Презентация "Развитие мелкой моторики у детей с ТНР (ОНР)"
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)
Тяжелые и множественные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с нарушениями отмечается недостаточность двигательных навыков:
скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тяжелые и множественные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка. У многих детей с нарушениями отмечается недостаточность двигательных навыков: · скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; · недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Развивая мелкую моторику рук на занятиях, воздействуем на внутренние органы
Развитие моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика тесно связана с работой зрительного анализатора и с высшими психическими функциями: памятью, восприятием, вниманием, речью. Чем лучше развита моторика, тем эффективнее работает нервная система. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев рук, мы передаем импульсы в речевые центры, и это способствует появлению речевых реакций. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется. Учитывая сложную структуру дефекта воспитанников, работа по всем направлениям данной темы имеет практическую значимость, так как позволяет обеспечивать возможное развитие, поддержку развития каждого ребенка в возможном диапазоне.
1 ) Самомассаж; 2) Упражнения с массажными мячами (су-джок, кольца). 3) Игры с мелкими предметами (конструкторы, бусины, прищепки, крупа и тд), игры с бумагой, игры на развитие тактильного восприятия. 4)Пальчиковые игры. 5) Лепка, аппликация, рисование, конструирование. 6) Шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застегивание и расстегивание пуговиц. Методы для развития мелкой моторики обучающихся с ТНР.
Самомассаж является разновидностью массажа, отличительной чертой которого является самостоятельное выполнение массажных воздействий на поверхности тела. Рекомендуется использовать самомассаж в игровой форме , что является не только наиболее продуктивным методом воздействия, но и увлекательным занятием. Упражнения с массажными мячами. Мячи представляют собой круглую резиновую основу, покрытую мягкими закругленными шипами.
Су - Джок Су- джок терапия стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Руки имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
Пальчиковые игры Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Игры на развитие тактильного восприятия. Узнавание ребенком предметов на ощупь дает возможность правильно держать кисть, у ребенка активируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь. Ощупай и расскажи. Горячая – холодная. Чудесный мешочек. Найди такой же.
Шнуровки Эти игры развивают координацию, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», способствуют развитию речи. В играх со шнуровками так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук.
Игры с песком . Когда дети трогают руками песчинки, у них развивается мелкая моторика рук, глазомер. Песок развивает творческие способности ребенка, вместе с этим дети учатся работать и добиваться цели. Я пеку, пеку Угадай на ощупь Норки для мышки Волшебные отпечатки
Занятия с крупами Прячем ручки Пересыпаем крупу Покормим птичек Разложи по тарелочкам
Игры с пластилином . Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития ребенка. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами. Гнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски Готовим обед
Рисование. Это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу и песке, на асфальте. Полезно рисовать пальцами, ладонью, палочкой, делать отпечатки поролоном, ватными палочками.
Аппликация Чтобы пальцы ребенка стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, необходимо использовать игры с бумагой. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать.
Процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное заниматься систематически, не забывать хвалить его даже за небольшие достижения и результаты не заставят себя ждать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"
в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
