Практическая деятельность учителя - логопеда
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Практическая деятельность учителя - логопеда
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это разнообразный спектр сложных расстройств речевой природы, при которых у детей страдает формирование многих сторон речевой системы: весьма ограниченный словарный запас, специфические нарушения развития связной речи, характерны дефекты звукопроизношения, позднее появление экспрессивной речи.
Для своевременного возникновения речи у ребёнка необходимо наличие определённого вида биологических предпосылок, нормального функционирования центральной нервной системы.
Возникновению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста способствуют неблагоприятные факторы: внешние и внутренние биологические предпосылки, а также негативные внешние условия окружающей среды. Негативное воздействие на центральную нервную систему в период внутриутробного развития, в процессе родовой деятельности, а также в младенческий период развития ребёнка, оказывают биологические факторы: различные интоксикации плода в период внутриутробного развития, действие радиоактивных излучений и химических веществ, поражения центральной нервной системы в результате резус – конфликта крови матери и плода. Генетические факторы в возникновении речевого недоразвития играют особую роль.
Неблагополучное развитие речи может возникнуть даже при незначительных неблагоприятных воздействиях извне, если просматривается наследственная предрасположенность к речевым аномалиям. Чаще всего в анамнезе детей с наследственной предрасположенностью данные о грубых поражениях центральной системы указываться не будут, обычно отмечается наличие негрубой родовой травмы или хронические соматические заболевания в раннем детстве.
Инфекционные болезни, перенесённые в раннем детском возрасте, такие как: энцефалит, менингит, полиомиелит, могут затронуть развитие речевых и неречевых функциональных систем.
Недостаток речевой мотивации со стороны родителей, конфликтные взаимоотношения в семье, педагогическая запущенность, билингвизм, жестокие методы воспитания и другие негативные предпосылки социально-психологического влияния способствуют возникновению обратимых форм недоразвития речи у детей.
Инфекционные болезни, перенесённые в раннем детском возрасте, такие как: энцефалит, менингит, полиомиелит, могут затронуть развитие речевых и неречевых функциональных систем.
Недостаток речевой мотивации со стороны родителей, конфликтные взаимоотношения в семье, педагогическая запущенность, билингвизм, жестокие методы воспитания и другие негативные предпосылки социально-психологического влияния способствуют возникновению обратимых форм недоразвития речи у детей.
Можно сделать вывод, что под воздействием многочисленных негативных факторов и причин в период внутриутробного и раннего возраста, связная речь у дошкольников с общим недоразвитием речи развивается по своей особой траектории достаточно медленно, и особенно, вследствие чего многие компоненты речевой системы сохраняются несформированными. Малая стабильность внимания, узкие возможности его распределения присущи дошкольникам с синдромом общего недоразвития речи, дети плохо запоминают полученную информацию, словесная память также нарушена.
На формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сфер оказывают влияние характерные черты речевой деятельности. Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают в развитии словесно – логического мышления, происходит замедленное осваивание таких понятий как анализ и синтез, сравнение и обобщение.
Словесно-логическое мышление детей с общим недоразвитием речи6 на порядок ниже возрастной речевой нормы, так как речь и мышление тесно связаны между собой, вследствие чего дети ощущают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Очень часто суждения и умозаключения этих дошкольников логически не связаны между собой, скудны и отрывочны. Негативные особенности речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи оказывают влияние на формирование личности ребёнка, на развитие всех психических процессов.
Упомянутая категория дошкольников имеет ряд психологических особенностей, затрудняющих их адаптивную социализацию.
У дошкольников с общим недоразвитием речи часто отмечается соматическая слабость, наблюдается запоздалое формирование моторной сферы, которое накладывает свой отпечаток на недостаточную координацию движений, снижение эффективности и скорости выполнения некоторых элементов и движений, прослеживается моторная неловкость.
