Календарно-тематическое планирование логопеда (апрель, старшая группа)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Поспелова Светлана Владимировна

При взаимодействии с воспитателями логопедических групп, учитель-логопед разрабатывает еженедельный план работы в соответствии с лексическими темами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_aprel_starshaya_gr.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

1-я нед апреля. Тема: «Дикие животные весной»

Инструкция воспитателя                                                                                                        Выполняемые движения

1. Развитие мелкой моторики

Кто живет в лесу
Кто в лесочке живет?
(переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой — старый крот,
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!
(загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
(сжимать и разжимать кулачки)

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Зайчик.                              Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Сердитый волк.               Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Ежик фыркает.              Вибрация губ.

Белочка   цокает.            Щелкать языком, изменяя форму рта.  Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения        звука.

Мишка слизывает мед.   Облизать   сначала   только   верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать   верхнюю   и   нижнюю губы.

3. Развитие фонетико-фонематических процессов

- Игра «Хлопай, не зевай». Произнести ряд звуков, а затем слогов - дети должны хлопнуть на звук Р  (крот, лиса, нора, заяц и т.д.)

- Игра «Назови первый и последний звуки». Определение первого и последнего звука в словах: крот, радуга, нора, нектар.

4. Развитие лексико-грамматических процессов и связной речи

  •  У зверей родились детёныши. У кого-кто?
  • Лисята — лисенок,
  • ежата — ежонок,
  • медвежата — медвежонок,
  • волчата — волчонок,
  • зайчата — зайчонок,
  • бельчата — бельчонок.
  • Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).
  • Лиса (какая?) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная...
  • Заяц (какой?) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый...
  • Медведь (какой?) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный...
  • Ёжик - …
  • Белка - …
  • Волк - …

 

  • «Закончи предложение».
  • Заяц зимой белый, а летом....
  • У зайца хвост короткий, а уши...
  • У зайца задние лапы длинные, а передние...
  • Заяц пушистый, а ёж...
  • Ёж спит днём, а охотится...
  • Ёж маленький, а медведь...
  • Белка зимой серая, а летом...
  • У белки хвост длинный, а у зайца...
  • Белка живёт в дупле, а ёж в...
  • Лиса живёт в норе, а волк в ...

2-я нед. апреля. Тема: Путешествие в космос

Инструкция воспитателя                                                                                                        Выполняемые движения

1. Развитие моторики

Раз, два, три, четыре, пять -        По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.                    Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,        Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?        

Солнце, планеты, спутники, кометы,         Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.         

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти

«Планета»: открыть широко рот (держать в статике под счет до 5)

Упражнения для губ

«Луна улыбается»: растянуть губы в улыбке, зубы не видны (держать в статике под счет до 5)

Упражнения для языка

«Ракета»: широко открыть рот, губы в улыбке, поднять язык вверх на альвеолы (держать в статике под счет до 5).

3. Развитие фонетико-фонематических процессов

- Подобрать слова, которые начинаются со звуков Ш

- Определить место звука Ш в словах: Шар, меШок, мыШь, Шина

4. Развитие лексико-грамматических процессов и связной речи

-Упржнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...

1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...

1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...

1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

- Игра с мячом «Назови ласково». Солнце-Земля-Корабль-Звезда-Ракета-Космонавт-

- Сосчитай сколько частей в каждом слове. Ра-ке-та, кос-мо-навт, лу-на, спут-ник, ор-би-та, звез-да, кос-мос, ко-ра-бль....

- Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например:

далёкий — близкий        тесный — ...                     большой — ...                               улетать — ...

высокий — ...        взлетать — ...                   известный — ...                               включать — ...

тёмный — ...        подниматься — ...            яркий — ...

Текст  для беседы

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

—        А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:

—        Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.

—        Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные
ножки.

Г. Цыферов

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи?

Что рассказал о звёздах лягушонок?

3-я нед апреля. Тема: Водоемы и их обитатели

Инструкция воспитателя                                                                                                        Выполняемые движения

1. Развитие моторики

Эй, сом! Эй, сом!

