Нейропсихологические методы в коррекции звукопроизношения у дошкольников: механизмы, техники и эффективность
статья по логопедии (подготовительная группа)
В статье рассматириваются своременные нейропсихологические подходы к коррекции нарушений звукопроизношения для детей дошкоьного возраста. Автор анализирует нейрофизиологические механизмы формирования речевой функции, выделяя ключевые мозговые структуры, участвующие в процессе звукопроизношения. Особое внимание уделяется практическим нейропсихологическим методам, доказавшим свою эффективность в логопедической работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические методы в коррекции звукопроизношения у дошкольников: механизмы, техники и эффективность
Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста часто связаны не только с дефектами артикуляционного аппарата, но и с дисфункцией определенных зон головного мозга. Традиционная логопедическая работа, направленная на постановку и автоматизацию звуков, не всегда учитывает нейробиологические аспекты речевых нарушений. Включение нейропсихологических методов в коррекционный процесс позволяет воздействовать на глубинные механизмы речеобразования, что повышает эффективность терапии.
Формирование правильного звукопроизношения обеспечивается сложным взаимодействием различных отделов мозга:
1. Лобные доли (префронтальная кора)
- Отвечают за планирование и контроль речевых движений.
- При дисфункции наблюдаются персеверации, трудности переключения между артикуляционными укладами.
2. Височные доли (зона Вернике)
- Обеспечивают фонематический слух и анализ звуковой структуры речи.
- Нарушения приводят к искажению восприятия звуков (например, замены звонких/глухих, твердых/мягких).
3. Подкорковые структуры (базальные ганглии, таламус)
- Регулируют мышечный тонус и плавность артикуляционных движений.
- Дисфункция проявляется в виде гиперсаливации, назализации, нечеткой дикции.
4. Мозжечок
- Координирует тонкие движения речевого аппарата.
- При нарушении возникают симптомы атаксической дизартрии (смазанность речи, неравномерный темп). (Лурия А.Р., 1973; Ахутина Т.В., 2016)
Визель Т.Г. в своих работах отмечает, что у детей, имеющих стойкие нарушения звукопроизношения часто наблюдаются минимальная мозговая дисфункция (ММД) в зонах, отвечающих за артикуляцию и несформированность межполушарных связей, что проявляется в трудностях переключения между артикуляционными укладами. (Визель Т.Г., 2005)
Нейропсихологические методы коррекции:
1. Дыхательно-голосовые упражнения
Цель: Нормализация работы стволовых и подкорковых структур.
Техники:
- Диафрагмальное дыхание (вдох через нос с выпячиванием живота, медленный выдох через рот).
- Метод биологической обратной связи (БОС) – использование датчиков для контроля силы и длительности выдоха.
- Голосовые упражнения (пропевание гласных с изменением громкости и высоты тона).
Эффект: Улучшает подачу воздушной струи, необходимой для произнесения свистящих, шипящих и сонорных звуков (Семенович А.В., 2015).
2. Кинезиологическая коррекция
Цель: Синхронизация межполушарного взаимодействия.
Техники:
- Перекрестные движения («маршировка» с касанием колена противоположной рукой).
- Пальчиковая гимнастика (поочередное сгибание пальцев, игры с эспандером).
- Графомоторные упражнения (обводка лабиринтов, штриховка).
Эффект: Активизирует сенсомоторную кору, что способствует развитию мелкой моторики и артикуляционной точности (Сиротюк А.Л., 2003).
3. Сенсорная интеграция
Цель: Стабилизация тактильного и проприоцептивного восприятия.
Техники:
- Массаж органов артикуляции (зондами, вибромассажёрами).
- Тактильные игры (опознание предметов с закрытыми глазами, рисование на песке).
- Проприоцептивная стимуляция (жевание резиновых трубочек, удержание языком леденца на палочке).
Эффект: Нормализует мышечный тонус, снижает гиперкинезы при дизартрии (Айрес Э., 2009).
4. Когнитивно-речевые методики
Цель: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти.
Техники:
- Ритмическое проговаривание (отхлопывание слогов в словах).
- Дифференциация звуков (игры типа «Поймай звук [Р] в слове»).
- Метод слуховых вызванных потенциалов (СВП) – тренировка восприятия звуков с помощью аудиотренажёров.
Эффект: Усиливает активность височных долей, улучшает звуковой анализ (Цветкова Л.С., 2001).
Исследования показывают, что комбинирование нейропсихологических и логопедических методов:
- сокращает сроки коррекции на 30–40%,
- снижает частоту рецидивов у детей с органическими поражениями ЦНС (Глозман Ж.М., 2019).
Рекомендации для специалистов:
1. Проводить нейродиагностику (тесты на динамический праксис, фонематический слух).
2. Индивидуализировать коррекцию с учетом ведущего дефицита (например, при слабости лобных долей делать акцент на упражнениях на контроль).
3. Вовлекать родителей в выполнение домашних заданий (дыхательная гимнастика, кинезиологические игры).
Нейропсихологический подход позволяет не просто «ставить» звуки, а восстанавливать нарушенные звенья речевой функциональной системы. Его применение особенно актуально у детей с дизартрией, ЗПР и расстройствами аутистического спектра.
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей. – М., 2016.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
2. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М.: Академия, 2019.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1973.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М.: Генезис, 2015.
5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Взаимодействие с родителями и педагогами: "Нетрадиционный метод в коррекции звукопроизношения: биоэнергопластика с использованием сказки"
В данном материале предложены комплексы биоэнергопластики. Для использавания комплексов придуманы сказки....

Коррекция звукопроизношения у дошкольников посредством нейропсихологических приемов.
Использование нейропсихологических приемов при коррекции звукопроизношения у дошкольников...

Статья на тему: «Изучение методов диагностики и коррекции звукопроизношения у дошкольников при функциональной дислалии»
Изучение методов диагностики и коррекции звукопроизношения у дошкольников при функциональной дислалии....

Статья: "Нетрадиционный метод в коррекции звукопроизношения: биоэнергопластика с использованием авторской сказки" (стр.34)
Статья в Петербурском научно-практическом журнале "Дошкольная педагогика" № 8 (163)/октябрь/2020...

Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...

Выступление на тему: "Нейропсихологические приёмы в коррекции звукопроизношения у детей"
В настоящее время у детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стор...
