"У нас в гостях куклы Маша и Даша" Автоматизация звуков Ш в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бунина Дарья Викторовна

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей старшей группы. Разрабатывался для детей, посещающих логопункт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_2_-_individualnoe_zanyatie_2_-_kopiya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей старшей группы.

Автор: Бунина Дарья Викторовна

Северодвинск, 2025 год.

Тема занятия: «У нас в гостях куклы Маша и Даша»

Цель занятия: автоматизация звука Ш в слогах (прямых и обратных) и словах

Задачи:

- Образовательные: 

  • продолжать развивать умение отгадывать загадки;
  • обогащать словарь;

- Коррекционно-развивающие:

  • продолжать развивать умение правильно произносить изолированно звук Ш, а также в слогах и коротких словах;
  • развивать умение согласовывать существительные с числительными;
  • развивать умение образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным значением;
  • подбирать обобщающее слово;
  • закрепить умение различать оттенки цветов (коричневый, оранжевый);
  • развивать фонематическое восприятие, координацию речи с движением;
  • развивать моторику рук и межполушарные связи мозга.

- Воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям, стремление к преодолению имеющихся нарушений.

Оборудование: две куклы, картинки с липами для артикуляционной гимнастики, кубик примерно 7*7 см с липами на каждой грани, палочка и бабочки для дыхательной гимнастики, фигурки для игры «Четвертый лишний», лист бумаги с двумя «дорожками», небольшой мяч, звонок, счетные палочки, лист бумаги с рисунком пунктирными линиями, лист с картинками на звук Ш для игры «Найди пару».

Ход занятия:

Организационный этап

- Здравствуй, Алиса! Посмотри. К нам в гости сегодня пришли две подружки – куклы Маша и Даша. (выставляются игрушки).

Послушай, какой звук в их именах одинаковый и повторяется. Машшшша, Дашшша? (Звук Ш)

- Верно. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш, а также слоги и слова с этим звуком

Основной этап

Пальчиковая гимнастика

- Алиса, ты знаешь, у куклы Маши есть любимая игра. Давай, я тебе ее покажу, а ты повторяй за мной.

«Шалун»

Наша Маша варила кашу (чертят пальцем круги по ладони);

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала (загибают по очереди пальцы)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала. (пальцами другой руки берутся за мизинец и слегка покачивают его);

Он много шалил.

Свою тарелку разбил. (сначала сжать кулак, потом резко растопырить пальцы во все стороны).

Артикуляционная гимнастика

- Алиса, кукла Даша знает загадки про упражнения артикуляционной гимнастики, но как их правильно выполнять, не знает. Угадай загадку про упражнение и покажи нашим подружкам, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику.

Загадки

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадет в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Серый толстый великан

Нос как будто длинный кран

На спине прокатит он

Озорной ушастый... (Слон)

Держится она на блюдце

И боится шевельнуться.

С кипятком стоять ей тяжко.

Что же это? (Чашка)

Шляпка есть и есть нога,

На ноге нет сапога!

И нога и шляпка -

Вкусный суп ребяткам!

К шляпке лист ольхи прилип...

Ну, конечно это - ! (Гриб)

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

Инструмент в руках у нас,

В огороде — высший класс!

Можем грядки им копать.

Подскажите, как назвать? (Лопатка)

Ребенок отгадывает загадку, показывает упражнение и прикрепляет липой картинку на кубик. Так проделывается с шестью картинками.

- А теперь бросай кубик, какая картинка выпадет сверху, такое упражнение и выполни.

Дыхательная гимнастика «Бабочка слетела с цветка»

Цель: выработка воздушной струи.

К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка.

- Алиса, посмотри сколько бабочек село на цветок. Сделай язык трубочкой. Подуй на бабочку оранжевого (коричневого) цвета, чтобы она полетела. А теперь подуй так, чтобы все поочереди слетали с цветка. (ребенок выполняет)

- Наши подружки хотят сыграть с тобой в игру «Четвертый лишний». Определи лишнее слово и объясни почему.