Основательные затруднения появляются у детей, когда они стараются действовать, опираясь на словесную инструкцию педагога. Зачастую наблюдается значительное недоразвитие тонкой моторики. Эмоционально волевая сфера характеризуется: повышенной лабильностью поведенческих реакций, это проявляется в частой смене настроения в течение дня, повышенная степень тревожности, агрессивные реакции при обнаружении препятствий, ничем не обоснованная обидчивость, негативизм, нестойкость интересов, сниженная наблюдательность, недостаточная мотивация, неумение налаживать контакты со сверстниками. Часто такие дети не уверены в своих возможностях, в своих силах в результате им необходима постоянная поддержка и похвала.
Для одной категории старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерна чрезвычайная возбудимость, которая проявляется в эмоциональном и двигательном беспокойстве, чрезмерной двигательной активности: ребёнок производит множество навязчивых движений ногами, руками, часто бывает неусидчив. Другая группа таких дошкольников, наоборот, обращает на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Наличие речевого недоразвития вызывает у ребёнка чувство стеснённости, что в свою очередь, делает своеобразным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива.
Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерна сниженная степень формирования основных свойств внимания, которая отмечается в неустойчивости внимания и ограниченных возможностях его распределения.
При исполнении какого - либо задания по поручению взрослого, дошкольники с общим недоразвитием речи данное поручение выполняют, не поддерживая сотрудничества с остальными детьми, делают всё по-своему.
В группе таких детей действуют те же правила выбора партнёра по игре, что и в коллективе остальной категории детей, и уровень благоприятности взаимоотношений является довольно высоким. Количество «предпочитаемых» и «принятых» детей в данной группе, значительно превышает количество «непринятых» и «изолированных», при этом ребята чаще всего затрудняются обосновать свой выбор партнёра по игре. При этом дошкольники используют фразы типа: «Я не знаю, почему хочу с ним играть», «Она мне нравится», «Я с ним играю», «Его хвалит Мария Петровна, значит он - хороший», дети ориентируются не на собственное мнение, а на мнение и оценку педагога. Дошкольники, которые недостаточно владеют коммуникативными средствами, чаще всего оказываются в разряде «непринятых» и «изолированных», хронически находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.
Игровые навыки «непринятых» развиты достаточно слабо, все предпринятые попытки к общению со сверстниками претерпевают крах и в итоге нередко заканчиваются вспышками агрессивности.
Недостаточность развития связной речи у детей дошкольного возраста влияют на иерархическое положение в коллективе сверстников. Обычно дети с хорошо развитой связной речью занимают высокое положение в концепции личных взаимоотношений, а дети, страдающие недоразвитием связной речи, но, обладающие положительными качествами личности и отличающиеся хорошим поведение, занимают неблагоприятное положение в коллективе, в соответствии с иерархической лестницей.
Возможности дошкольников с общим недоразвитие речи в целом ниже существующей речевой нормы и характеризуются ограниченностью по всем существующим параметрам.
Можно отметить, что игровая деятельность старших дошкольников с ОНР имеет невысокий уровень развития и для неё характерны такие черты, как: скудность игрового сюжета, открытый характер игры, низкая речевая активность.
Очень часто наблюдается такая ситуация: игры, организуемые педагогом, но недостаточно им контролируемые, приобретают непредсказуемые хаотичные формы, так как дети с общим недоразвитием речи имеют неврологическую особенность, проявляющуюся в крайней возбудимости поведения.
Достаточное количество детей с синдромом недоразвития речи, используют форму ситуативно-делового сотрудничества, что характерно для детей младшего возраста.
У большей половины старших дошкольников с общим недоразвитием речи проявляется несформированность культуры общения: они фамильярно ведут себя со взрослыми людьми, не соблюдают субординацию, часто бывают эгоистичны, крикливы, резки, такие дети назойливы в своих требованиях.
У дошкольников с общим недоразвитием речи преобладает вне ситуативно-познавательная форма общения. Например, такие дети с восторгом откликаются на предложение педагога почитать им вслух книгу, дети внимательно слушают несложные короткие художественные произведения. Но по прочтении текста организовать с такими детьми беседу очень сложно: дошкольники почти не задают вопросов по содержанию услышанного ими произведения, не могут сами пересказать даже самый короткий отрывок рассказа в силу недостаточной развитости монологической и диалогической речи.
