Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной группе «Жизнь и быт Донских казаков»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей о истории и культуре Донского края.
Задачи:
Образовательная: способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа, к его культуре и традициям.
- Развивать речемыслительную память.
- Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.
- Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной группе «Жизнь и быт Донских казаков»
Цель: закрепить знания детей о истории и культуре Донского края.
Задачи:
Образовательная: способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа, к его культуре и традициям.
- Развивать речемыслительную память.
- Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.
- Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.
Предварительная работа: чтение книг «Славен Дон» М.П. Астапенко, М.А. Шолохова «Нахаленок», заучивание казачьих слов и выражений, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, казачьих танцев и песен, рассматривание народных костюмов казаков, работа с картой Ростовской области, беседа о реке Дон.
Материал и оборудование: шкатулка, грамота с исчезнувшими словами пословиц для игры «Дополни слова», компьютер, проектор.
Ход занятия:
Этапы занятия | Речь и действия учителя-логопеда | Речь и действия детей |
Организационный момент | - Ребята, посмотрите, какая старинная у меня вещь, как вы думаете, что это? - Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте её откроем! (Достаётся письмо и читается стихотворение) На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли! Где жили наши деды, где совершали подвиги они. Здесь дышится намного легче и свободней, Любимый наш ты - край Донской! Казачий край, ты край раздольный! Гордимся мы твоей судьбой! - О чем говорится в этом стихотворении? - Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой родине. Для нас малой родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон. Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край! - Ребята, давайте посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне (звучит казачья песня «Ой, то не вечер»). - Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать. | - Шкатулка. - О родном крае. |
Основная часть | - Давным-давно, вдоль берега реки Дон, где было много рыбы и дикой птицы, стали селиться люди, которые себя называли вольными казаками. Они были смелыми, всегда готовы сражаться за свою землю. Ну а землю, на которой они жили, так и прозвали Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского. - Итак, кто же такие казаки? - Верно. Они жили вдоль берега реки Дон. Главная задача казаков – оберегать границы государства. Духом они были смелы, храбры и отважны, характером живы и веселы. А как одевались казаки? - Как одевались мужчины казаки? - А как одевались казачки? - Совершенно верно. Скажите, ребята, а как назывались дома, в которых жили казаки? - Что значит – курень? - Каким же домашним хозяйством занимались казаки? - Казаки умели не только работать, но и очень любили петь. Песни у казаков, как мы уже слышали – раздольные, как степи. | - Казаки – это вольные и смелые люди, которые жили вдоль берега реки Дон. Они всегда были готовы встать на защиту своей земли. - Красиво. - Мужчины носили штаны – шаровары, рубахи и кафтаны. На голове носили папаху, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались на пояс. - Казачки носили юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом, а кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы. - Курени. - Это жилище казаков. - Ловили рыбу, выращивали сады, виноград, скот, сеяли хлеб, строили дома. |
Физминутка «Казачья дискотека» | - Ну а теперь, давайте немного отдохнём, да потанцуем под казачьи песни. | Танцуют. |
Основная часть | - Кто мне скажет, какие по характеру были казаки? | - Смелые, ловкие, сильные, решительные. |
Словесная игра «Вспомни пословицу» | Достаётся из шкатулки грамота, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца. Казак без коня – как соловей …без чего? Казак с конем (когда?) - …. . Казачьи песни слушать – что… ложкой кушать. Казак без атамана…кто? Ветру – поле, а казаку – …что? Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? | Дети называют исчезнувшие слова. - Песни. - И ночью, и днём. - Мёд. - Сирота. - Воля. - Пирожком. |
Основная часть | - Главным украшением казака считалось оружие: шашка, копьё, нагайка. В старину обычно говорили: «Нагайкой владеешь - силу имеешь». - В казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы? - Знаете какие - ни будь казачьи блюда? - Казаки считали, что тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков. - Скажите, пожалуйста, что брали с собой казаки, уезжая из родного дома на службу? - Правильно. Они хранили ее в небольшом расшитом мешочке на груди у самого сердца, считая, что она придает им сил в бою. Это не простая земля – это наша родная земля. Это наша – Родина. | - Надо быть скромным и честным. - Без согласия родителей не решался ни один вопрос. - К отцу и матери обращались только на «Вы». - Казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок. - Казаки ловили рыбу и из неё варили уху и жарили. - Из теста пекли пироги, готовили лапшу, вареники с творогом и картошкой. - Варили узвар. - Землю. |
Заключительная часть | - Кто знает, как называется земля, на которой мы живем? - А почему возникло такое название? Донская земля? - Давайте, найдем на карте Ростовской области реку Дон. - Что вы знаете об этой реке, какая она? - Тихий Дон – колыбель казачества. Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года, его красотой восхищаются жители Донского края. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал ее называл по – разному, но всегда ласково. Какие названия реки Дон вы слышали? - Почему люди так почтительно к ней относились? - Совершенно верно. На Дону очень любили играть, поиграем в игры с вами, да проверим, кто внимательно слушал и всё запомнил. Проводится интерактивная игра "Донских казаков легко узнать по...", "Словарь казачьих слов". - А теперь посмотрим, кто у нас самый внимательный (проводится интерактивная игра "Найди пару") - Настало время прощаться. Вы такие молодцы! Я уверена, что наши предки гордились бы вами! | - Донская земля. - Потому что, главная река Ростовской области – Дон. Рассматривают карту и находят реку Дон. - Она широкая, большая, тянется далеко по всей нашей области. - Дон – Иванович, Дон – батюшка, Тихий Дон, Дон кормилец. - Река давала им пищу и воду. Играют в интерактивные игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."
Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»
Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной группе на тему «Хлеб».
Цель: учить детей подбирать слова-признаки к заданному слову; слушать рассказ с установкой на пересказ; отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать умение выполнять звуковой анализ слова; дели...
