Особенности формирования волевого поведения у детей с речевыми нарушениями
презентация по логопедии
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.
Общее недоразвитие речи - собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Термин «общее недоразвитие речи» применяется к патологии речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики (Р.Е. Левина).
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Наблюдается недоразвитие волевой сферы.
Воля — это психический процесс, который проявляется как способность к выбору действий, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий, т. е. это индивидуальная способность к сознательной психической деятельности. Степень необходимого волевого усилия для достижения цели определяется силой воли. Волевое действие — это процесс принятия решения. По своей форме волевое действие бывает простым и сложным.
Простое волевое действие совершается тогда, когда потребность к действию почти автоматически переходит к самодействию. Сложное волевое действие происходит тогда, когда действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов действия (т. е. за чем это надо), принятие решения, составление плана действия.
В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества личности. Волевая деятельность у различных людей протекает по-разному: один проявляет настойчивость, другой не проявляет, один самостоятелен в принятии решений, другой, наоборот, внушаем, один поражает своей решительностью, другой нерешителен.
Воля - это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Надо развивать не абстрактную волю и даже не абстрактную «силу воли», а конкретные компоненты воли и конкретные проявления «силы воли» (волевые качества - целеустремленность, дисциплинированность), причем специфичными для них методами.
К основным волевым качествам личности относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, терпение, дисциплинированность. Это далеко не весь список волевых качеств, но, несомненно, эти качества способны организовать поведение, деятельность и, как следствие, жизнь.
В том случае, когда у ребенка имеются нарушения речи, создаются трудности для развития личности, в частности воли. Отмечаются также некоторые особенности воли: преобладание непроизвольности в познавательной деятельности, отсутствие необходимой мотивации деятельности и устойчивого интереса, несформированность или значительное нарушение всех видов контроля за собственной деятельностью (упреждающего, текущего, последующего), повышенная отвлекаемость и трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Дети часто отвлекаются на занятиях. Эти отвлечения проявляются в отвлечении на происходящее за окном, так же выполнение действий, не связанных с заданием. Например, ребенку дается задание нарисовать по образцу. Он начинает выполнять задание правильно, но нарисовав два-три элемента, ему надоедает, и он начинает рисовать что-нибудь свое, или отложит карандаш и будет рассматривать происходящее за окном.
Любое волевое действие является целенаправленным. Детей с нарушениями речи необходимо замотивировать, чтобы он захотел достичь той или иной цели, нужной для коррекции его нарушения. Для этого можно использовать различный стимульный материал (наглядные и сюжетные картинки, игрушки — герои занятий и т. д.).
Так же к волевой сфере относят терпение, выдержку и настойчивость. У детей с нарушениями речи эти качества ослаблены по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Терпение, настойчивость и выдержка помогут ребенку при выполнении заданий. Если эти качества у ребенка будут ослаблены, то при первой же трудности он легко отступит от задания и больше не захочет к нему возвращаться. Эти качества важны для детей не только для преодоления своего дефекта, но и для обучения в школе, институте и в дальнейшем для определения своего места в жизни. Вследствие этого необходимо эти качества у детей развивать, причем с раннего детства.
Нарушение таких качеств волевой сферы как решительность и смелость могут отразиться на преодолении дефекта. Ребенку будет сложно приступить к выполнению нового задания, артикуляционной гимнастики, а так же массажа, если он необходим для преодоления нарушения. Ребёнок будет бояться неизвестности, всего нового.
Таким образом, нарушение у дошкольников с ОНР волевой регуляции требует проведения с ними коррекционно-развивающей работы по формированию данного компонента самосознания с целью обеспечения подготовки детей к обучению в школе, так как эффективность предстоящего обучения детей напрямую зависит от сфорсированности у них произвольных познавательных процессов, операций самоконтроля, которые позволяют осуществлять учебную деятельность целенаправленно и результативно, обеспечивают сознательное усваивание учебного материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общее недоразвитие речи - собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Воля — это психический процесс, который проявляется как способность к выбору действий, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий. Волевое действие – это процесс принятия решения Простое Сложное
Этапы сложного волевого действия: цель; определение возможности ее достижения; определение мотивов, которые подкрепляют эти возможности; борьба мотивов (т.е. выбор доминирующего мотива); принятие одной из возможностей в качестве версии (гипотезы); осуществление принятого решения.
Волевые качества личности: целеустремленность; инициативность; решительность; настойчивость; терпение; дисциплинированность.
Особенности воли детей с речевыми патологиями: преобладание непроизвольности в познавательной деятельности, отсутствие необходимой мотивации деятельности и устойчивого интереса, несформированность или значительное нарушение всех видов контроля за собственной деятельностью (упреждающего, текущего, последующего), повышенная отвлекаемость и трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Формирование мелкой моторики рук детей, имеющих речевые нарушения"
В статье предложены рекомендации для родителей детей, имеющих речевые нарушения....

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».
Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....

Формирование связных высказываний у детей с речевыми нарушениями средствами мнемотехники (опыт работы)
описание опыта работы по теме...

Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....

Консультация на тему: «Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями»
Консультация на тему: «Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями» Развитие эмоциональной сферы детей дошк...
Консультация для родителей: "Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста".
В материале дается характеристика словарного запаса детей с нарушениями речи, описаны способы родительского воздействия для преодоления речевых нарушений....

Особенности изучения английского языка для детей с речевыми нарушениями
В данной статье даны рекомендации по изучению английского языка для детей старшего дошкольного возраста...