Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Д"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Моисеева Ирина Сергеевна

Конспект для детей подготовительной группы с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_d.docx70.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква «Д»»

Цель: создание условий для успешного знакомства с буквой Д.

Задачи:

1. Познакомить  детей с согласным звуком  [Д], [Д‘]  и графическим образом буквы Д.

2.Закрепить  умение  детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Д], [Д‘].

3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком.

4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения,  навыки словообразования прилагательных от существительных.

5. Развивать фонематический слух,  мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.

6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.

7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование: картинки с предметами со звуком «Д», мягкие и твёрдые игрушки, картотека графических диктантов, разрезные картинки с разными предметами на звук «Д», домики с заданиями, образец печатания маленькой и заглавной букв.

Ход занятия

1.Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать  букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наши помощники: Даша и Дима. Давайте собираться в путь.

2. Работа над дыханием и голосом

Ой, ребята, посмотрите,  сколько здесь разных камней, они мешают нам пройти. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше  камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.

               Дидактическая игра «Назови звук».

Вот мы и добрались  до нужного места. А вот и домик перед нами, наверное там живут буквы. Нам, ребята, предстоит отгадать “Кто в каком домике живёт?” Дети отгадывают:

 лиса – в норе,  волк – в логове, медведь – в берлоге, белка – в дупле, бобёр – в хатке…

Правильно, ребята, это разные домики, но для каждого зверя это – дом. Давайте, ребята. Нарисуем по клеточкам дом для Даши и Димы.

3. Графический диктант «Домик».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве.

Ребята, посмотрите, сколько, много, получилось у нас домиков для Даши и Димы. А в каждом домике ребята для нас приготовили интересные задания.

1 задание.

На карточках нарисованы картинки: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево.

Дети называют слова, выделяя  первые звуки этих слов.

Дом [Д]       Дятел [Дь]

Педагог: Да  именно об этих звуках мы сегодня и будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Вопросы по схеме:

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, язычок)

- Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные). Значит, звуки  [Д] и [Дь] какие? (согласные).

- А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [Д] и [Дь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [Д] и [Дь] какие? (звонкие).

-Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

2 задание.

5. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Ребята, мы справились с заданием. Дети на столах работают с разрезными картинками ( составляем картинку из 2 частей): дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.

Все картинки можно разделить картинки еще на 2 группы:  слова, где звук Д и ДЬ встречается в начале слова -  собирают на зеленый коврик; слова, где  звуком Д и ДЬ встречаются в середине слова -  на коричневый.

3 задание.

 Давайте встанем в круг, Даша и Дима хотят с нами поиграть. Я говорю слово, а вы определяете какой звук (Д) в этом слове: мягкий или твёрдый.   Если  мягкий, то приносим по одной твердой игрушке в корзину, а если мягкий, то мягкую игрушку. В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки.

Слова: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.

 4 задание

 Посмотрите, наши проводники что-то заскучали. Давайте выполним щё одно задание.

6.Обозначение звуков [Д] и [Дь] буквой “Д”.

Ребята, звуки «д и дь» мы слышим, а видим мы что?  Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она – Д.

Дети садятся за столы для письменных работ. Педагог  показывает на карточке букву Д.

: Ребята, соберите букву  Д из элементов, которые лежат у каждого на столе.  А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

7. Пальчиковая гимнастика.

Ночью строим из окна.

Видим – полная луна.

Утром мы возьмём альбом

Нарисуем небо в нём.

Привезли огромный камень

И поставили фундамент.

Дом теперь красив на вид

Это буква «Д» стоит.

Дети конструируют  букву: из камней и скрепок.

Детям предлагается напечатать большую и маленькую буквы в тетрадях.

             5 здание

А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, а вы показываете мне сигнальную карточку: синюю или зелёную.

8. Игра «Камень и вата» 

Цель: если звук мягкий, то карточка зелёная, если твёрдый – синяя.

Молодцы. А сейчас я прочитаю предложения, а вы будите их заканчивать.

Жил да был весёлый гном,

Он в лесу построил ... (дом).

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал ... (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ... (домишко).

Старый, мудрый гном - гномище

Выстроил большой ... (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был ... (домосед).

А за печкой, за трубой

Жил у гнома ... (домовой)

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный ... (домовитый),

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс ... (домой).

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас ... (домашний).

Вечером привык встречаться

Гном с любимым ... (домочадцем) -

Вместе посмотреть кино,

Поиграть с ним в ... (домино).

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда ... (дома),

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот ... (дом).

Сколько слов получилось? Какое слово лишнее, не относится к слову "дом"?

Ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Правильно с буквой «Д». Найдите на рисунке фигуры с этой буквой и раскрасьте их одним любым цветом. Что получилось?

C:\Users\Екатерина\Desktop\БАЛЛЫ\8676_html_47f489b3.jpg

9. Итог занятия.

 Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали?  Чему научились? Что было для вас трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с

Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г

Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"

Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...