Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Д"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект для детей подготовительной группы с ТНР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква «Д»»
Цель: создание условий для успешного знакомства с буквой Д.
Задачи:
1. Познакомить детей с согласным звуком [Д], [Д‘] и графическим образом буквы Д.
2.Закрепить умение детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Д], [Д‘].
3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком.
4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения, навыки словообразования прилагательных от существительных.
5. Развивать фонематический слух, мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.
6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.
7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.
Оборудование: картинки с предметами со звуком «Д», мягкие и твёрдые игрушки, картотека графических диктантов, разрезные картинки с разными предметами на звук «Д», домики с заданиями, образец печатания маленькой и заглавной букв.
Ход занятия
1.Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наши помощники: Даша и Дима. Давайте собираться в путь.
2. Работа над дыханием и голосом
Ой, ребята, посмотрите, сколько здесь разных камней, они мешают нам пройти. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.
Дидактическая игра «Назови звук».
Вот мы и добрались до нужного места. А вот и домик перед нами, наверное там живут буквы. Нам, ребята, предстоит отгадать “Кто в каком домике живёт?” Дети отгадывают:
лиса – в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, белка – в дупле, бобёр – в хатке…
Правильно, ребята, это разные домики, но для каждого зверя это – дом. Давайте, ребята. Нарисуем по клеточкам дом для Даши и Димы.
3. Графический диктант «Домик».
Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве.
Ребята, посмотрите, сколько, много, получилось у нас домиков для Даши и Димы. А в каждом домике ребята для нас приготовили интересные задания.
1 задание.
На карточках нарисованы картинки: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево.
Дети называют слова, выделяя первые звуки этих слов.
Дом [Д] Дятел [Дь]
Педагог: Да именно об этих звуках мы сегодня и будем говорить.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Вопросы по схеме:
- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, язычок)
- Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные). Значит, звуки [Д] и [Дь] какие? (согласные).
- А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [Д] и [Дь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [Д] и [Дь] какие? (звонкие).
-Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).
2 задание.
5. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Ребята, мы справились с заданием. Дети на столах работают с разрезными картинками ( составляем картинку из 2 частей): дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.
Все картинки можно разделить картинки еще на 2 группы: слова, где звук Д и ДЬ встречается в начале слова - собирают на зеленый коврик; слова, где звуком Д и ДЬ встречаются в середине слова - на коричневый.
3 задание.
Давайте встанем в круг, Даша и Дима хотят с нами поиграть. Я говорю слово, а вы определяете какой звук (Д) в этом слове: мягкий или твёрдый. Если мягкий, то приносим по одной твердой игрушке в корзину, а если мягкий, то мягкую игрушку. В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки.
Слова: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.
4 задание
Посмотрите, наши проводники что-то заскучали. Давайте выполним щё одно задание.
6.Обозначение звуков [Д] и [Дь] буквой “Д”.
Ребята, звуки «д и дь» мы слышим, а видим мы что? Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она – Д.
Дети садятся за столы для письменных работ. Педагог показывает на карточке букву Д.
: Ребята, соберите букву Д из элементов, которые лежат у каждого на столе. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.
7. Пальчиковая гимнастика.
Ночью строим из окна.
Видим – полная луна.
Утром мы возьмём альбом
Нарисуем небо в нём.
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид
Это буква «Д» стоит.
Дети конструируют букву: из камней и скрепок.
Детям предлагается напечатать большую и маленькую буквы в тетрадях.
5 здание
А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, а вы показываете мне сигнальную карточку: синюю или зелёную.
8. Игра «Камень и вата»
Цель: если звук мягкий, то карточка зелёная, если твёрдый – синяя.
Молодцы. А сейчас я прочитаю предложения, а вы будите их заканчивать.
Жил да был весёлый гном,
Он в лесу построил ... (дом).
Рядом жил поменьше гномик,
Под кустом он сделал ... (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ... (домишко).
Старый, мудрый гном - гномище
Выстроил большой ... (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был ... (домосед).
А за печкой, за трубой
Жил у гнома ... (домовой)
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный ... (домовитый),
Мох, калину, зверобой -
Всё из леса нёс ... (домой).
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас ... (домашний).
Вечером привык встречаться
Гном с любимым ... (домочадцем) -
Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в ... (домино).
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда ... (дома),
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот ... (дом).
Сколько слов получилось? Какое слово лишнее, не относится к слову "дом"?
Ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Правильно с буквой «Д». Найдите на рисунке фигуры с этой буквой и раскрасьте их одним любым цветом. Что получилось?
9. Итог занятия.
Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали? Чему научились? Что было для вас трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с
Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г
Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"
Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...

