«Сибирский борд» в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Галина Владимировна Прудникова

Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски. Оборудование изготовлено из экологически чистого материала – дерево (алтайская береза). Тренажер легкий, компактный, безопасный для детей, и не требует технического оснащения. «Сибирский борд» привлекает внимание дошкольников своей необычной формой, мобильностью, функциональностью, разнообразием игрового содержания. Деревянные доски легко превращаются в качели, мостики, домики, да и во всё, что могут для игры придумать дети, развивая фантазию и воображение. А развивающие занятия проходят с большим интересом и результатом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sibbord_aprel_2025.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Сибирский борд» в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

В своей работе я использую многофункциональное оборудование «Сибирский борд». Данный тренажер использую в работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. Он подходит для индивидуальной и подгрупповой работы. Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски. Оборудование изготовлено из экологически чистого материала – дерево (алтайская береза). Тренажер легкий, компактный, безопасный для детей, и не требует технического оснащения. «Сибирский борд» привлекает внимание дошкольников своей необычной формой, мобильностью, функциональностью, разнообразием игрового содержания. Деревянные доски легко превращаются в качели, мостики, домики, да и во всё, что могут для игры придумать дети, развивая фантазию и воображение. А развивающие занятия проходят с большим интересом и результатом. «Сибирский борд» могут использовать в своей работе все специалисты дошкольного учреждения. Тренажер является многофункциональным оборудованием и позволяет реализовывать задачи в различных видах деятельности. Значительно повышается эффективность работы по коррекции речевых нарушений у детей. Занятия проходят в игровой форме, ребята с удовольствием включаются в игру, выполняя различные упражнения на «борде», не испытывают страха и отторжения предлагаемых заданий. Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, изогнута таким образом, что заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Балансируя в положении стоя, он выполняет различные упражнения. Отвлекаясь на удержание равновесия, ребенок более эффективно отрабатывает задания на развитие фонематического слуха, автоматизирует поставленные звуки в речи. Занятия проводятся под строгим моим контролем, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся какими-то необычными и сложными, эффект от занятий происходит лишь при правильном подборе упражнений, в комфортном для ребенка темпе.

Использование «Сибирского борда» благоприятно влияет на развитие всего организма у детей:

1. Улучшается моторно-зрительная координация;

2. Двигательные интеллектуальные способности ребенка синхронизируются;

3. Развивается правильное восприятие пространства;

4. Снижается двигательная расторможенность;

5. Улучшается концентрация внимания;

6. Повышается работоспособность у детей.

Занятия на «борде» позволяют ускорить решение поставленных задач в коррекционно-развивающей работе. Занимаясь с тренажером, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, вырабатывают навыки действий с разнообразными предметами, учатся озвучивать свою деятельность, общаться и взаимодействовать со сверстниками.

К данному оборудованию я собрала картотеку игр. Проявляя фантазию и воображение, можно пополнять ее новыми упражнениями и вариантами игр. Вот несколько вариантов игр, позволяющих ускорить решение поставленных задач в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Игра «Цапля»

Задачи: развивать умение удерживать равновесие.

Ход игры: Борд лежит на полу, нужно встать двумя ногами на борд, развести руки в стороны и поднять одну ногу (правую или левую) удержать равновесие 10 секунд (постепенно время увеличиваем до 30 сек), опустить ногу, повторить задание (как усложнение можно добавить предмет на голову).

Игра «Веселый мячик»

Задачи: развивать внимание, координацию движений, навык работы с мячом.

Ход игры: дети стоят на бордах, в руках мяч. Раскачиваясь на борде, одновременно перекладывают мяч из одной руки в другую, отбивают мяч от пола или подбрасывают мяч вверх.

Игра «Неваляшка»

Задачи: развивать концентрацию внимания.

Ход игры: Дети, сидя «по-турецки» в перевернутом борде, руками берутся за края балансира и выполняют покачивания из стороны в сторону. Можно предложить детям задержаться на одной стороне чуть дольше, чем на другой.

Игра «Ходит шляпа, не спеша»

Задачи: развивать вестибулярный аппарат, чувство равновесия, умение владеть своим телом, формировать умение сочетать речь с движениями (мозжечковая стимуляция).

Ход игры: Дети, раскачиваясь на бордах, стоящих по кругу, передают шляпу друг другу, проговаривая слова: Не спеша, на задних лапах. По квартире ходит шляпа. Это – кот, усатый кот. В шляпе папиной живет! На ком останавливается шляпа, примеряет ее и показывает движения, а дети повторяют.

Игра «Бездомный заяц»

Задачи: развивать ловкость, умение владеть своим телом, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Борды в шахматном порядке лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети стоят в бордах – «домиках» ноги на ширине плеч, раскачиваясь. Под ритмичную музыку «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда участник, стоящий там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», они меняются ролями. Игра повторяется 3-4 раза

Игра «Чайки»

Задачи: развивать координацию движений, укреплять мышечный корсет.

Ход игры: (Дети лежат на животе на перевернутых бордах, выполняя движения пловца) Над волнами чайки кружат. Поплывем за ними дружно. Поплывем мы все по морю, Подивимся на просторе!

Игра «Запомни! Повтори!»

Задачи: развивать слуховую память, чувство ритма, умение детей прислушиваться к заданию педагога.

Ход игры: педагог отстукивает на борде определенный ритм, ребенок повторяет задание взрослого, отхлопывая его на борде.

Игра «Попугай»

Задачи: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в чистоговорках.

Ход игры: дети, раскачиваясь на бордах, повторяют за педагогом чистоговорки:

Ла-ла-ла, лопата и пела.

Лы-лы-лы, мы вымыли полы.

Игра «Составь предложение»

Задачи: учить составлять предложения из 2-,3-,4- и более слов.

Ход игры: Дети выбирают игрушку из корзины. Выполняю с игрушками и бордами различные действия, и составляют предложения. Затем определяют количество слов в придуманных предложениях.

Игра «Кто? Где?»

Задачи: формировать умение использовать в речи простые и сложные предлоги.

Ход игры: педагог размещает игрушку, относительно борда, каждому ребенку. Дети составляют предложения.

Вывод: Нейротренажер «Сибирский борд» позволяет раскрывать возможности детей, развивать физические качества и потребность в движении, а также способствует развитию познавательной и речевой активности. Не мало важным является то, что воспитанники проявляют самостоятельность и инициативность во время двигательных действий. Детям с ОВЗ просто необходимы игры, которые развивают координацию движения, вестибулярный аппарат. Выполняя развивающие игровые задания, ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

Список использованной литературы:

#1042;олина В.В. «Учимся, играя», «Новая школа», Москва 1994г. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет», ООО «Издательство гном», Москва 2009г.

2. Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного оборудования «Дошкольная педагогика». – 2008. – №2.

3. Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», «Ювента», Москва, 2016г. Мурыгина Н.В. Вешнякова Л.В. Комплекс упражнений для развития у детей межполушарных связей (3-7лет). Издательство «Детство-Пресс».

#1055;омазкова Н.А., Усманова О.В. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития. Журнал «Вопросы дошкольной педагогики» №8(35), октябрь 2020 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...