"Применение метода биоэнергопластики в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с ТНР"
статья по логопедии

Бойко Наталья Владимировна

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, используется такой метод,  как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляются движения кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. А статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Применение метода биоэнергопластики в коррекции дефектов звукопроизношения  у детей с ТНР.

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод,  как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

.

упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой  5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Р

1.«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя». В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

2.«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

3.«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

4.«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и  кончиком языка « погладить» небо  вперед – назад (как кисточкой). Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

5.«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение влево – вправо.

6.«Грибок»

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

7.«Гармошка»

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

8.«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

9.«Дятел – барабанщик»

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Л

1. «Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

2.«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя». В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

3.«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10. Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

4.«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз. Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

5.Чередовать «Блинчик – Иголочка»

6.«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

7.«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк) Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

8. «Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

9. «Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

10.«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение влево – вправо.

11.«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ ("С", "З", "Ц")

1. "Заборчик" ("Улыбка").

Ход выполнения: Улыбнуться так, чтобы было видно верхние и нижние зубы, при этом удерживать позу на счет от 1 до 5. Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены. 

2. «Накажем непослушный язычок».

Ход выполнения: Улыбнуться, приоткрыв рот. Произносить: "пя-пя-пя", положив широкий язык на нижнюю губу, как бы похлопывая язык. После чего попытаться удержать широкий язык в спокойном положении (широкий язык распластан на нижней губе) при открытом рте под счет от 1 до 5. В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

3.    «Качели».

Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка дотронуться до альвеол (подержать там язык в течение 3 секунд) и опустить язык за нижние резцы (подержать язык в таком положении около 3 секунд). Выполнять упражнение следует около 5 - 9 раз. Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть - они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также губы не должны натягиваться на зубы. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

4.    «Почистим зубки».

Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы с внутренней стороны,  слева направо и справа налево. Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть - они должны быть неподвижны при выполнении упражнения. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение влево – вправо.

5. «Горка»

Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка дотронуться до основания нижних резцов, удерживать язык в таком положении на счет до 5. При этом спинка языка должна быть напряжена и выгнута. Важно, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а кончик языка был неподвижен. Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

6. «Загнать мяч в ворота». 

Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот. Поставить кончик языка за нижнии резцы и образовать по середине языка дорожку, на одном выдохе загонять ватный шарик в импровизированные ворота. Упражнение сложное и может получиться не с первого раза, важно обращать внимание на щеки: они не должны надуваться. Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд.

7. «Подуть через трубочку».

Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот. Язык свернут в трубочку, ребенок дует на бумажную полоску (шириной 3-5 см), расположенную на уровне лица ребенка, расстояние примерно в 10 см. Важно обращать внимание на щеки: они не должны надуваться. Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

8.  «Соломинка»

Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка упирется в основание нижних резцов. Положить соломинку посередине языка и подуть, второй конец соломинки лежит в стакане с водой. Вода в стакане начинает бурлить. Важно обращать внимание на щеки: они не должны надуваться. Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.


КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (Ш, Щ, Ж, Ч).

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. При упражнении «улыбка » ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены. При упражнении «трубочка» ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд.

3. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение влево – вправо.

4. «Конфетка» 

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см.  Выполнять медленно.

Ладонь располагается горизонтально, при поднятии языка вверх –пальцы (кроме большого) поднимаются одновременно в вертикальное положение.

5. «Грибок» 

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

6. «Вкусное варенье» 

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу. 

Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

 7. «Чашечка»    

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.

В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....

"Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"

Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп....

Применение метода "биоэнергопластики" в логопедической работе

Плюсы применения метода биоэнергопластики...

Конспект НОД «Путешествие в подводный мир» с применением метода «Биоэнергопластика»

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Подводный мир" для детей с ТНР старшего дошкольного возраста с применением ИКТ, метода "биоэнергопластика"...

Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе

Успешное применение метода энергопластики....

Артикуляционная гимнастика с применением метода биоэнергопластики

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь....