Уходя домой, ребята обязательно проверят, стоит ли в «Графике дежурств» напротив их фамилий значок «Отличные дежурные». Также в этом году в нашей группе введено дежурство по книжному уголку, которое формирует бережное отношение к книге не только у непосредственных дежурных, но и у всех ребят в группе.

(слайд 14) Большую эффективность в процессе формирования коммуникации имеет игровая деятельность. Именно играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. В игре, особенно сюжетно-ролевой, развивается уверенность в себе, воображение, смекалка, ослабляются негативные эмоции, снижается агрессия, исчезают страхи, развиваются умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

(слайд 15) Трудно переоценить значение кружка «Бирюльки», который работает на базе наших групп. На занятиях кружка дети играют с давно незаслуженно забытыми игрушками из дерева, ваты, картона и др. натуральных  материалов. В игре дети учатся общаться с др. игроками, решают одну задачу. В игре стимулируется развитие речи, развивается память, внимание, терпение, усидчивость, аккуратность. Детальки игр так мелки, что манипуляции с ними являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития тонкой моторики.

 Также для наших дошкольников организован шахматный кружок, цель которого - обучить детей азам шахматной игры, которая способствует зарождению логического мышления, укреплению памяти, развитию изобретательности, наглядно-образного мышления, а также усидчивости, вдумчивости и целеустремлённости.

(слайд 17) Из всего выше сказанного следует, что в формировании УУД у дошкольников, необходимых для дальнейшего обучения в школе, применяются, по словам педагога и психолога В.В. Давыдова, «специфические детские виды деятельности». Развитие УУД у старших дошкольников способствует формированию в них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных  дисциплин учащимися школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».

Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности  в школе»....

Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо...

Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников

данный материал будет полезен родителям,чьи дети стоят на пороге поступления в школу.А также всем тем,кто интересуется умениями и навыками дошколенка....

Презентация квест-игры для старших воспитателей ДОУ "Формирование универсальных учебных действий у дошкольников"

Представленная презентация раскрывает основные принципы формирования УУД у детей дошкольного возраста. Предложены игры, задания в форме "Лаборатории Мозга"....

Программа конференции "Формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению в начальной школе»,2019

Программа конференции "Формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению в начальной школе",2019...

Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"

Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...

«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...