Шевельни хвостом!

Я тебя не боюсь!

Дай подергаю за ус!

Ты  - ленивый,

Ты – проворный,

Ты – серебряный,

Ты – черный.

И не хлопай пастью зря,

Не поймаешь пескаря!

Подносят ладони «рупором» ко рту.

Делают волнообразные движения кистями рук.

Грозят указательным пальцем.

Поочередно ударяют кулаком о кулак

Поочередно соединяют пальцы с большим

в «колечки» одновременно на обеих руках.

Изображают ладонями раскрывающуюся пасть

Разбегаются в разные стороны. «Сом» их ловит

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти

        Медленное открывание и закрывание рта под счет до пяти

(язык у нижних зубов).

Упражнения для губ

«Помидоры  - толстячки, огурцы – худышки» (упражнение для щек и губ). «Трубочка – улыбка» (5 раз)

Упражнения для языка

Самомассаж: покусать язык, расслабить – пя-пя-пя.

3. Развитие лексико-грамматических процессов и связной речи

Упражнение «Сосчитай-ка»: 1 скат, 2 ската и т.д. Нет 1 ската, нет двух скатов и т.д. Я встретил 1 кита, я встретил двух китов и т.д.

( кит, медуза, акула, краб и т.д.)

Упражнение «Один-много»: В море много … (акул., медуз и т.д.)

4-я нед. апреля. Тема: Животные жарких стран

Инструкция воспитателя                                                                                                        Выполняемые движения

1. Развитие моторики

Если в жаркую страну (сжимать – разжимать пальцы поднятых вверх рук)

Я случайно попаду, (поочередно соединять у лица пальцы с большим пальцем, как у бинокля)

То увижу там шакала,

Кенгуру, гиппопотама, (работать пальцами вытянутой правой руки)

Обезьяну, тигра, льва, (сжимать – разжимать пальчики протянутой вперёд левой руки)

Крокодила и слона.  (работать пальчиками согнутой правой руки)

Хорошо живется им – (работать левой рукой)

Не бывает снежных зим.  (громко хлопнуть ладошками, развести руки широко в сторон)

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

«Обезьянка» Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами (3 раза)

Упражнения для языка

Чистим нижние зубы

3. Развитие лексико-грамматических процессов и связной речи

- «Назови детёнышей» (Словообразование)   (львёнок, тигрёнок, слоненок, жирафёнок, кенгурёнок и т.д.)

  • Игра «Один — много»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Например:   Один слон — много слонов, один жираф — много жирафов, одна обезьяна – много обезьян и т.д.

Словарь: названия животных жарких стран.

  • Упражнение  «Скажи наоборот» (обогащение словаря словами- антонимами)

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете:

  • У жирафа шея длинная, а у бегемота...
  • у обезьяны хвост тонкий , у тигра....
  • у слона уши большие, а у зебры...
  • у бегемота широкая спина, а у зебры...
  • У черепахи панцирь твердый, а у льва грива...
  • Обезьянка веселая, а бегемот...
  • Слон добрый, а крокодил... и т. п.
  • «Назови ласково»

бегемот - бегемотик, верблюд — …, обезьяна — …, жираф — …, копыто – …, хвост — …, нос — …, лапа — …и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план на неделю по старшей группе «Я и мои права (Конвенция о правах ребенка) »

Данная статья  для дошкольников  старшей группы (5 – 6 лет). Дети узнают о своих  правах  в разных видах игровой деятельности....

Календарно -тематический план на день для старшей группы по ФГОС

календарно- тематическое планирование соответствующее ФГОС на день по теме:" Откареты до ракеты"....

Календарно-тематический план на летний период старшая группа

Календарно-тематический план на летний период...

Календарно-тематическое планирование логопеда в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня в соответствии с ФГОС

Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДО...

календарно-тематический план занятий (НОД) в старшей группе последняя неделя октября.

Перспективный комплексный календарно-тематический план занятий (НОД)...

Календарно -тематическое планирование на апрель-старшая группа

: формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспор...