Карточка для взаимодействия с педагогами старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: "Аквариумные и пресноводные рыбы"
картотека по логопедии (старшая группа)

Самовилова Алла Владимировна

Материал адресован педагогам  групп коспенсирующей наравленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Разучивание стихов о пресноводных рыбах. Чтение рассказов Б. Житкова «Кружечка под елочкой», Н. Калининой «Как Вася ловил рыбу», «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина Составление плана рассказа о пресноводной рыбе на занятии по развитию речи. Изготовление рыбок в технике оригами на занятии по конструированию.

№72 3аучивание детьми стихов о пресноводных рыбах. [Развитие общих речевых навыков.]

1-йр е б ен о к.

В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась, —

Вот именно там обитает карась.

В. Нищев

2-й ребенок.

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам — страшный враг.

Догадался? Нет? Судак.

В. Нищев

3-й ребенок.

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушила без ерша

Вряд ли будет хороша.

Н. Нищева

4-й ребенок.

Щука — хищница речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть —

Страшно щуке в пасть попасть.

Игра  № 73  «Кого не стало?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи.]

Педагог помещает на магнитную доску пять картинок с изображениями пресноводных рыб.

Педагог . Посмотрите внимательно и запомните, изображения каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, кого не стало.

По команде воспитателя  дети закрывают глаза. В3рослый  убирает одну картинку.

Педагог. Кого не стало?

1-йребенок. Не стало щуки.

Игра № 74  «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Педагог . Помогите мне определить, какое слово лишнее в цепочке и почему. Сом, ерш, гурами, щука. Кто лишний?

1 -й р е б е н о к. Лишняя гурами. Это аквариумная рыбка, а сом, ерш и щука — пресноводные рыбы.

Воспитатель предлагает детям еще два-три подобных задания.

Игра с мячом  №75  «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

Педагог приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.

Педагог. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Педагог. Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Педагог. Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Педагог. А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Педагог. Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Педагог. Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Педагог. Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Педагог. Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

  № 76 Рассказ о пресноводных рыбах по  плану. [Развитие связной речи.]

.

Педагог. Давайте расскажем о пресноводных рыбах по плану, Назовите рыбу, скажите, где она обитает, чем питается. Опишите части тела рыбы.

1-й ребенок. Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы.

Игра с мячом №77  «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]

педагог. Поиграем в игру «Чей? чья? чьё? чьи?» Хвост щуки чей?

1-йребенок. Щучий.

Педагог. Усы сома чьи?

2-й ребенок. Сомовьи.

Педагог. Голова судака чья?

3-й ребенок. Судачья.

Педагог. Туловище окуня чье?

4-й ребенок. Окуневое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал    адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам

Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал адресован педагогам групп  компенсирующей напрвленности  и молодым специалистам...