В процессе беседы дошкольники с общим недоразвитием речи перескакивают с одной темы на другую, систематически отвлекаются, диалог с такими детьми может длиться не более пяти - семи минут, в силу недостаточности познавательного интереса.
Предварительный просмотр:
Особенности дидактических игр как средства развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В педагогической работе для развития речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо использовать различные игровые приемы, например, дидактические игры. Дидактические игры создаются педагогами на основе игровых и дидактических задач в обучающих целях. В процессе дидактической игры дошкольники получают новые понятия, новые знания, обобщают и закрепляют их.
В независимости от вида каждая дидактическая игра имеет свою структуру и элементы структуры, которыми являются6 игровые правила и действия, обучающая и воспитывающая задача. Игровые правила дидактической игры являются самым значимым элементом, благодаря которым, в ходе игры педагог организует воспитательно - образовательный процесс и управляет поведением детей. Для обеспечения реализации игрового содержания необходимо соблюдение правил, основной целью которых является организация игровых действий и поведения детей в игровом процессе.
Соблюдение правил считается непременным условием решения игровой и дидактических задач. Игровые правила предписывают какие – либо действия в игре, могут запрещать, разрешать, помогают быть игре занимательной, обучающей, напряжённой.
Дидактическая задача
Для определения дидактической задачи надо иметь представление о существующих знаниях детей ( о явлениях, об окружающем мире).В организации дидактической игры нужно определить какие процессы, качества необходимо развивать и формировать в ходе данной игры, например, внимание, связную речь, слуховое внимание. Отличие одной игры от другой создаёт обучающая задача.
Игровые действия
Разница дидактической игры от игровых упражнений заключается в том, что в дидактической игре игровые правила направляются, контролируются игровыми действиями, которые зависят от намерений и фантазии педагога. При подготовке к дидактической игре, дети вносят свои коррективы и предложения: «Давайте выберем водящего при помощи считалки!», « Я ещё хочу рассказать о моей игрушке!».
При организации дидактических игр со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи существуют основные направления: подготовка к проведению дидактической игры, проведение игры, анализ игры. Формирование связной речи, правильное построение предложений – основные задачи, стоящие перед педагогом в его работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Управление дидактической игрой для дошкольников с ОНР требует большой, обдуманной деятельности. В процессе подготовки и проведения этих игр необходимо подобрать дидактический материал, распределить игровые роли, создать игровую атмосферу.
При организации дидактической игры в старшей группе дошкольников с общим недоразвитием речи, немаловажно грамотное сочетание наглядности, игровых пособий и предметов, игровые действия дошкольников, слова и действия педагога. Использование наглядного материала в старших группах разнообразно, с учетом возрастающего опыта детей, а также новых задач по ознакомлению с окружающим.
Для детей очень привлекательны сложные винтовые игрушки, парные картинки, разнообразные кубики. Картинки с изображением предметов и явлений, домино, лото, тематические серии картинок – всё это представляет наглядность в дидактических играх. В дидактической игре необходимо иметь наглядный фонд средств, для организации игры: различные жетоны, фишки, значки, поощрительные мелочи.
Для наилучшей результативности в развитии связной речи данной категории дошкольников в дидактических играх целесообразно использовать схемы для составления рассказов, запоминания стихов, описания игрушек и предметов.
По назначению используемого в игре материала дидактические игры можно разделить на условные группы:
1. Игры с элементами народной тематики в виде деревянных бочонков, кукол – матрёшек, грибочков, а также с использованием природного материала: листьев деревьев и кустарников, различных семян, палочек и плодов. Данная группа игр способствует формированию у детей понимания величины, цвета, формы и называется - группой предметных игр.
2. Группа настольно – печатных игр способствуют развитию понятий у детей об окружающей реальности, формирует мыслительные процессы, такие как: анализ, синтез, обобщение, классификация. Настольно - печатные игры могут быть нескольких категорий:
- Парные картинки – игровая задача состоит в подборе картинок по сходству.
- Лото – эта игра основана на принципе парности изображённых предметов на картинках. Игра в лото способствует активизации активного словаря детей, уточняет тематические знания.
- Домино – преследует принцип парности через логический подбор карточек, либо картинок при последующем ходе. Способствует развитию памяти, зрительного внимания, сообразительности.
- Складные кубики и разрезанные картинки – развивает предметный зрительный гнозис и конструктивный праксис, направленными на соотношение между целым и частью. Формирует у детей внимание.
3. Для активизации развития ориентации в пространстве и способности предвидеть результат действия, применяется игра типа «Лабиринт».
4. Для развития внимания, сообразительности, быстроты реакции и формирования связной речи используются - словесные игры.
Для того, чтобы старший дошкольник с общим недоразвитием речи овладел хорошо развитой связной речью, необходимы умелое педагогическое воздействие и руководство.
На специально организованных занятиях и в процессе повседневной жизни происходит активное развитие связной речи старших дошкольников с ОНР.
Совершенствование связной речи активно осуществляется в процессе деятельности детей: просмотр видеофильмов, чтение художественных произведений, наблюдение за разнообразными явлениями, совместный труд.
Дидактические игры по обучению рассказыванию старших дошкольников с ОНР несут различную направленность и характер. Первый вариант игр помогает детям составлять рассказы с опорой на свои непосредственные восприятия, например, рассказы о предметах, игрушках, об окружающем мире. Второй вариант игры помогает дошкольнику овладеть пересказом прослушанного материала, третий – рассказывать сказки по предложенному сюжету с опорой на воображение.
Самостоятельные связные высказывания с опорой на наглядность постепенно преобразуются в высказывания по собственному замыслу постепенно.
Выбор средств обучения при этом во многом зависит от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться при помощи учебных заданий.
Самым трудным видом речевой деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи является составление различных видов рассказов. Поэтому необходимо педагогу переходить постепенно от простых заданий к более сложным, но посильным для данной категории детей. Основной формой работы являются занятия, проводимые по подгруппам (5‒6 человек).
В целях развития связной диалогической речи важно уделять внимание формированию навыков построения отдельного высказывания (предложения). При составлении предложений необходимо учитывать требуемую задачу: при составлении простых распространённых предложений пользоваться предложениями, включающими в себя однородные члены и дополнения.
При достижении данной задачи речь дошкольников с общим недоразвитием речи становится образной, дети обучаются подбирать определения и находить для них правильную грамматическую форму.
Первым шагом для успешного развития связной речи, является формирование фразовой речи. Фразовая речь формируется в следующей последовательности:
- По демонстрации действия с помощью вопросов и без них или с помощью образцов и без них, составляются предложения.
- Составление предложений по сюжетным картинкам, сначала по однофигурным, затем – по многофигурным, с помощью вопросов и без них, по опорным словам, по образцу и самостоятельно.
- Дополнение предложений по образцу, данному педагогом при помощи предметных картинок.
- Составление двух – трёх предложений, составленных по сюжетной картине, заучивание этих предложений и последующее воспроизведение.
На последующих этапах формирования и совершенствования фразовых высказываний происходит в ходе непосредственной работы по развитию связной речи.
По формированию связных развёрнутых высказываний в процессе игры важно уделять внимание подготовительной работе, содержащей в себя: выделение смысловых звеньев, последовательности событий, предварительный разбор содержания текста, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение.
В связи с тем, что отставание в речевом развитии у детей с ОНР проявляется на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности, работа по развитию связной речи определяется не только характером речевого нарушения, но и недостатками психофизического развития.
При проведении обучающе - развивающих занятий педагогу необходимо руководствоваться принципами коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
- речь педагога и детей должна содержать оптимальное сочетание и иметь коммуникативную направленность;
- оптимальная активизация мыслительной и речевой деятельности;
- речевой материал и дидактические игры должны быть предварительно подобраны;
- чёткие инструкции и конкретные установки на протяжении занятия;
- формирующая работа направлена на развитие психических функций;
- развитие и стимулирование познавательных способностей детей.
