"У нас в гостях куклы Маша и Даша" Автоматизация звуков Ш в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического индивидуального занятия для детей старшей группы. Разрабатывался для детей, посещающих логопункт.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического индивидуального занятия для детей старшей группы.
Автор: Бунина Дарья Викторовна
Северодвинск, 2025 год.
Тема занятия: «У нас в гостях куклы Маша и Даша»
Цель занятия: автоматизация звука Ш в слогах (прямых и обратных) и словах
Задачи:
- Образовательные:
- продолжать развивать умение отгадывать загадки;
- обогащать словарь;
- Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать умение правильно произносить изолированно звук Ш, а также в слогах и коротких словах;
- развивать умение согласовывать существительные с числительными;
- развивать умение образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным значением;
- подбирать обобщающее слово;
- закрепить умение различать оттенки цветов (коричневый, оранжевый);
- развивать фонематическое восприятие, координацию речи с движением;
- развивать моторику рук и межполушарные связи мозга.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, стремление к преодолению имеющихся нарушений.
Оборудование: две куклы, картинки с липами для артикуляционной гимнастики, кубик примерно 7*7 см с липами на каждой грани, палочка и бабочки для дыхательной гимнастики, фигурки для игры «Четвертый лишний», лист бумаги с двумя «дорожками», небольшой мяч, звонок, счетные палочки, лист бумаги с рисунком пунктирными линиями, лист с картинками на звук Ш для игры «Найди пару».
Ход занятия:
Организационный этап
- Здравствуй, Алиса! Посмотри. К нам в гости сегодня пришли две подружки – куклы Маша и Даша. (выставляются игрушки).
Послушай, какой звук в их именах одинаковый и повторяется. Машшшша, Дашшша? (Звук Ш)
- Верно. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш, а также слоги и слова с этим звуком
Основной этап
Пальчиковая гимнастика
- Алиса, ты знаешь, у куклы Маши есть любимая игра. Давай, я тебе ее покажу, а ты повторяй за мной.
«Шалун»
Наша Маша варила кашу (чертят пальцем круги по ладони);
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала (загибают по очереди пальцы)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала. (пальцами другой руки берутся за мизинец и слегка покачивают его);
Он много шалил.
Свою тарелку разбил. (сначала сжать кулак, потом резко растопырить пальцы во все стороны).
Артикуляционная гимнастика
- Алиса, кукла Даша знает загадки про упражнения артикуляционной гимнастики, но как их правильно выполнять, не знает. Угадай загадку про упражнение и покажи нашим подружкам, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику.
Загадки
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадет в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка) | Серый толстый великан Нос как будто длинный кран На спине прокатит он Озорной ушастый... (Слон) |
Держится она на блюдце И боится шевельнуться. С кипятком стоять ей тяжко. Что же это? (Чашка) | Шляпка есть и есть нога, На ноге нет сапога! И нога и шляпка - Вкусный суп ребяткам! К шляпке лист ольхи прилип... Ну, конечно это - ! (Гриб) |
В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее? (Гармонь) | Инструмент в руках у нас, В огороде — высший класс! Можем грядки им копать. Подскажите, как назвать? (Лопатка) |
Ребенок отгадывает загадку, показывает упражнение и прикрепляет липой картинку на кубик. Так проделывается с шестью картинками.
- А теперь бросай кубик, какая картинка выпадет сверху, такое упражнение и выполни.
Дыхательная гимнастика «Бабочка слетела с цветка»
Цель: выработка воздушной струи.
К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка.
- Алиса, посмотри сколько бабочек село на цветок. Сделай язык трубочкой. Подуй на бабочку оранжевого (коричневого) цвета, чтобы она полетела. А теперь подуй так, чтобы все поочереди слетали с цветка. (ребенок выполняет)
- Наши подружки хотят сыграть с тобой в игру «Четвертый лишний». Определи лишнее слово и объясни почему.
ШАПКА, ФУТБОЛКА, ПЛАТЬЕ, ШОРТЫ
КЕДЫ, КРОССОВКИ, ШАРФ, ТУФЛИ
- Верно, лишние картинки ШАПКА. ШАРФ. (ребенок объясняет, что в первом случае остальное – это одежда, во втором – обувь) Алиса, послушай и скажи, какой первый звук в слове ШШШАПКА, ШШШАРФ? (звук Ш)
Артикуляция звука Ш
- Давай вспомним, как мы произносим звук Ш: язык чашечкой, кончик языка за верхними зубами, зубки заборчиком, губы округлены, воздушная струя теплая.
