Краткосрочный прект "Дышим правильно - говорим легко"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами болезни являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем – ОРВИ, ОРЗ. Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов. Дыхание является главнейшим источником жизни. Дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Главной особенностью данного проекта является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков; увеличить количество произнесенных слов на выдохе; выработать четкую и внятную речь; достичь координации дыхания, речи и движений, а также повысить эффективность коррекции звукопроизношения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Краткосрочный проект учителя – логопеда
«Дышим правильно – говорим легко»
Автор: учитель – логопед
Александрова Е.Е.
г. Советский, март 2024 год.
Актуальность. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами болезни являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем – ОРВИ, ОРЗ. Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов. Дыхание является главнейшим источником жизни. Дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Главной особенностью данного проекта является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков; увеличить количество произнесенных слов на выдохе; выработать четкую и внятную речь; достичь координации дыхания, речи и движений, а также повысить эффективность коррекции звукопроизношения.
Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить цель: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Повышение иммунитета детей, предотвращение простудных заболеваний. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить литературу по дыхательным методикам; научить детей использовать дыхательную гимнастику для улучшения своего здоровья; формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи; создать памятку для родителей; сформировать у учащихся потребность к самостоятельному выполнению дыхательной гимнастики.
Краткосрочный проект «Дышим правильно – говорим легко!»
Данный проект является подготовительным (стартовым) для постановки звуков. Полученные умения и навыки планируется применять в течение всего коррекционного процесса речевого развития.
Тема проекта: «Дышим правильно – говорим легко!»
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта –коррекционный, информационный, игровой.
Сроки реализации: 2 недели (с 2024г. по 2024г.)
Образовательная область – «Речевое развитие».
По числу участников – индивидуальный, подгрупповой.
По времени продолжения – краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта – дети средней и старшей группы, воспитатели группы, учитель-логопед, родители.
Место реализации – МАДОУ д/сад «Дюймовочка»
Цель проекта: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Повышение иммунитета детей, предотвращение простудных заболеваний.
Задачи проекта:
Образовательные: Познакомить с органами дыхательного аппарата, правильностью и точностью выполнения дыхательных упражнений. Учить и закреплять умения в выполнении дыхательной гимнастики. Познакомить с игровыми приемами развития дыхательного аппарата.
Развивающие: Развить старательность и точность при выполнении упражнений. Развить сильный, плавный, направленный выдох без участия речи. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания
Воспитательные: Воспитывать интерес к достижению результатов.
Ожидаемый результат: Дети научатся правильному дыханию, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Итогом проекта будет являться:
Появление устойчивой мотивации детей к речевой самореализации.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Этапы реализации проекта
Работа с детьми:
Выработка длительного плавного выдоха,
Дифференциация ротового и носового выдоха
Выработка глубокого вдоха
Развитие силы голоса и речевого дыхания
Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков
Работа с родителями: Буклеты для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания»
Индивидуальные консультации для родителей
Принципы проекта:
– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
– принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости);
– принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка);
– принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
– принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
– принцип цикличности и систематичности;
– принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.
Планируемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой. Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.
Конечным продуктом проекта будет являться:
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Этапы реализации проекта
Подготовительный - определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов.
Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания. Составление плана – схемы проекта. Подготовка наглядного материала Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажёров».
Основной - работа с детьми.
Просмотр видео «Дыхательная гимнастика», «Как устроен нос», «Что помогает дышать лёгким» Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья. Работа с родителями: Консультация в родительский уголок «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» Оформление буклетов «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание..
Заключительный - анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.
На протяжении проекта необходимо выполнять условия для проведения дыхательных упражнений:
Не повторять упражнение много раз, так как это может вызвать головокружение;
Не выполнять упражнения в пыльном и непроветренном помещении;
Не добиваться полного выдоха;
Следить, чтобы не надувались щеки;
Выполнять упражнения через 1,5-2 часа после еды;
Одежда ребенка не должна быть тесной;
Не заниматься упражнениями при присутствии заболеваний органов дыхания;
Следить, чтобы во время выполнения упражнений мышцы шеи, рук и груди не напрягались, при вдохе не поднимались плечи, а при выдохе – не опускались;
Дидактический и наглядный материал должен быть расположен на уровне рта, должен быть легким и безопасным.
План реализации проекта Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
Просмотр видео «Дыхательная гимнастика»
«Как устроен нос»
«Что помогает дышать лёгким»
Цель: повышение мотивации к выполнению дыхательной гимнастики. Закреплять и систематизировать представления детей об одном из важных чувств – обоняния. Уточнить какое значение имеет для человека нос. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров.
День мыльных пузырей
Упражнение «Бабочка» приложение Картотека игр Упражнение «Плыви кораблик» Игра «Одуванчики» «Звуки вокруг нас»
Цель: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах. Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) тренировать дыхательную систему. Выработка длительного плавного выдоха
Упражнение «Вдох – выдох»
Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы]. Дифференциация ротового и носового выдоха
«Произнеси чистоговорки» Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка ».
«Игра с флажками» Взрослый раздаёт детям флажки. Дети под спокойную музыку идут по кругу, по сигналу педагога останавливаются, поднимают руки вверх (вдох), опускают вниз (выдох).
Цель: выработка глубокого вдоха и длительного выдоха. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов). Выработка темпа и ритма физиологического дыхания.
Игра «Эхо»
Игра «Тихо — громко» Оборудование: бубен или барабан.
Цель: развитие силы голоса, направленности и силы выдоха Беседа на тему «Хочешь быть здоров? Дыши правильно» Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, способствовать развитию дыхательной мускулатуры, речевого аппарата
Вывод:
Таким образом, одним из необходимых и значимых условий постановки звуков является выработка воздушной струи. Работу по формированию воздушной струи необходимо начинать на начальном этапе формирования правильного звукопроизношения, вместе с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Целенаправленная, регулярно осуществляемая работа учителя-логопеда с воспитателями и родителями по развитию речевого дыхания у детей позволит добиться положительных результатов.
Картотека игр
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Игра «Тихо — громко»
Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: бубен или барабан. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова: Мы идем и топаем: «Топ — топ — топ». Мы идем и хлопаем: «Хлоп — хлоп — хлоп».
Игра: «Кто кого»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Описание. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки: а, о, у, и, э.
Игра «Приятный запах»
Цель: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи. Описание. Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!»
Игра: «Определи место игрушки»
Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу. Описание. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: "Между какими игрушками стоит пирамида?" Ребенок должен дать полный ответ: "Пирамида стоит между машиной и мячом". После двух-трех ответов меняеть игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими. Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово.
Игра «Лети, одуванчик!»
Цель: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ. Описание. Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.
Игра «Вертушка»
Цель: развить выдох, укрепить мышцы губ. Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.
Игра «Бабочки»
Цель: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю. Описание. Бабочек сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.
Игра «Разноцветные шарики»
Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха. Оборудование: разноцветный кружок. Посмотри-ка, мой дружок, Вот какой у нас кружок! Наш кружок прекрасный, Ярко-ярко красный. Шарик, сделанный из цветной бумаги, закрепленный ниткой с двух сторон в виде фонарика. Ребенок берет двумя руками за нитки и дует на шарик, на расстоянии 10-15 см. При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»
Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....

Консультация "Дышим правильно - говорим легко".
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....

Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"
Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...
презентация "Дышим правильно - говорим легко"
В презентации раскрыты теоретические аспекты формирования правильного речевого дыхания у детей с заиканием...

Рекомендации для родителей (буклет) "Дышим правильно - говорим легко".
В буклете представленны дыхательные упражнения и игры для развития речевого дыхания....

Дышим правильно - говорим легко и красиво!
Это консультация для педагогов и родителей о правильном речевом дыхании. Предлагается практический материал для развития диафрагмального дыхания....

Игровое полифункциональное пособие «Учимся правильно говорить – легко» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонемати...