Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ (ТНР)
рабочая программа по коррекционной педагогике
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Маршрут составлен на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Огонек» с учетом адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек»
(МБДОУ детский сад «Огонек»)
Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ
на 2024-2025 учебный год
Маршрут разработала:
учитель-логопед
Заварыкина А.А.
Пояснительная записка
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Маршрут составлен на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Огонек» с учетом адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В работе с ребенком использованы образовательные технологии:
∙ Технология игрового обучения
∙ Компьютерные
∙ Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)
∙ Технология развития связной речи
∙ Технология развития мелкой моторики (су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)
По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями речи. ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения. Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ФИО ребенка: Богормистров Дмитрий Алексеевич
Дата рождения: 27.07.2019 г.
Группа: старшая
Заключение о создании специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью №342 от12.12.2023
Образовательная программа: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Уровень образования: дошкольный
Специальные методы обучения: в соответствии с программой
Организация пространства в соответствии с ФГОС
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ
Общие сведения Ф.И.О. родителей (законных представителей):
Мать: Богормистрова Ирина Сергеевна
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Воспитатель: Маненкова Л.И.
Учитель-логопед: Заварыкина А.А.
Музыкальный руководитель: Кривас Т.Н.
Инструктор по физической культуре: Панькина Н.М.
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование: нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Огонек» и адаптированной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоциональноволевой сферы, двигательной деятельности и компенсации нарушений в развитии |
Режим пребывания ребенка в ОУ | Полный день |
Взаимодействие специалистов ОУ | Воспитатель, Учитель-логопед , Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре |
Характеристика проблем ребенка.
Логопедическое обследование дало следующий результат:
Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. У ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.
Воспитательные задачи:
- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
- Воспитание положительных личностных качеств
Коррекционно-развивающие:
- Установление эмоционального контакта
- Развивать навыки коммуникации
- Сенсорное развитие
- Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)
- Стимулирование познавательной активности
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка
- Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги)
- Формировать фразу (разные типы конструкций).
- Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм
- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха
Образовательные:
- Развитие познавательной активности ребенка
- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
- Развитие всех сторон речи.
- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
Организация образовательной деятельности
Раздел программы | Основные направление логокоррекционной работы | Содержание работы в семье |
Развитие артикуляционной моторики | Общие артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим верхние и нижние зубы». Самомассаж языка, губ: «Накажем непослушный язычок»; «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»; «Расческа». Дыхательная гимнастика. | Выполнение артикуляционной гимнастики. Закрепление произношения звуков. Развитие фонематического слуха. |
Развивать фонематическое восприятие | Формировать умение различать звуки речи по тембру, силе и высоте; различение сходных по звучанию слов; различение слогов, звуков. | Знакомить с играми, показ занятий |
Развитие слоговой структуры слова | Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласные звуки, слоги. Слова, короткие предложения, чистоговорки. | Совместный подбор иллюстративного материала |
Обогащение словаря | Развивать импрессивную речь. Расширять пассивный словарь по лексической теме: «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Посуда», «Обувь», «Дикие животные», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года». Существительные: название предметов, их части прилагательные: большой, маленький, твёрдый, мягкий, цвет: синий, красный, зелёный, желтый, мохнатый, деревянная, чайная… форма: круг, квадрат величина: большой, маленький; высокий-низкий… | Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала |
Формирование грамматических конструкций | Уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Сад. Огород», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Зима»; уточнить и закрепить обобщающие понятия; - формировать умение различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие?); - формировать умение понимать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными; - формировать умение различать пространственное отношение предметов, выраженных предлогами: в, на, под; Знакомить с играми. | Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала |
Развитие связной речи | Обучение согласованию существительных с прилагательными, существительных с местоимениями. Формировать умение составлять рассказ по серии картинок. | Показ занятий с ребёнком |
Развитие психологической базы речи | «Угадай кто сказал?» «Чего не стало?», — расширение объема зрительной памяти; Классификация картинного материала (Тема «Фрукты») по признаку: круглые, овальные и др. | Знакомство с играми |
