Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Береза - символ России"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Бояркина Елена Александровна

Лексическая тема "Береза - символ России"

Цель: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

- обогащать речь детей пословицами;

- активизировать словарный запас по данной теме;

- закрепить умение подбирать слова-предметы к словам-признакам;

- обогащать речь детей словами действиями, словами-антонимами;

- закрепить умение составлять предложения с предлогом по фотографиям;

- закрепить умение составлять синквейн;

- закрепить умение изменять существительные по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать диалогическую речь;

- развивать слуховое внимание;

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать патриотические чувства к своей Родине;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ«Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Конспект занятия

«БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИ»

в подготовительной группе компенсирующей направленности

                                                             Автор: Бояркина Елена Александровна,

учитель-логопед МБДОУ«Большеелховский

детский сад №1 комбинированного вида»

с. Б.Елховка

 

Цель: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

- обогащать речь детей пословицами;

- активизировать словарный запас по данной теме;

- закрепить умение подбирать слова-предметы к словам-признакам;

- обогащать речь детей словами действиями, словами-антонимами;

- закрепить умение составлять предложения с предлогом по фотографиям;

- закрепить умение составлять синквейн;

- закрепить умение изменять существительные по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать диалогическую речь;

- развивать слуховое внимание;

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать патриотические чувства к своей Родине;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Рассматривание берез на участке детского сада, беседа о пользе березы в настоящие время и в старину, заучивание пословиц о березе.

Оборудование: большой экран, мультимедийное оборудование, компьютер, электронное приложение, карточки с пословицами, магнитная доска, магниты, искусственная берёзовая веточка, наушники.

Содержание организованной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Слайд № 1 (Звучит сигнал и «вылетает» конверт)

Layer 1

Логопед. Ребята, на ноутбук детского сада пришло сообщение и вот, что пишут: «Здравствуйте, хочу подружиться с ребятами из вашей группы»

Ребята, вы знаете, кто это написал?

Логопед. И я не знаю, а как вы думаете, стоит нам познакомиться?

Логопед. Тогда, присаживайтесь и начнем нашу видеоконференцию.

Слайд № 2 (Говорит мальчик на анлийском языке)

Layer 3

Ребята, вы слышите,  он говорит не на русском языке, вы понимаете?

Логопед. Ребята, я поняла, он говорит на анлийском языке, я знаю английский язык и могу вам перевести. Вот сейчас надену наушники, мальчик будет мне говорить на английском, а я переведу на русский. Согласны?

Логопед. Ребята, он говорит, что понимает русскую речь, а говорить ему трудно, на русском языке.

Ребята, он говорит, здравствуйте и зовут его Майкл. Поздоровайтесь с Майклом.

Логопед. Ребята, Майкл, спрашивает, как вас зовут?

Представьтесь, пожалуйста.

(Дети представляются)

Логопед. Ребята, Майкл, спрашивает, в каком селе мы живём?

Дети. Мы живём в Большой Елховке.

Логопед. Ребята, Майкл, говорит, что тогда он ошибся, что он ищет друзей из России.

Ребята, Майкл запутался, давайте ему объясните, что для нас Большая Елховка и что для нас Россия.

Скажите, что для нас Большая Елховка?

Логопед. А, что для нас Россия?

Логопед. А Большая Елховка это часть России.

Ребята, Майкл, говорит, что он понял, что Большая Елховка это часть России.

Майкл живет в Америке и говорит, что он американец.

И спрашивает у вас, а мы живущие в России кто?

II. Постановка цели.

Логопед. Ребята, Майкл говорит, что в каждой стране какое-то дерево или растение является символом. И спрашивает, а в России какое дерево является символом?

Слайд  №3

Layer 2

Логопед. Ребята, Майкл просит ему рассказать о символе России, о берёзе.

Расскажите?

III. Обогащение речи детей пословицами.

Логопед. О берёзе сложено много стихов, песен, написаны картины, много пословиц и поговорок. Вот сейчас, Майкл, ты услышишь пословицы о березе.

