Особенности образовательной деятельности с детьми с ТНР в ДОУ
консультация по логопедии

Стародубцева Екатерина Валерьевна

Так как в последнее время в наших общеобразовательных группах есть дети с данным заключением или мы видим, что это ребенок не норма, то наша задача помощь ребенку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_tnr.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд.

В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой тяжелого нарушения речи детей дошкольного возраста. И так как в последний год в детских сад оказывается логопедическая помощь, то многие дети с таким заключением остаются в обычных детских садах.

2 слайд.

Кто такие дети с тяжелым нарушением речи? ТНР – это стойкие специфические отклонения формирования компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения просодической организации звукового потока, отмечающееся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

То есть от других категорий детей с ОВЗ их отличают нормальные биологические слух и зрение, и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

        Слайд 3.

К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети:

- с фонетико – фонематическом недоразвитии речи;

- с общим недоразвитием речи (1, 2 и 3 степень);

- с ОНР, осложненным дизартрией (органическая патология нервной системы, характеризующееся затруднением произношения, искажением слов или отдельных звуков), ринолалией (открытые и закрытые дефекты речевого аппарата) и алалией (системное недоразвитие или полное отсутсвие речи у детей, проявляющееся на фоне органических поражений корковых речевых центров головного мозга)..

НАТАША особенности развития детей с речевыми нарушениями.

Слайд 4.

Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются наличием ряда психологических особенностей, вызванных имеющимися у них речевыми дефектами.

Учебная деятельность детей с тнр отличается:

  • Замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью
  • Затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами
  • Трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации
  • Возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности
  • Нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Слайд 5.

У таких детей встречаются различные нарушения:

  • Несформированность фонематической системы языка, что является основным препятствием в овладении чтением и письмом.
  • Нарушение слухового восприятия. Они проявляются при ринолалии, дизартрии, но наиболее грубые нарушения встречаются при сенсорной алалии. В особо тяжелых случаях ребенок вообще не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на собственное имя и т.д.
  • Недостаточное развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстает от нормы. У детей наблюдаются сложности с узнаванием схожих графических букв, которые изображены пунктирно, и т.д.
  • Нарушение пространственных представлений. У детей нарушено понимание таких понятий, как «справа», «слева», «спереди», сзади».
  • Проблемы с памятью. Расстройство памяти встречается в разных проявлениях, в зависимости от конкретного расстройства у ребенка. 
  • Нарушение внимания. Оно характеризуется трудностью переключения, неустойчивостью и т.д.

Слайд 6

Психологические особенности детей с тнр:

  • Нестойкость интересов
  • Пониженная наблюдательность
  • Сниженная мотивация

Особенности поведения:

  • Неуверенность в себе
  • Повышенная раздражительность
  • Агрессивность
  • Обидчивость
  • Трудности в общении с окружающими
  • Трудности формирования саморегуляции и самоконтроля

Слайд 7.

Основные правила, которых следует придерживаться в работе с детьми с ТНР

(Наташа) Нарушение речи, коммуникативные трудности ребенка с ТНР не должны стать поводом минимизировать общение с ним. Наоборот, важно вовлекать ребенка в совместную с остальными детьми деятельность в группе. Несложные правила помогут воспитателю наладить контакт с ребенком с ТНР и мотивировать его к речевому общению.

Правило 1. Не оставляйте без внимания трудности ребенка. ТНР не проходят сами. Рекомендуйте родителям посетить с ребенком учителя-логопеда, невролога и педагога-психолога. Заключение специалистов поможет организовать комплексную работу с ними в детском саду. Не ждите спонтанных улучшений, речь ребенка с ТНР нуждается в целенаправленной коррекции.

Правило 2. Организуйте индивидуальную работу с ребенком. Помните: развитие речи играет важную роль для его развития в целом. Обязательно проводите занятия по рекомендациям учителя-логопеда. Совместные усилия помогут ребенку с ТНР справиться с трудностями.

Правило 3. Давайте речевые образцы. Говорите с ребенком ясно, не слишком быстро, полными предложениями и не обязательно длинными. Называйте предметы и действия, которыми он занимается.

Правило 4. Играйте в звуковые игры. Давайте ребенку послушать, какие звуки издают самые разные предметы и живые существа. Просите угадать предмет или животное по звуку.

Правило 5. Повторяйте слова ребенка в более точной и правильной форме. При этом не критикуйте воспитанника. Например, ребенок произносит: «Биби», повторите за ним и скажите правильно: «Биби. Машина».

Правило 6. Развивайте мелкую моторику – тонкие движения руки ребенка. Развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речи. Давайте игры, в которых надо шнуровать, нанизывать, раскатывать, брать и перекладывать мелкие или скользкие предметы. Например, бусины, крупинки, гидрогель. Делайте пальчиковую гимнастику. Если есть возможность, используйте игрушки типа бизиборда.

Правило 7. Помогите ребенку отрегулировать дыхание. От спокойного и управляемого дыхания речь улучшается. Предлагайте дуть на легкий бумажный мячик или комочек ваты так, чтобы он долетел до отметки. Предлагайте ребенку раскинуть руки и побегать, широко дыша.

Правило 8. Больше читайте. Используйте способность ребенка обучаться новому путем подражания и наблюдения. Прекрасные источники речевого развития ребенка – книги. Читайте вслух, рассказывайте сказки и истории, описывайте то, что с вами происходило, что вы видели.

Правило 9. Поддерживайте потребность ребенка в общении. Стимулируйте речь. Внимательно слушайте ребенка, но не угадывайте с полуслова. Старайтесь общаться так, чтобы ребенок произнес настолько сложное слово или фразу, какое может сейчас. Повторяйте сказанное им, если вы не поняли, чтобы он произнес еще раз.

Если ребенок стесняется заговаривать с другими детьми или не может это сделать, помогайте: поприветствуйте другого ребенка, покажите, что можно сделать это вместе. Чередуйте речевые игры с играми, в которых вербальное общение не очень важно: классики, снежки.

Правило 10. Не смейтесь над речью ребенка, не передразнивайте и не ругайте за то, как он говорит. Это только ухудшит его речь. Следите, чтобы этого не допускали остальные воспитанники в группе.

Так как в последнее время в наших общеобразовательных группах есть дети с данным заключением или мы видим, что это ребенок не норма, то наша задача помощь ребенку.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО"(с учётом гендерных особенностей детей)

ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО"            ...

ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО" (с учётом гендерных особенностей детей)

ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО"  (с учётом гендерных особенностей детей)...

Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности образовательной деятельности с детьми ясельного возраста, имеющих нарушения зрения.

В статье говорится об особенностях развития детей ясельного возраста и об организации развивающего пространства в группе для них....

Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации.  В Законе  «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...

Особенности организации образовательной деятельности с детьми с тнр

Пескотерапия как эффективный метод развития связной речи у детей с ТНР...