- Давай долго протянем звук ШШШ, а указательными пальцами обеих рук веди по дорожке пока они не встретятся. (ребенок произносит звук Ш и ведет пальцами от краев листа по извилистой «дорожке» до середины)
Физкультминутка.
- Давай сыграем в игру «Доскажи словечко» - наши подружки будут говорить начало слова, я бросаю тебе мяч, а ты добавляешь слог «ША» и отгадать слово, повторить его целиком:
МА - …ША (МАША)
ДА - …ША (ДАША)
КА - …ША (КАША)
СА - …ША (САША)
МИ - …ША (МИША)
ЛАП -…ША (ЛАПША)
КАТЮ - …ША (КАТЮША)
- Кукла Маша предлагает поиграть в игру «Поймай звук» - она будет называть разные звуки, а ты должна будешь позвонить в звонок, если услышишь звук Ш:
А, Ш, У, Ш, С, М, Ш, К, П, Ш, Р, Ш, И, Ж, Б, Ш.
Автоматизация звука в слогах. Д/и «Песенка подружек»
- Кукла Даша по-особому поет песенки. Послушай и попробуй повторить слоги, правильно расставляя ударение:
ША-ша-ша
Ша-ША-ша
Ша-ша-ША
Автоматизация звука в словах.
- Маша предлагает поиграть с ней в игру «Повтори за мной» - повтори слова вслед за ней:
Шаг, шайба, шапка, шахта, мышата, ушанка, мешать, дышать, лапша, Наташа, Паша, шампунь.
Д/и «Веселый счет»
- Алиса, наши подружки просят вспомнить тебя какие слова были лишними в игре «Четвертый лишний» (шапка, шарф). Давай их посчитаем и выложим счетные палочки:
ОДНА ШАПКА, ДВЕ ШАПКИ…ПЯТЬ ШАПОК.
ОДИН ШАРФ, ДВА ШАРФА…ПЯТЬ ШАРФОВ.
Д/и «Большой и маленький»
- Скажи ласково, не шапка, а …(ШАПОЧКА). Не шарф, а…(ШАРФИК). Не шуба, а… (ШУБКА).
- Молодец, одна шапка, а много – (ШАПКИ).
Один шарф, а много – (ШАРФЫ).
Перед ребенком выкладывается лист, разделенный пополам. На левой и правой половине картинки для автоматизации звука Ш. Эти картинки находятся на каждой половине хаотично.
- Хорошо! Даша предлагает тебе сыграть в игру «Найди пару». Она называет слово, а ты находишь картинку на левой половине, а затем на правой. Когда глазами найдешь картинки, накрой их указательными пальцами одновременно и скажи слово. Посмотри, как это сделаю я. (Взрослый показывает пример) Помни, надо четко произнести звук Ш в слове.
ШАПКА, КОШКА, КУВШИНКА, ГАЛОШИ, ШАТЕР
Заключительный этап
- Алиса, какой звук мы тренировались произносить сегодня? (звук Ш). Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости? Подружки Маша и Даша хотят вручить тебе подарок, когда ты обведешь по пунктирным линиям, то увидишь, что получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия: «В гостях у Сони» (Звук С) Тема: «Автоматизация звука С в слогах и словах».
Цель:-Закреплять изолированное произношение звука (с).-Упражнять в правильном произношений звука (с) в слогах и в словах.-Продолжать учить определению наличия и места звука в слове.-Упражнять в правил...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"
Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".
Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...

Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.
Конспект индивидуального занятия в старшей группе Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом. Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «В гостях у Красной Шапочки. Автоматизация звука [р] в слогах и словах».
Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [р] с ребенком старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД с детьми старшей группы на автоматизацию звука "Ш" в слогах, в словах, предложениях. Тема: «В гости к коту Тишке»
Конспект НОД с детьми старшей группы на автоматизацию звука [Ш] в слогах, в словах, предложениях.Тема: «В гости к коту Тишке»...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость — Лунтик»
Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [ Л] в слогах, словах;- учить подбирать прилагательные к существител...