Переверните карточки, на них написано начало пословицы, прочитайте про себя. А сейчас кто-то прочитает вслух начало пословицы, а кто-то договорит её.

Внимательно слушайте друг друга.

Пословицы: И  у  березки  слёзки  текут, когда  с  неё кору  дерут.

Кривая  берёза  не  удержит  снега, плохой  человек  не  удержит слова.

Берёза  не  только  лесная  красавица, но  и  лесная  целительница.

Берёзой  обогреешься, а  не  оденешься.

Логопед. Майклу понравилось, молодцы!

Слайд № 4

Layer 3

 IV. Беседа о пользе берёзы.

Логопед. Про берёзу говорят, берёза угодила человеку.

Как вы понимаете?

Логопед. Да, правильно и берёзу называют «Зелёной аптекой», объясните Майклу, почему?

Слайд № 5

Layer 4

Логопед. Ребята, посмотрите на экран и расскажите, что вы об этом знаете?

(Дети рассказывают о пользе настойки из берёзовых почек, о пользе дегтярного мыла и как полезно для здоровья париться в бане березовым веником.)

Слайд  №6

  Layer 5

Логопед. Раньше про берёзу говорили: берёза от темноты свет.

Ребята, объясните Майклу, почему?        

Слайд № 7

Layer 6

Логопед. А ещё говорили: от берёзы тепло, объясните Майклу, почему?

Слайд № 8

Layer 7

Логопед. Ребята, вспомните и расскажите, что делают из берёзовой древесины?

Дети. Из берёзовой древесины делают мебель

(После ответа детей  появляется  фото предметов мебели)

Слайд № 9

Layer 8Layer 10

Слайд № 10

Layer 9

Логопед. Ребята, расскажите Майклу, что делают из бересты?

(После ответа детей  появляется фото изделий из бересты)

Слайд № 11

Layer 10

Логопед. А ещё про берёзу говорили: берёза весной людям колодец.

Объясните Майклу, почему?

(После ответа детей по щелчку появляется фото банки с берёзовым соком)

Слайд № 12

Layer 11

Логопед. Ребята, а кто из вас собирал берёзовый сок?

Расскажите,  как вы это делали.

Логопед. А когда, вы набрали сок, что сделали с надрезом?

Логопед. Почему вы залепили надрез специальной замазкой?

Логопед. Ребята, Майкл узнал от вас много нового о берёзе, благодарит вас.

IV. Подбор слов-предметов к признакам.

Игра «Берёзовая? Берёзовый? Берёзовое? Берёзовые?»

Логопед. Ребята, Майкл приготовил нам картинки,  и мы сейчас поиграем.

Слайд № 13                                                Слайд № 14

Layer 12Layer 13        

Логопед. О чем можно сказать берёзовая?

О чем можно сказать берёзовый?

О чем можно сказать берёзовое?

О чем можно сказать берёзовые?

V. Физкульминутка.

Логопед. Ребята, пойдёмте в круг, а Майкл на нас посмотрит.

 Слайд № 15

Layer 3

Берёзка в белом сарафане                                  (Шаги на месте)
Весною водит хоровод                                        (
Руки на поясе)
Звенит серёжками тихонько                               (
Повороты в правую и левую сторону)
И птичек в гости всё зовёт                                 (
Ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки-ветки,                                  (
Руки в стороны)
Опустит ветки-пальцы вниз                               (
Руки вниз)
Подставит солнышку листочки                        (
Ритмичное покачивание рук над головой)
Чтоб лучик на ветвях повис.

VII. Подбор слов-действий.

Игра «Что делает?»

Логопед. Ребята, мы будем передавать берёзовую веточку,  и называть слова-действия.

Берёза (что делает?)

VIII. Подбор слов-антонимов.

Игра «Скажи наоборот»

Логопед. Ребята, проходите  на свои места, но не садитесь.

Сядет тот, кто скажет слово наоборот.

Толстая – тонкая;                        Старая – молодая;

Низкая – высокая;                Высокая – низкая;

Корявая – стройная;                Молодая – старая.

IX. Составление предложений по фотографиям.

Логопед. Посмотрите на экран.  Вместе с Майклом полюбуйтесь нашим селом.

