Коррекционный курс индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми ТНР (5-6лет)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Наталья Геннадьевна Тастанбекова

Коррекционный курс индивидуальной работы

учителя-логопеда с детьми ТНР (5-6лет) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnr_5-6_let_marshrut.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад «Радуга» с.Майма»

Ознакомлен(а):                                                                              Утверждаю:

________________________                                                       Заведующая МАДОУ

«____»_______________2024г.                                                  __________ФИО

                                                                                                            «_____»_____________2024г.

                                                                                                            Приказ №________________

Коррекционный курс индивидуальной работы

учителя-логопеда с детьми с  ТНР 5-6 лет на 2024-2025г.

На основании заключения ЦПМПК, ребенку рекомендовано коррекционно-развивающая программа ДО для обучающихся с ТНР.

Ф.И.О. ребенка: ФИО

Дата рождения:

Культурно-гигиенические навыки достаточно сформированы в соответствии с возрастом, мальчик самостоятельно  одевается, раздевается,  умеет складывать свою одежду, не требуется постоянный контроль и помощь со стороны взрослых при выполнении действий по самообслуживанию (мыть руки, насухо вытираться полотенцем, правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть, одеваться и раздеваться).

Общение со взрослыми носит ситуативный характер, сам мальчик  в активный диалог не вступает, но на вопросы взрослых  отвечает. Внимание и память носят непроизвольный характер, мышление наглядно-действенное, решение практических задач выполняет методом проб и ошибок.

Словарный запас ниже возрастной нормы. Самостоятельного рассказа нет, беседа в вопросно-ответной форме, причинно-следственные связи самостоятельно на устанавливает.

Фонематический слух сформирован недостаточно. Аппозиционные звуки дифференцирует с многочисленными ошибками. Фонематические анализ, синтез и представления не сформированы.

Ребенок не знает буквы алфавита, не читает. При пересказе текста упускает главные события. Мальчик        знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы,  ориентируется в основных понятиях времени. Познавательные интересы в учебной сфере не сформированы. Мальчик принимает активное участие в организованной деятельности.  Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание не всегда адекватная. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но устойчивые.

Следует отметить, что ребенок аккуратен, отзывчив на просьбу взрослого  и всегда  помогает воспитателю.

Цель. Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. 

Задачи.

1. Формирование системы сенсорных эталонов и развитие навыков ориентировки в пространстве и во времени.

2. Обогащение знаний о предметах и объектах окружающего мира, развитие способов восприятия.

3. Развитие осязания и тактильной чувствительности, мелкой и общей моторики.

4. Эмоционально-личностное развитие ребенка.

5. Развитие психических процессов.

6. Развитие навыков коммуникации.

7. Обогащение словарного запаса.

8. Развитие связной речи.

9. Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения.

10. Формирование фонематических представлений, подготовка к обучению грамоте.

11. Формирование элементарных математических представлений.

12.Формирование интереса кзанятием изобразительной деятельности. Обучать в рисовании, лепки, аппликации.

Изображать простые предметы. Развивать мелкую моторику.

Индивидуальный образовательный маршрут

Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)

1.Лексические темы: «Наш детский сад», «Игрушки», «Звуки вокруг нас», «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Сад — огород», «Перелетные птицы», «Наше тело», «Дикие животные», «Дикие животные зимой».

2.Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

  • развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда;
  • выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
  • формировать практическое усвоение простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных;
  • формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;
  • формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными;
  • формировать практическое усвоение и понимание антонимов;
  • формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ.

б) Развитие связной речи:

  • учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме;
  • учить навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов;
  • формировать навыки диалогической речи.

в) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • познакомить с понятиями «ряд»;
  • формировать понятия «звук», «гласные звуки»;
  • познакомить со звуками «У», «А», «И»;
  • формировать умение выделять звуки «У», «А», «И» из начала слова;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • формировать просодическую сторону речи;
  • формировать ритмическую структуру речи.

г) Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

  • познакомить с органами артикуляции;
  • развивать артикуляторную моторику;
  • формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;
  • формировать общую моторику и координацию движений;
  • формировать мелкую моторику.

Декабрь, январь, февраль (2-й период обучения)

  1. Лексические темы: «Зима»,Зимние забавы, «Новогодняя елка», «Зима.Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь», «Наши защитники», «Головные уборы», «Весна».
  2. Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

  • формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
  • формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных;
  • формировать практическое усвоение и понимание синонимов;
  • формировать понимание и практическое усвоение предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, БЕЗ.

б) Развитие связной речи:

  • продолжать формировать и закреплять навыки составления простых распространенных предложений;
  • формировать навыки составления сложносочиненных предложений с союзами А, НО, И и сложноподчиненных предложений;
  • продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке, по сери ц картинок;
  • совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

в) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

  • формировать понятие «согласный звук»;
  • познакомить со звуками «О», «Э», «Ы», «М»;
  • продолжать формировать графические навыки и навыки буквенного анализа и синтеза.

г) Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

  • продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения.


Март, апрель, май (3-й период обучения)

  1. Лексические темы: «Мамин день», «Животные и птицы холодных стран, их детеныши и птенцы», «Домашние животные», «Домашние птицы и их птенцы», «Посуда», «Дом», «Мебель», «Россия.День Победы», «Транспорт, профессии на транспорте», «Профессии», «Лето, цветы, насекомые».
  2. Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

  • формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
  • формировать практическое усвоение простых способов словообразования:
  • прилагательных с уменьшительными суффиксами -ЕНЬК-, -ОНЬК-;
  • образование существительных с суффиксами -ИК-, -ИШК-, -ИЩ-, -НИК-, -НИЦА-, -ОНК-, -ЕНК- и др.;
  • формировать понимание и практическое усвоение предлогов НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ.

б) Развитие связной речи:

  • продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения;
  • формировать навыки составления творческого рассказа;
  • совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

в) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения;

  • продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения;
  • познакомить со звуками «П», «Т», «К»;
  • обучать звуковому анализу и синтезу односложных слов типа «мак»;
  • учить дифференцировать на слух и в речи звуки «И» — «Ы», «Т» — «К»;
  • продолжать работу по развитию слухового и зрительного внимания и памяти, которая проводилась в первом периоде обучения.

г) Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

  • продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения.

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад «Радуга» с.Майма»

Ознакомлен(а):                                                                                Утверждаю:

________________________                                                            Заведующая МАДОУ

«____»_______________2024г.                                                       _______________ФИО

                                                                                                           «_____»________________2024г.

                                                                                                            Приказ №__________________

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

учителя-логопеда с детьми с ТНР 5-6 лет на 2024-2025 учебный год.

На основании заключения ЦПМПК, ребенку рекомендовано коррекционно-развивающая программа ДО дляобучающихся с ТНР.

Ф.И.О. ребенка:ФИО

Дата рождения:

Учебный план на 2024-2025 учебный год

Период

Основное содержание работы

1 период

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить  ребенка вслушиваться в обращенную речь.

Учить  ребенка выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Учить ребенка преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Учить  ребенка использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

Учимся  некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закрепляем  навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;

• существительное им. п. 4- согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

Формировать навык составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточняю  произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].

Вызываю  отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], []], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закрепляю их на уровне слогов, слов, предложений.

2 период

Декабрь Январь Февраль

Формирование лексико-грамматических средств языка

Уточнять представления  об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

Учить  ребенка образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).

Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».

Учить   использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).

Расширять навык построения разных типов предложений.

Учить  распространять предложения введением в него однородных членов.

Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, 30 рассказы-описания, пересказ.

Формирование произносительной стороны речи

Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.

Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звукослогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’1, [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.

3 период

Март апрель, май

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов ( ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян ).

Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк, - оньк-.

Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).

Уточнять значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

• с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.);

• с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.). Расширять значения предлогов: к- употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами.

Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.

Учить составлять разные типы предложений:

• простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;

• сложноподчиненные  предложения  с придаточными предложениями  причины  (потому что), с дополнительными  придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).

Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»).

Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»).

Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).

Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).

Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Формирование произносительной стороны речи Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] -[з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]).

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак— лик»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал учета индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми

В журнале учета индивидуальной работы удобно фиксировать дату проведения индивидуальных занятий, направления и содержание коррекционной работы...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Коррекционный курс индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми ТНР (4-5 лет)

Коррекционный курс индивидуальной работыучителя-логопеда с детьми ТНР (4-5 лет)...

Коррекционный курс индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми ТНР (6-7 лет)

Коррекционный курс индивидуальной работыучителя-логопеда с детьми ТНР (6-7 лет)...