Выступление на тему: "Нейропсихологические приёмы в коррекции звукопроизношения у детей"
материал по логопедии

Удальцова Диана Владимировна

В настоящее время у детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия и скоординированности движений мелкой и общей моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx104.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

"Нейропсихологические приёмы в коррекции

звукопроизношения у детей"

Подготовил: учитель-логопед

высшей  квалификационной категории

Удальцова Д.В.

В настоящее время у детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия и скоординированности движений мелкой и общей моторики.

С точки зрения нейропсихологии все эти трудности у детей тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов в логопедической работе, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.  

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

 Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга
Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:

•        дыхательная гимнастика;

•         комплекс артикуляционных упражнений;

•        элементы  биоэнергопластики

•        пальчиковые игры;

•        самомассаж пальцев, кистей рук, в том числе и по методике су-джок;

•        глазодвигательные упражнения;

•        кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);

•        релаксационные упражнения;

•        элементы логоритмики и фонетической ритмики, речедвигательной ритмики;

•        упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Автоматизация звуков в речи представляет собой самый продолжительный и трудоемкий этап. Введение поставленных звуков в самостоятельную речь – окончательная цель работы по исправлению нарушенного звукопроизношения у ребенка в детском саду.

Нейроигры – это специальные игровые комплексы упражнений, направленные на коррекцию речевых нарушений и развитие психических процессов ребёнка через движение. Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.

Польза таких игр огромная: они стимулируют развитие памяти и мыслительной деятельности; помогают получить энергию, необходимую для обучения; снижают утомляемость; улучшают моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышают продуктивную работоспособность; формируют уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Такие игры задействуют мозг ребенка, развивают межполушарные связи, активизируют речь, повышают концентрацию внимания, память, мышление, работоспособность, развивают мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

В логопедической работе можно эффективно использовать нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений.

В своей работе я использую нейроигры и упражнения при коррекции и развитии всех компонентов речи: фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, связной речи, словарного запаса. А также при обучении грамоте.

- Сейчас я хочу продемонстрировать вам некоторые игры, которые я активно применяю в своей работе.

Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики:

Статические упражнения: "Чашечка", "Грибок" (Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям).

Динамические упражнения: "Качели", "Лошадка"  (Цель упражнений: формирование умения плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям).

"Кулак-ладонь-ребро"

 Всем известное упражнение. Можно использовать эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.  

"Межполушарные доски"

Ребенок "рисует" одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях или шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, произнося автоматизируемый звук, слог, слово и т.д.

«Симметричные рисунки или двуручное рисование» (зеркальное). Ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя вслух эти рисунки. Например, картинки на звук Р – для автоматизации в начале, в конце слова, дифференциацию Р-Л.; также звуки Ш, С, Ж, З.

 Также игра «Картинки-половинки» (соединяем двумя фломастерами в правой и левой руке картинку на автоматизируемый звук).

        "Балансировочные полусферы"

Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.

       "Колпак мой треугольный..."

Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация (устранение) импульсивности.

Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак.

А если не треугольный, то это не мой колпак.

 Слова в тексте стихотворения заменяются движениями.

Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом – слово «треугольный» (показываем руками треугольник).Теперь, произнося текст, заменяем три слова: «колпак», «мой», «треугольный». Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп.

          "Языколомка" 

ИЛИ Составляем ритмический ряд (или используем готовый). Используем фишки или карточки с картинками (робот, ромашка).

Ребенок называет картинки каждого ряда достаточно быстро.

Цель: произнести четко и верно, не путаясь.

Усложнение: называние двух-трех рядов.

"Сигнальщики"

Сначала ребенку дается картинка, на которой изображены слова и сопровождающие его жесты. Затем логопед показывает по одной картинке, ребенок должен её назвать и одновременно показать нужный жест.

- Я благодарю всех  педагогов за внимание. Спасибо всем за участие.

Picture background

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении логопедов "Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с ОНР"

Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занят...

Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»...

Выступление на тему: «Методические приёмы и формы по созданию условий комфортного пребывания детей разной национальности в группах старшего дошкольного возраста»

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям други...

Мастер-класс на тему: «Нейропсихологические приёмы по формированию темпо- ритмической стороны речи в работе с дошкольниками с ТНР»

Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.Что же такое ритм? Ритм – это равномер...

Выступление «Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи»

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть г...

использование речевых игр в процессе формирования и коррекциизвукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста .Горбунова Татьяна Владимировна

Аннотация: Статья посвящена исследованию важности использованияречевых игр в процессе формирования и коррекции звукопроизношения у детеймладшего дошкольного возраста. На основе исследования выявлен ур...