Смотрите на фотографии нашего села и составьте предложения.

Слайд № 16                                                Слайд № 17

Layer 14                               Layer 15        

(Скворечник висит на берёзе.)                        (Берёзы растут около школы.)

Слайд № 18                                                Слайд № 19

Layer 16                             Layer 17

(Берёза растёт за беседкой.)                                (Грачи свили гнёзда на берёзах.)

Слайд № 20                                                Слайд № 21

Layer 18                               Layer 19

 (Скамейка стоит между берёзами.)                (Дети водят хоровод вокруг берёзы.)

Слайд № 22                                                Слайд № 23Layer 20                               Layer 21        

                                                                                                                       

(Девочка выглядывает из-за берёзы.)                (Берёзы растут около садика.)

Логопед. Молодцы! Майкл говорит, что ему очень понравилось. И он увидел,  как много красивых берёз растёт в нашем селе.

X. Составление синквейнов.

Логопед. Ребята, у меня предложение, давайте отправим электронным письмом  Майклу подарки.

Вот фотографии ваших работ «Берёзы». Вы сами выбирали самые лучшие с нашей выставки. Отправим?

Слайд № 24

Layer 22

Но прежде чем отправить подарок Майклу, расскажите свои сочинения о берёзе по схеме.

Слайд № 25

Layer 24Layer 23

Синквейны.

Берёза.                                                Берёза.

Белоствольная, зелёная.                        Стройная, молодая.

Растёт, зеленеет, шумит.                        Качается, звенит, стоит.

Берёз(а)ы растёт(ут)в Елховке.                Берёз(а)ы растёт(ут)в России.

Дерево.                                                Дерево.

Логопед. Молодцы! Майкл говорит, что ему очень понравились ваши сочинения. Итак, отправляем!  

Слайд № 26

Layer 24

(Фотографии  работ «Берёзы» отправляются американскому мальчику)

XI. Итог.  

Слайд № 27

Layer 25

Логопед. Майкл говорит, вам спасибо за подарки и за то, что вы ему много интересного рассказали про символ России, про берёзу.

Ребята, Майклу пора. Он говорит, что в следующий раз он вам расскажет про символ своей страны, про символ Америки.

И говорит нам до свидания. И вы ему скажите до свидания.

Логопед. Итак, ребята, вы рады, что познакомились с мальчиком из Америки?

О чём вы рассказывали Майклу?

Логопед. Берёза – символ России.

И для нас россиян нет дерева милее и роднее.

Так давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу!

Давайте беречь и приумножать наши берёзы.

А скажите, что мы уже с вами сделали для этого на нашем участке?

Дети. Мы посадили берёзу.

Слайд № 28

Layer 26

Логопед. И закончить наше занятие я хочу словами «Берегите берёзу, символ – России. Охраняйте природу»

М. Пришвин  «Охранять природу – значит охранять Родину»

Литература:

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. 2005 г.

2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий второй год обучения.2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Широка страна моя Россия» конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР (второй год обучения)

Конспект логопедического занятия  по  обучению детей составлению рассказа о нашей Родине и её  природных богатствах. К конспекту прилагается презентация , которую можно использовать как...

Занятие в подготовительной группе "Символы России""

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Государственные символы России"  Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих г...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему:"Наша родина-Россия"

Развитие лексико-грамматических категорий по данной теме....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе ТНР по теме «Моя Родина - Россия».

Логопедическое занятие направленное на закрепление темы"Моя Родина"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Символы России»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа. Занятие поможет закрепить знания детей о с...

Конспект занятия в подготовительной группе «Символы России»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей Родины.Задачи:- познакомить учащихся с официальной символикой страны;- формировать чувство гордости за свою Родину;- воспитывать чувства патриотизма и любв...

Открытое логопедическое занятие «Путешествие по станциям «Символы России»»

Открытое логопедическое занятие «Путешествие по станциям «Символы России»»для детей 5-6 лет.Цель: Знакомство детей с государственной символикой страны; закреплен...