Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной группе «Жизнь и быт Донских казаков»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Алентьева Анастасия Денисовна

Цель: закрепить знания детей о истории и культуре Донского края.

Задачи:

Образовательная: способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к истории своего народа, к его культуре и традициям.
  • Развивать речемыслительную память.
  • Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.
  • Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_o_kazakah.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной группе «Жизнь и быт Донских казаков»

Цель: закрепить знания детей о истории и культуре Донского края.

Задачи: 

Образовательная: способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к истории своего народа, к его культуре и традициям.
  • Развивать речемыслительную память.
  • Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.
  • Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.

Предварительная работа: чтение книг «Славен Дон» М.П. Астапенко, М.А. Шолохова «Нахаленок», заучивание казачьих слов и выражений, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, знакомство с музыкальным творчеством донских казаковказачьих танцев и песен, рассматривание народных костюмов казаков, работа с картой Ростовской области, беседа о реке Дон.

Материал и оборудование: шкатулка, грамота с исчезнувшими словами пословиц для игры «Дополни слова», компьютер, проектор.

Ход занятия:

Этапы занятия

Речь и действия учителя-логопеда

Речь и действия детей

Организационный момент

- Ребята, посмотрите, какая старинная у меня вещь, как вы думаете, что это?

- Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте её откроем! (Достаётся письмо и читается стихотворение)

На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!

Где жили наши деды, где совершали подвиги они.

Здесь дышится намного легче и свободней,

Любимый наш ты - край Донской!

Казачий край, ты край раздольный!

Гордимся мы твоей судьбой!

-  О чем говорится в этом стихотворении?

-  Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой родине. Для нас малой родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон.

Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!

- Ребята, давайте посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне (звучит казачья песня «Ой, то не вечер»).

- Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.

-  Шкатулка.

- О родном крае.

Основная часть

- Давным-давно, вдоль берега реки Дон, где было много рыбы и дикой птицы, стали селиться люди, которые себя называли вольными казаками. Они были смелыми, всегда готовы сражаться за свою землю. Ну а землю, на которой они жили, так и прозвали Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского.

- Итак, кто же такие казаки?

- Верно. Они жили вдоль берега реки Дон. Главная задача казаков – оберегать границы государства. Духом они были смелы, храбры и отважны, характером живы и веселы. А как одевались казаки?

- Как одевались мужчины казаки?

- А как одевались казачки?

- Совершенно верно. Скажите, ребята, а как назывались дома, в которых жили казаки?

- Что значит – курень?

- Каким же домашним хозяйством занимались казаки?

- Казаки умели не только работать, но и очень любили петь. Песни у казаков, как мы уже слышали – раздольные, как степи.

- Казаки – это вольные и смелые люди, которые жили вдоль берега реки Дон. Они всегда были готовы встать на защиту своей земли.

-  Красиво.

- Мужчины носили штаны – шаровары, рубахи и кафтаны. На голове носили папаху, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались на пояс.

- Казачки носили юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом, а кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.

-  Курени.

-  Это жилище казаков.

- Ловили рыбу, выращивали сады, виноград, скот, сеяли хлеб, строили дома.

Физминутка «Казачья дискотека»

- Ну а теперь, давайте немного отдохнём, да потанцуем под казачьи песни.

Танцуют.

Основная часть

- Кто мне скажет, какие по характеру были казаки?

-  Смелые, ловкие, сильные, решительные.

Словесная игра «Вспомни пословицу»

Достаётся из шкатулки грамота, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца.

Казак без коня – как соловей …без чего?

Казак с конем (когда?) - …. .

Казачьи песни слушать – что… ложкой кушать.

Казак без атамана…кто?

Ветру – поле, а казаку – …что?

Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? 

Дети называют исчезнувшие слова.

- Песни.

- И ночью, и днём.

- Мёд.

- Сирота.

- Воля.

- Пирожком.

Основная часть

- Главным украшением казака считалось оружие: шашка, копьё, нагайка.

В старину обычно говорили: «Нагайкой владеешь - силу имеешь».

- В казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?

- Знаете какие - ни будь казачьи блюда?

- Казаки считали, что тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

- Скажите, пожалуйста, что брали с собой казаки, уезжая из родного дома на службу?

- Правильно. Они хранили ее в небольшом расшитом мешочке на груди у самого сердца, считая, что она придает им сил в бою. Это не простая земля – это наша родная земля. Это наша – Родина.

- Надо быть скромным и честным.

- Без согласия родителей не решался ни один вопрос.

- К отцу и матери обращались только на «Вы».

- Казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок.

- Казаки ловили рыбу и из неё варили уху и жарили.

- Из теста пекли пироги, готовили лапшу,  вареники с творогом и  картошкой.

- Варили узвар.

- Землю.

Заключительная часть

- Кто знает, как называется земля, на которой мы живем? 

- А почему возникло такое название? Донская земля?

- Давайте, найдем на карте Ростовской области реку Дон. 

- Что вы знаете об этой реке, какая она?

- Тихий Дон – колыбель казачества. Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года, его красотой восхищаются жители Донского края. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал ее называл по – разному, но всегда ласково. Какие названия реки Дон вы слышали?

- Почему люди так почтительно к ней относились?

- Совершенно верно. На Дону очень любили играть, поиграем в игры с вами, да проверим, кто внимательно слушал и всё запомнил.

 Проводится интерактивная игра "Донских казаков легко узнать по...", "Словарь казачьих слов".

- А теперь посмотрим, кто у нас самый внимательный (проводится интерактивная игра "Найди пару")

- Настало время прощаться. Вы такие молодцы! Я уверена, что наши предки гордились бы вами!

- Донская земля.

- Потому что, главная река Ростовской области – Дон.

Рассматривают карту и находят реку Дон.

- Она широкая, большая, тянется далеко по всей нашей области.

- Дон – Иванович, Дон – батюшка, Тихий Дон, Дон кормилец.

- Река давала им пищу и воду.

Играют в интерактивные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной группе на тему «Хлеб».

Цель: учить детей подбирать слова-признаки к заданному слову; слушать рассказ с установкой на пересказ; отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать умение выполнять звуковой анализ слова; дели...