Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках
картотека по логопедии (средняя группа)
Для хорошей дикции и артикуляции всех звуков мышцы речевых органов должны быть натренированы. У детей с дефектами речи мускулатура языка, губ слабая, им необходима специальная гимнастика. Упражнения направлены на решение конкретных проблем. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие тренировочные задания можно включить в артикуляционную гимнастику для шипящих звуков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 597.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках
Для хорошей дикции и артикуляции всех звуков мышцы речевых органов должны быть натренированы. У детей с дефектами речи мускулатура языка, губ слабая, им необходима специальная гимнастика. Упражнения направлены на решение конкретных проблем. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие тренировочные задания можно включить в артикуляционную гимнастику для шипящих звуков.
Правильная артикуляция
Для чистого и четкого произношения звука [Ш] органы речи должны занять следующее положение:
- Губы округляются и выдвигаются слегка вперед.
- Зубки сближаются, оставляя небольшую щель (заборчик).
- Язык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней части неба, но не прижимается к нему.
- Бока язычка прикасаются к зубам.
- Звук [Ш] образуется в потоке воздушной струи, пускаемой по средней части языка.
- Голос в артикуляции участия не принимает, поскольку [Ш] глухой.
- Для произношения звонкого звука [Ж] язык занимает такое же положение, но необходимо участие голосовых связок.
Искажение или невозможность произношения шипящих звуков происходит из-за слабости мышц языка, открытого прикуса или укороченной подъязычной связки. Решить проблему поможет ежедневная артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.
Упражнения
В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука [Ш]. После его постановки звук [Ж] получится автоматически с добавлением голоса.
Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд.
Бублик
Цель: тренировка мышц губ.
У ребёнка зубки плотно сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед, чтобы резцы были видны. Фиксирует положение на 5 секунд.
Важные моменты: если у ребёнка не получается, то можно предложить детям удерживать ватную палочку между зубами.
Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.
Месим тесто
Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.
У ребёнка губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.
Важные моменты: следите за тем, чтобы ребенок тянул губы максимально широко.
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Блинчики
Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.
У ребёнка язык распластан. Положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.
Важные моменты: следите за тем, чтобы ребенок тянул губы максимально широко.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
Вкусное варенье
Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.
У ребёнка рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.
Важные моменты: педагог следит, чтобы губки и челюсти не смыкались, не двигались.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Чашечка
Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработка навыка подъема боковых краев язычка.
Губы и челюсти раскрыты, ротик растянут в улыбке. Ребенок достает язычок, поднимает вверх края язычка. Поднимает к верхней губе, но не прикасается к ней. Удерживаем позу рта по счету до 5-10.
Важные моменты: педагог следит, чтобы губки и челюсти не смыкались, не двигались.
Качели
Цель: тренировка мускулатуры язычка, растягивание короткой подъязычной перепонки, отработка навыка чередования положений языка.
Ребёнок широко улыбается, открывает рот. Язычок напряжен, тянется к верхним резцам кончиком. Поза фиксируется на 1-3 секунды. Затем язык подтягивается к верхним зубам, после к нижним. В обоих положениях нужно задерживаться на пару секунд. Сначала упражнения выполняются быстро, потом медленнее.
Важные моменты: нужно двигать только языком. Шевелить губками, подбородком, челюстью, чтобы помочь языку нельзя.
Грибок
Цель: растяжение перепонки под языком.
У ребёнка губы в улыбке, приоткрывает рот. Поднимает широкий язычок, прижимает его всей плоскостью к верхнему небу. Открывает рот еще шире, удерживает положение на 5 – 10 секунд.
Важные моменты: ребенок должен чувствовать напряжение подъязычной перепонки, степень ее растяжения, опускать челюсти нельзя даже при значительном дискомфорте. Ширина открытия рта увеличивается от разминке к разминке.
Фокус
Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.
Губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку.
Важные моменты: Если ребёнок выполняет задание верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно предложить детям пошипеть как змея.
Парус
Цель: снять тонус мускулатуры язычка, тренировать упругость кончика.
Ребенок открывает рот, поднимает язычок, упирает кончик в верхние резцы. Язык провисает как гамак. Задание статичное, нужно просто удерживать позу.
Важные моменты: упражнение исполняется под счет. Чем дольше ребенок удерживает язычок, тем лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках...

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)
В статье имеется описание артикуляционных упражнений для подготовки речевого аппарата к постановке шипящих звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ...

Комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков...

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Артикуляционную гимнастику проводит не только логопед но и родители. Такой подход позволяет ускорить процесс формирования базы.Артикуляционные упражнения для шипящих звуков нужны для того чтобы:вырабо...

Консультация для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков"
Консультация для родителей по выполнению артикуляционных упражнений для шипящих звуков ш, ж....

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Рекомендации по проведению упражненийПроводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут....