Познавательная деятельность Ознакомление с окружающим миром: 1) ребенку о самом себе и окружающих людях; 2) ребенок и окружающий мир | Закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте; Формировать умение различать и называть. -Расширить кругозор на тему «Осень», «Зима», «Времена года»; расширять представления о диких животных и их детенышах (особенности их поведения, передвижения; питание); «Зимующие и перелетные птицы», «Насекомые», «Деревья» | «Волшебное зеркало» «Овощи», «Фрукты», «Что где растет?», «Чьи детки», «Животные» «Фиолетовый лес» овощи, фрукты, ягоды |
Познавательная деятельность (математика) | Формировать находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи. Формировать умение согласовывать числительное «один» и наречие «много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже. Формировать умение сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой - маленький) . Формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать умение понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска. -временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь) Формировать умение называть числа (от 1 до 10) в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги. | Д.и. «Один – много» «Найди в комнате много одинаковых предметов», «Принеси несколько предметов», «Покажи несколько предметов», «Блоки Дьенеша», «Цвет и форма», «Геометрическое лото», «Сравни и подбери», «Палочки Кюизенер», «Сравниваем противоположности», «Куда укатился мяч», «Куда спрятался мишка», «Чудесный мешочек» с геометрически фигурами, мелким раздаточным материалом. |
Развитие мелкой моторики | Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук. Развивать силу пальцев рук. Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием. Формировать умение правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру. Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая лист бумаги. | Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи» «Фрукты» «Осень». «Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Камешки Марблс», «Моталки», «Прищепки», «Кистевые эспандеры», Коврик «Травка», Упражнения с рифленым мячиком. «Волшебный мешочек с мелкими предметами» Пальчиковый театр по сказке «Колобок», «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) |
Коммуникативная деятельность (обучение грамоте) | Формировать умение отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги. | Д.и. |
II. Содержательный раздел
План работы сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики | Индивидуальные беседы Корректировка ИОМ и ИОП | Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную деятельность с детьми | Индивидуальные консультации | В течение года Воспитатели, учитель-логопед |
Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.) | -Получать онлайн консультации специалистов; -Участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ -Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства); -Информирование родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте). |
Организационный раздел
Адаптированный индивидуальный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Форма проведения |
Логопедическая помощь | 3 занятия в неделю | индивидуальные занятия |
Условия для развития ребенка
Материально-технические условия
Для обеспечения образовательной деятельности в группе и кабинете созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками. Пространство группы, кабинета разбито на зоны, где находится необходимое оборудование, игрушки, материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заменители. В группе, кабинете учителя-логопеда имеется компьютерная техника (персональный компьютер педагога); с магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.; комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления, наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие фонематического слуха и восприятия; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Также имеются
- схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков,
-индивидуальные зеркала для обучающихся
- раскраски по лексическим темам;
-материалы для развития мелкой моторики (лего, пластилин, штриховка и др.)
Учебно-методический комплект по реализации образовательного маршрута.
1. Н. В. Нищева. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи .
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психологопедагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
4. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011 5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
6. Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
С индивидуальным маршрутом ознакомлены и согласны:
Заведующий МБДОУ
детский сад «Огонек» Лукшина Е.А. _________________
Воспитатель: Маненкова Л.И. _________________
Учитель-логопед Заварыкина А.А. _________________
Родитель Богормистрова И.С. ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный маршрут развития воспитанника с повышенной тревожность.
Материал содержит приблизительный план для составления индивидуального маршрута развития воспитанника с повышенной тревожностью рассчитанный на 2 месяца...

Индивидуальный маршрут развития воспитанника старшей группы c ОНР 3 уровня
Индивидуальный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком 5-6 лет с общим недоразвитием речи...

Индивидуальный маршрут развития воспитанника 7-го года жизни с признаками интеллектуальной одаренности
Данный маршрут поможет развить индивидуальные способности ребенка с признаками интеллектуальной одаренности, создать благоприятные условия для самореализации личности дошкольника....

Индивидуальный маршрут развития воспитанника подготовительной группы c ОНР 3 уровня
Данный индивидуальный маршрут составлен на воспитанника с ОНР в подготовительной группе с учетом программы Н.В.Нищевой...

Индивидуальный маршрут развития воспитанника
Индивидуальный маршрут развитиявоспитанника подготовительной группы К. Никиты Трудности: Любое задание необходимо повторить несколько раз прежде, чем ребенок начнет его выполнять.Меся...

Индивидуальный маршрут развития воспитанника
Система оценивания усвоения ребенком образовательной программы....

Индивидуальный маршрут развития воспитанника
Индивидуальный маршрут развития воспитанника для заполнения воспитателем...