Важнейшими методическими требованиями к развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются: переход от простого к сложному, усложнение форм работы в соответствии с возрастными особенностями детей, активизация творческих способностей дошкольников. Необходимо уделять интерес подготовительной работе (предварительный разбор содержания текста, выделение важных смысловых звеньев, последовательности событий, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение) по формированию связных развёрнутых высказываний в процессе игры.
Остановимся на изучении вопроса формирования связной речи дошкольников с ОНР посредством дидактических игр. Чаще всего словесные дидактические игры организуются с подгруппой детей, состоящей из 2 – 3 человек. Формирующая работа, посвящённая связной речи посредством дидактических игр, делится на два этапа.
Использование доступных, достаточно простых заданий, развивающих у детей игровую деятельность, предлагаются дошкольникам в начале формирующей работы над развитием связной речи посредством дидактических игр. Детям предлагаются на первом этапе следующие виды работ:
- Детям предлагается угадать по характерным признакам предмет или объект.
Педагог предъявляет какой - либо предмет, а дети, на слух воспринимая информацию о данном предмете, пробуют отгадать что это такое. Применяются задания примерного типа: «Угадай, что за птица?», «Угадай, что это за предмет?», «Найди на рисунке указанную деталь».
- Угадывание предмета по контуру.
На доске прикреплены «тени» различных животных, педагог дает детям задание угадать, какие это животные, далее предлагает задания: «Где он (а) живет?», «Чем он питается?», «Подбери окраску».
- Определение лишнего предмета.
Педагог предъявляет детям карточки с изображенными на них наборами предметов, один из которых в этом наборе лишний. Каждый ребенок должен был определить лишний предмет, изображенный на своей карточке, и, не называя, описать его. Остальные дети должны угадать, что это за предмет. Предлагаются наборы предметов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель».
4. Описание предмета по наглядной схеме на основе игры «Кто исчез?». Детям предлагается сыграть в игру: картинки животных выстроены в один ряд (не менее 7‒8 картинок); дети в течение одной минуты внимательно смотрят на них и стараются запомнить. Затем дети закрывают глаза, педагог в это время меняет расположение картинок и убирает одну из них. Далее дети должны определить, изображения какого животного не стало, и описать его по схеме: кто это, где он живет, чем питается, какой у него окрас шерсти.
В результате использования таких игр у детей развивается неторопливый темп речи; совершенствуется звукопроизношение, формируются навыки слово и фразообразования; увеличивается словарный запас; развивается слуховое внимание и фонематический слух. Дети учатся последовательно и логично излагать свои мысли и желания, у них появляется возможность видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы.
Для формирования навыков связных высказываний в процессе дидактических игр используются следующие виды заданий:
• составление рассказов по опорным словам, по символам ‒ «сигналам»;
• составление рассказов по опорному картинному плану;
• составление рассказов по серии сюжетных картин;
• составление творческих рассказов по предложенному сюжету;
• придумывание начала рассказа;
• придумывание продолжения и концовки рассказа;
• исправление деформированного текста;
• составление рассказов из личного опыта по наблюдениям;
• сочинение «истории» с опорой на наглядную схему – модель;
• составление рассказов по серии рисунков;
• совместное с педагогом придумывание сказки (по вопросам).
Рассмотрим несколько дидактических заданий:
Игра «Будь внимателен!»
На доске расположены сюжетные картинки, расставленные в неверном порядке. Детям дается инструкция внимательно посмотреть на эти картинки и расставить их в нужном порядке. Далее педагог произносит незаконченные предложения по этим картинкам, а дети добавляют последнее слово и заканчивают его. На опушке гуляли два ... (зайчика) Вдруг из леса выскочил ... (волк) Зайчики испугались и побежали к ... (речке). Около речки стоял ... (человек) У него в руках было ... (ружье). Человек увидел ... (волка). Он поднял свое ... (ружье). Волк увидел ... (человека). Он... (испугался) и ... (убежал).
После выполнения этого задания педагог задает детям вопросы по содержанию рассказа, предлагает составить пересказ к данному тексту с опорой на серию сюжетных картинок.