ШАПКА, ФУТБОЛКА, ПЛАТЬЕ, ШОРТЫ

КЕДЫ, КРОССОВКИ, ШАРФ, ТУФЛИ

- Верно, лишние картинки ШАПКА. ШАРФ. (ребенок объясняет, что в первом случае остальное – это одежда, во втором – обувь) Алиса, послушай и скажи, какой первый звук в слове ШШШАПКА, ШШШАРФ? (звук Ш)

Артикуляция звука Ш

- Давай вспомним, как мы произносим звук Ш: язык чашечкой, кончик языка за верхними зубами, зубки заборчиком, губы округлены, воздушная струя теплая.

- Давай долго протянем звук ШШШ, а указательными пальцами обеих рук веди по дорожке пока они не встретятся. (ребенок произносит звук Ш и ведет пальцами от краев листа по извилистой «дорожке» до середины)

Физкультминутка.

- Давай сыграем в игру «Доскажи словечко» - наши подружки будут говорить начало слова, я бросаю тебе мяч, а ты добавляешь слог «ША» и отгадать слово, повторить его целиком:

МА - …ША (МАША)

ДА - …ША (ДАША)

КА - …ША (КАША)

СА - …ША (САША)

МИ - …ША (МИША)

ЛАП -…ША (ЛАПША)

КАТЮ - …ША (КАТЮША)

- Кукла Маша предлагает поиграть в игру «Поймай звук» - она будет называть разные звуки, а ты должна будешь позвонить в звонок, если услышишь звук Ш:

А, Ш, У, Ш, С, М, Ш, К, П, Ш, Р, Ш, И, Ж, Б, Ш.

Автоматизация звука в слогах. Д/и «Песенка подружек»

- Кукла Даша по-особому поет песенки. Послушай и попробуй повторить слоги, правильно расставляя ударение:

ША-ша-ша

Ша-ША-ша

Ша-ша-ША

Автоматизация звука в словах.

- Маша предлагает поиграть с ней в игру «Повтори за мной» - повтори слова вслед за ней:

Шаг, шайба, шапка, шахта, мышата, ушанка, мешать, дышать, лапша, Наташа, Паша, шампунь.

Д/и «Веселый счет»

- Алиса, наши подружки просят вспомнить тебя какие слова были лишними в игре «Четвертый лишний» (шапка, шарф). Давай их посчитаем и выложим счетные палочки:

ОДНА ШАПКА, ДВЕ ШАПКИ…ПЯТЬ ШАПОК.

ОДИН ШАРФ, ДВА ШАРФА…ПЯТЬ ШАРФОВ.

Д/и «Большой и маленький»

- Скажи ласково, не шапка, а …(ШАПОЧКА). Не шарф, а…(ШАРФИК). Не шуба, а… (ШУБКА).

- Молодец, одна шапка, а много – (ШАПКИ).

Один шарф, а много – (ШАРФЫ).

Перед ребенком выкладывается лист, разделенный пополам. На левой и правой половине картинки для автоматизации звука Ш. Эти картинки находятся на каждой половине хаотично.

- Хорошо! Даша предлагает тебе сыграть в игру «Найди пару». Она называет слово, а ты находишь картинку на левой половине, а затем на правой. Когда глазами найдешь картинки, накрой их указательными пальцами одновременно и скажи слово. Посмотри, как это сделаю я. (Взрослый показывает пример) Помни, надо четко произнести звук Ш в слове.

ШАПКА, КОШКА, КУВШИНКА, ГАЛОШИ, ШАТЕР

Заключительный этап

- Алиса, какой звук мы тренировались произносить сегодня? (звук Ш). Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости? Подружки Маша и Даша хотят вручить тебе подарок, когда ты обведешь по пунктирным линиям, то увидишь, что получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия: «В гостях у Сони» (Звук С) Тема: «Автоматизация звука С в слогах и словах».

Цель:-Закреплять изолированное произношение звука (с).-Упражнять в правильном произношений звука (с) в слогах и в словах.-Продолжать учить определению наличия и места звука в слове.-Упражнять в правил...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"

Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".

Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует  развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...

Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе   Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.   Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «В гостях у Красной Шапочки. Автоматизация звука [р] в слогах и словах».

Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [р] с ребенком старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД с детьми старшей группы на автоматизацию звука "Ш" в слогах, в словах, предложениях. Тема: «В гости к коту Тишке»

Конспект НОД  с детьми старшей группы на автоматизацию звука  [Ш] в слогах, в словах, предложениях.Тема: «В гости к коту Тишке»...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость — Лунтик»

Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [ Л] в слогах, словах;- учить подбирать прилагательные к существител...