Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в работе учителя-логопеда"
учебно-методический материал по логопедии

Камышова Людмила Валериевна

Цель мастер-класса - раскрыть такие понятия как нейропсихология, нейрокоррекция и рассказать о нейрокоррекционных упражнениях, используемых в работе логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа № 14

муниципального образования Темрюкский район

   

 

 

 

  МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Нейропсихологическая диагностика и коррекция

в работе учителя-логопеда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Подготовил:

 учитель – логопед

Камышова Л.В.

                                                                                                                                                                                                                                                      

 

2024 г. 

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск наиболее эффективных методов помощи таким  детям  является актуальной проблемой современной педагогики, психологии и дефектологии.

Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Известными ученными в этой области являются Александр Романович Лурия, Анна Владимировна Семенович, Татьяна Васильевна Ахутина, Любовь Семеновна Цветкова и др.

Согласно работам Александра Романовича Лурия, все отделы головного мозга условно делятся на три блока: 1) блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок); 2) блок приема, хранения и переработки информации (когнитивный блок); 3) блок программирования, регуляции и контроля.

Таким образом, детей, имеющих трудности в обучении, можно разделить на три группы: дети с нарушением нейродинамики; дети с нарушением когнитивной сферы и дети с нарушением регуляции и контроля.

Для детей первой группы характерны следующие признаки: повышенная истощаемость, колебание активности во время занятия, гиперактивность, наличие синкинезий, нарушение непроизвольного компонента внимания.

Дети второй группы отличаются нарушениями зрительного, слухо-речевого, тактильного восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия.

У детей третьей группы страдают три функции – цель, программа, контроль. Они испытывают трудности планирования и планомерного выполнения действия. У них нарушена самоорганизация, произвольный компонент внимания.

Комплексную методику нейропсихологической коррекции и абилитации процессов развития в детском возрасте разработала А.В. Семенович. Данная методика включает упражнения для всех групп детей.

Что же такое нейрокоррекция?

Нейрокоррекция- это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.

 

Необходимо заметить, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.

Рассмотрим нейрокоррекционные упражнения для каждой группы детей. Их довольно много, поэтому мы остановимся на тех, которые часто используем в работе.

Упражнения для повышения нейродинамики (1функциональный блок мозга).

1. Дыхательные упражнения.

Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации стресса обеспечить мозг кислородом. (можно описать упр. «Шарик», «Ветерок» - на медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать струю так, чтобы получился звук ветра).

2. Упражнения для нормализации тонуса.

Направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т.к. гипо или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.

Упражнения на расслабление. Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения.

В традиционном варианте это упражнение выполняется таким образом. Дети кладут голову на парту. Затем педагог предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, листок. Необходимо проверить, полностью ли расслаблено тело ребенка, устранить зажимы. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 4-5 минут. Но учитывая особенности детей, с которыми мы работаем, им сложно представить себя чем-либо, поэтому предлагаем упражнение в более доступной форме. Мы спрашиваем, были дети на море, помнят ли они как, они лежали на песочке, отдыхали.

«Фея сна». Фея сна поочередно подходит к детям, касается плеча волшебной палочкой, и те закрывают глаза, расслабляют мышцы и «засыпают».

«Лентяи». Вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы - лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре.

Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.

«Силачи» -  наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

Аналогичные варианты упражнения «Камень – вата», «Тряпичная кукла - оловянный солдатик».

Когнитивные упражнения (2 функциональный блок мозга)

В этот блок входят упражнения для развития зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, фонематических процессов, межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, речи.

С этими упражнениями вы все знакомы, т.к. это непосредственная работа учителя-дефектолога. Более подробно хочется остановиться на упражнениях на межполушарное взаимодействие.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по – своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.

Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. 

Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы, как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности.

        Игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

        В своей работе мы используем различные пособия: лабиринты, зеркальное рисование, балансировочные доски.

        Сейчас предлагаю вам порисовать двумя руками. Задания для вас более сложные, по сравнению с теми, что мы даем детям. (Раздаю задания).

        Хочу заметить, что перед тем как предлагать ребенку зеркальное рисование, мы обучаем его проходить лабиринты двумя руками. Вначале необходима помощь педагога, задание выполняем «рука в руке», затем ребенок выполняет самостоятельно. После предлагаем зеркальное рисование, контролируя, как ребенок держит карандаш или фломастер. На начальном этапе некоторым детям также необходима аналогичная помощь педагога.

Следующее пособие, которое мы используем в работе это балансировочная доска.

Упражнения на балансировочной доске

Работа с балансиром начитается  с самых простых упражнений и по мере усвоения заданий усложняется.

  1. Одно из самых первых умений - это вставать и уходить с балансира.

Наступай на доску слева; справа; спереди; сзади.

  1. После освоения навыка стоять, добавляем движения телом

Стоя на балансире выполнять движения головой или наклоны корпусом. Что усложняет задачу - нужно не только поймать равновесие, но и поработать в нем. И здесь активно включается и мозг, и множество мышц.

а)Покачайся вперед, назад; б)Теперь закрой глаза и покачайся;

в)протяни руки вверх, в стороны, вниз, вперед (можно чередовать)

  1. Следующий уровень - это работа с лабиринтом

Задача попробовать устоять на ногах и управлять лабиринтом. Для начала предложите ребенку попробовать найти баланс и попробовать закатить шарик в центр лабиринта ногами. Маленькие движения для управления шариком на этой доске отлично включают все тело.

  1. Усложняем, добавляем занятия для рук. Для этого подключаем к игре мешочек.

а) даем в руки мешочек и просим ребенка положить и поднять его, сначала правой рукой, затем левой; попеременно (берет правой, кладет левой); обеими руками.

б) кидать и ловить мешочек (в паре с педагогом);

в) подкидывать мешочек вверх и ловить его;

г) перекидывание мешочка из одной руки в другую спереди; над головой; сзади.

Игры с мячом.

а) кидать и ловить мяч (в паре с педагогом); усложнение – мяч кидать с отскоком;

б) отбивать мяч (в паре с педагогом); усложнение – отбивать с отскоком.

  1. И уровень "профессионал". Комбинируем физические упражнениям на баланс и координацию с заданиями для развития речи.

Держим баланс на доске, берем сменный лабиринт в руки и перемещая шарик и ОДНОВРЕМЕНННО работаем с логопедическим упражнениями.

        Мы рассмотрели с вами когнитивные упражнения, которые относятся ко 2-му функциональному блоку.

Формирование произвольной саморегуляции (3 функциональный блок мозга).

Основная цель  формирование произвольного внимания, навыков регуляции и контроля. Ведь формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль – непременные условия адекватности любой деятельности.

Необходимо сформировать навыки на двигательном уровне. Предлагаются упражнения, в ходе которых ребенок должен отреагировать на определенный сигнал.

Упражнения для формирования произвольного внимания.

«Флажки» - задаются сигналы: желтый флажок – прыгаем, зеленый – маршируем, синий – хлопаем в ладоши.

«Я кубик несу, и не уроню» - ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

«Шаловливая минутка» - детям объясняют: "Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать... Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда (Прием Кластер)"

Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения....

Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

мастер - класс для воспитателей «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Одной из актуальных проблем современного образования остаётся проблема повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возм...