Игра «Подбери подходящее»
Детям предлагается рассмотреть наборы картинок, размещенных на демонстрационной доске:
- папа, брат, дедушка, дядя;
- лес, рыбалка, охота, грибы;
- термос, корзина, ружье, удочка, сапоги;
- поезд, машина;
- озеро, речка, сад, лес;
- лиса, сурок, собака, заяц.
Педагог начинает читать предложение, а дети его заканчивают. Задача детей: подобрать подходящее слово к предложению, используя при этом имеющийся у них набор картинок.
Сегодня ... (папа, брат, дедушка, дядя) отправился ... (в лес, на рыбалку, на охоту, за грибами). Он взял с собой ... (термос, корзину, ружье, удочку, сапоги). Он отправился туда ... (на поезде, на машине). Там было очень красиво, ведь рядом есть ... (озеро, речка, сад, лес). Там он увидел ... (лису, сурка, собаку, зайца).
После того, как каждый ребенок составляет свой рассказ, взрослый может задать вопросы по составленным рассказам, предложить составить пересказ рассказа с опорой или без опоры на картинки.
Игра «Придумай сказку»
В данном задании используется прием контрольных вопросов, облегчающий процесс составления рассказа и позволяющий ребенку сохранять логическую последовательность рассказа-сообщения.
Детям предлагается рассмотреть картинки с изображенными на них персонажами, каждый ребенок выбирает себе одного персонажа и составляет с опорой на картинку сказку, опираясь на вопросы педагога.
Предлагаемые вопросы:
- Кто это был?
- Как он выглядел?
- Куда пошел…?
- Кого встретил…?
- Что ему сказали?
- Что он ответил?
- Какова была его реакция?
- Что было дальше?
- Чем закончилась эта история?
Игра «Кто лучше запомнил»
Детям предлагается прослушать рассказ Е.А. Пермяк. «Торопливый ножик».
«Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
Как же это так? ‒ спрашивает Митю отец. Ножик плохой, ‒ отвечает Митя, ‒ косо строгает. Да нет, ‒ говорит отец, ‒ ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить. А как? — спрашивает Митя. А вот так, ‒ сказал отец.
Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, легонечко, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть».
Примерные вопросы к рассказу:
- Что делал Митя?
- Какая палочка у него сначала получилась?
- Что спросил у Мити отец?
- Что ему ответил Митя?
- Что посоветовал Мите отец?
- Как Митя воспользовался советом?
- Что стало потом с торопливым ножом?
При проведении данного занятия используются предметные картинки, соответствующие содержанию рассказа.
Предварительный просмотр:
Комплекс дидактических игр для развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
«Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
План описания предмета:
Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.
«Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«Фотограф»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Разгадай ребус»
Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.
Карточки с предметными картинками для игры:
Ухо, колокольчик, лыжи - уколы
Ломы, шары, диван - лошади
Гиря, тапочки, ракета - гитара
Совы, лопата, машина - солома
Огурец, пушка, карандаш - опушка
Дома, ромашка, гиря - дороги
Карандаш, тюлень, шары – катюша
Оса, синица, наперсток - осина
Орехи, совы, капуста - осока
Ворона, роза, тарелка - ворота
Оса, куры, нитки - окуни
Банан, заяц, рыба - базары
Сова, балалайка, карандаш - собака
«Четвёртый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры:
1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.
2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.
3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.
4. Кукушка, сова бабочка, сорока.
5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.
6. Ромашка, береза, ель, тополь.
7. Помидор, огурец, морковь, слива.
8. Шапка, берет, шляпа, носок.
9. Топор, пила, ручка, рубанок.
10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.
«Верно ли это?»
Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Верно ли это?
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети? Л.Станчев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный фольклор в практической деятельности учителя-логопеда
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в...
«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – логопеда»
laquo;Использовани...

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Нетрадиционные пособия в практической деятельности учителя - логопеда
Авторское многофункциональное пособие лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка» - это учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и разв...

Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ
Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ...

«Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занят...

