Выступление на тему: "Нейропсихологические приёмы в коррекции звукопроизношения у детей"
материал по логопедии
В настоящее время у детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия и скоординированности движений мелкой и общей моторики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 104.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
"Нейропсихологические приёмы в коррекции
звукопроизношения у детей"
Подготовил: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Удальцова Д.В.
В настоящее время у детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия и скоординированности движений мелкой и общей моторики.
С точки зрения нейропсихологии все эти трудности у детей тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов в логопедической работе, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга
Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:
• дыхательная гимнастика;
• комплекс артикуляционных упражнений;
• элементы биоэнергопластики
• пальчиковые игры;
• самомассаж пальцев, кистей рук, в том числе и по методике су-джок;
• глазодвигательные упражнения;
• кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);
• релаксационные упражнения;
• элементы логоритмики и фонетической ритмики, речедвигательной ритмики;
• упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Автоматизация звуков в речи представляет собой самый продолжительный и трудоемкий этап. Введение поставленных звуков в самостоятельную речь – окончательная цель работы по исправлению нарушенного звукопроизношения у ребенка в детском саду.
Нейроигры – это специальные игровые комплексы упражнений, направленные на коррекцию речевых нарушений и развитие психических процессов ребёнка через движение. Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.
Польза таких игр огромная: они стимулируют развитие памяти и мыслительной деятельности; помогают получить энергию, необходимую для обучения; снижают утомляемость; улучшают моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышают продуктивную работоспособность; формируют уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.
Такие игры задействуют мозг ребенка, развивают межполушарные связи, активизируют речь, повышают концентрацию внимания, память, мышление, работоспособность, развивают мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
В логопедической работе можно эффективно использовать нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений.
В своей работе я использую нейроигры и упражнения при коррекции и развитии всех компонентов речи: фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, связной речи, словарного запаса. А также при обучении грамоте.
- Сейчас я хочу продемонстрировать вам некоторые игры, которые я активно применяю в своей работе.
Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики:
Статические упражнения: "Чашечка", "Грибок" (Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям).
Динамические упражнения: "Качели", "Лошадка" (Цель упражнений: формирование умения плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям).
"Кулак-ладонь-ребро"
Всем известное упражнение. Можно использовать эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
"Межполушарные доски"
Ребенок "рисует" одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях или шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, произнося автоматизируемый звук, слог, слово и т.д.
«Симметричные рисунки или двуручное рисование» (зеркальное). Ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя вслух эти рисунки. Например, картинки на звук Р – для автоматизации в начале, в конце слова, дифференциацию Р-Л.; также звуки Ш, С, Ж, З.
Также игра «Картинки-половинки» (соединяем двумя фломастерами в правой и левой руке картинку на автоматизируемый звук).
"Балансировочные полусферы"
Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.
"Колпак мой треугольный..."
Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация (устранение) импульсивности.
Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак.
А если не треугольный, то это не мой колпак.
Слова в тексте стихотворения заменяются движениями.
Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом – слово «треугольный» (показываем руками треугольник).Теперь, произнося текст, заменяем три слова: «колпак», «мой», «треугольный». Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп.
"Языколомка"
ИЛИ Составляем ритмический ряд (или используем готовый). Используем фишки или карточки с картинками (робот, ромашка).
Ребенок называет картинки каждого ряда достаточно быстро.
Цель: произнести четко и верно, не путаясь.
Усложнение: называние двух-трех рядов.
"Сигнальщики"
Сначала ребенку дается картинка, на которой изображены слова и сопровождающие его жесты. Затем логопед показывает по одной картинке, ребенок должен её назвать и одновременно показать нужный жест.
- Я благодарю всех педагогов за внимание. Спасибо всем за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении логопедов "Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с ОНР"
Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занят...

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск. 2015г....

Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»...

Выступление на тему: «Методические приёмы и формы по созданию условий комфортного пребывания детей разной национальности в группах старшего дошкольного возраста»
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям други...

Мастер-класс на тему: «Нейропсихологические приёмы по формированию темпо- ритмической стороны речи в работе с дошкольниками с ТНР»
Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.Что же такое ритм? Ритм – это равномер...

Выступление «Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи»
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть г...

использование речевых игр в процессе формирования и коррекциизвукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста .Горбунова Татьяна Владимировна
Аннотация: Статья посвящена исследованию важности использованияречевых игр в процессе формирования и коррекции звукопроизношения у детеймладшего дошкольного возраста. На основе исследования выявлен ур...


