Презентация "Развитие мелкой моторики у детей с ТНР (ОНР)"
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Магеррамова Ольга Владимировна

Тяжелые и множественные  нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию  развития, которая без  соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
 У многих детей с нарушениями отмечается недостаточность двигательных навыков:
 скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
 недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
  Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у детей с ТНР (ОНР) В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» — заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант.

Слайд 2

Тяжелые и множественные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка. У многих детей с нарушениями отмечается недостаточность двигательных навыков: · скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; · недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.

Слайд 3

Развивая мелкую моторику рук на занятиях, воздействуем на внутренние органы

Слайд 4

Развитие моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика тесно связана с работой зрительного анализатора и с высшими психическими функциями: памятью, восприятием, вниманием, речью. Чем лучше развита моторика, тем эффективнее работает нервная система. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев рук, мы передаем импульсы в речевые центры, и это способствует появлению речевых реакций. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется. Учитывая сложную структуру дефекта воспитанников, работа по всем направлениям данной темы имеет практическую значимость, так как позволяет обеспечивать возможное развитие, поддержку развития каждого ребенка в возможном диапазоне.

Слайд 5

1 ) Самомассаж; 2) Упражнения с массажными мячами (су-джок, кольца). 3) Игры с мелкими предметами (конструкторы, бусины, прищепки, крупа и тд), игры с бумагой, игры на развитие тактильного восприятия. 4)Пальчиковые игры. 5) Лепка, аппликация, рисование, конструирование. 6) Шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застегивание и расстегивание пуговиц. Методы для развития мелкой моторики обучающихся с ТНР.

Слайд 6

Самомассаж является разновидностью массажа, отличительной чертой которого является самостоятельное выполнение массажных воздействий на поверхности тела. Рекомендуется использовать самомассаж в игровой форме , что является не только наиболее продуктивным методом воздействия, но и увлекательным занятием. Упражнения с массажными мячами. Мячи представляют собой круглую резиновую основу, покрытую мягкими закругленными шипами.

Слайд 7

Су - Джок Су- джок терапия стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Руки имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Слайд 8

Пальчиковые игры Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Слайд 9

Игры на развитие тактильного восприятия. Узнавание ребенком предметов на ощупь дает возможность правильно держать кисть, у ребенка активируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь. Ощупай и расскажи. Горячая – холодная. Чудесный мешочек. Найди такой же.

Слайд 10

Шнуровки Эти игры развивают координацию, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», способствуют развитию речи. В играх со шнуровками так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук.

Слайд 11

Игры с песком . Когда дети трогают руками песчинки, у них развивается мелкая моторика рук, глазомер. Песок развивает творческие способности ребенка, вместе с этим дети учатся работать и добиваться цели. Я пеку, пеку Угадай на ощупь Норки для мышки Волшебные отпечатки

Слайд 12

Занятия с крупами Прячем ручки Пересыпаем крупу Покормим птичек Разложи по тарелочкам

Слайд 13

Игры с пластилином . Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития ребенка. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами. Гнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски Готовим обед

Слайд 14

Рисование. Это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу и песке, на асфальте. Полезно рисовать пальцами, ладонью, палочкой, делать отпечатки поролоном, ватными палочками.

Слайд 15

Аппликация Чтобы пальцы ребенка стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, необходимо использовать игры с бумагой. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать.

Слайд 16

Процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное заниматься систематически, не забывать хвалить его даже за небольшие достижения и результаты не заставят себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...