Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Зимушка-зима!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Логопедическое занятиепо развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе  "Зиимушка-зима!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_zanyatie.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Зимушка-зима!»

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. развитие лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизация и расширение словаря по теме «Зима»;

- развитие языкового чутья путём образования родственных слов;

- развитие связной речи;

- продолжать дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза;

- развивать оптико-пространственные функции;

- развивать слуховое внимание, речевую память;

- продолжать улучшать артикуляцию речи;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать подготовку руки к письму.

Коррекционно-развивающие:

- развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;

- развитие речевого слуха;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие диалогической речи;

- развитие речевого дыхания;

- развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;

- воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи;

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, умения работать в коллективе.

#1054;РГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Приветствие детей:

Дети входят в зал. Логопед предлагает встать всем в круг.

-Здравствуйте, мои хорошие! Я рада видеть всех вас. Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся друг с другом.

Игра « Здравствуй». ( психо- эмоциональный фон)

Здравствуй, здравствуй правый глазик, (подмигнули правым глазом)

Здравствуй, здравствуй левый глазик, (подмигнули левым глазом)

Здравствуй носик, здравствуй лобик, (пальцем указали на нос, на лоб)

Здравствуй ротик, язычок!

А с язычком мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику:

Артикуляционная гимнастика.

Мы наш ротик разминаем

И к зарядке приступаем.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем выполнять.

Если выполним зарядку

Звуки будут все в порядке.

Губки улыбаются,

Зарядка начинается.

Очень вкусное варенье

Дали мне на день рожденье.

Банку целую я съел,

Но наестся не успел.

Широкая шляпка

И крепкая ножка.

Хороший грибок

Положу я в лукошко.

На качели я сажусь,

Вверх и вниз легко несусь.

Звонко цокают подковы,

Пыль стоит столбом

На лошадке скачет Вова.

Радость вся кругом.

Тик так, тик так

Ходят часики - вот так.

Стрелка стрелку догоняет,

Наше время отмеряет.

Чашечка широкая,

Чашечка глубокая.

В чашку чай я наливаю,

Маму с папой угощаю.

Чистить зубы

Каждый день

Мне почти

Совсем не лень.

Щетку пастой заряжаю,

Прямо к зубкам отправляю.

Логопед: А сейчас отгадайте загадку:

На морозе не дрожу,

Нос морковкою держу,

Но не жалуюсь, привык.

Как зовусь я? (снеговик).

Снеговик просит о помощи. Говорит, что в лесу мало снега, кусты, деревья и животные могут замерзнуть. Снеговик приготовил для вас много интересных заданий, которые нужно выполнить и тогда снега в лесу станет больше. Вы согласны? Посмотрим, какие же это задания.

II. ХОД ЗАНЯТИЯ

-А сейчас давайте заглянем в наш конверт, что же нам приготовил СНЕГОВИК?

-Вы только посмотрите, какие чудесные картины! (логопед вынимает картины из конверта и закрепляет их на магнитной доске).

-Какое время года изображено на картинах ? (ответы детей: на картинах изображено время года ЗИМА). Правильно, а за окном, у нас сейчас какое время года? (ответы детей ЗИМА). Да, и за окном у нас с вами время года ЗИМА. Вот об этом времени года мы и поговорим сегодня.

Беседа о зиме. (связное рассказывание, работа с предложением).

1. После какого времени года наступает зима? Назовите зимние месяцы.

2. Что происходит в природе зимой? (На улице холодно, дни становятся короче, солнце светит редко и не греет)

3. Какие стоят деревья? Что надевают люди зимой? ( Деревья стоят голые, без листьев, и деревья, и земля покрыты снегом, люди надевают тёплую одежду).

4. Где лежит снег? (на крышах домов, на улицах, на машинах)

5. Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?

6. Что вы можете сказать о зиме, какая она? (холодная, морозная, суровая, снежная)

7. Чем вам нравится зима?

8. Какое время года идёт после зимы? ( после осени наступает весна)

Молодцы ребята, вы так много знаете о зиме.

Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку».

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? Возьмите их.

Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», положите снежинку к себе на ладошку, глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.

А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот.

Упражнение «Придумай слово» (образование родственных слов)

- У нас у всех есть родственники. Наши родственники и мы похожи. У слов

также есть родственники. Это значит, что все они похожи между собой их

объединяет одно общее слово.

Что лежит на земле? (снег)

Как снег можно назвать ласково? (снежок, снежочек)

Из чего состоит снег? (из снежинок)

Как называется явление, когда снег падает? (снегопад)

Что (кого) можно слепить из снега? (снеговика)

Как снеговика можно назвать ласково? (снеговичок)

Во что еще можно играть из снега? (в снежки)

Как называется машина, которая идет по снегу? (снегоход, снегокат) Как можно назвать поле в снегу? (снежное, заснеженное)

Как звали девочку из снега в сказке? (Снегурочка)

Как называется птица, которая прилетает к нам зимой? (снегирь) Вспомните еще одну сказочную девочку, которая жила у семи гномов? (Белоснежка)

Как называется цветок, появляющийся из-под снега? (подснежник)

- Вот сколько много родственников у слова снег. Давайте вспомним их (ответы детей).

Составление предложений из заданных слов.

Дети, сейчас я назову вам набор слов, а вы из них составьте правильное и красивое предложение.

Снег, белый, выпал, пушистый.

Холодная, зима, наступила, снежная.

Из, дети, горку, снега, сделали.

Дорожки, ребята, от, чистят, снега.

Физкультминутка. Речь с движением.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Игра «Поймай зимние слова» (снеговик, море, снегирь, ручьи, снегирь, Снегурочка, коньки, пляж, оттепель, снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад)

Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Примерный рассказ. Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из—за туч выглянуло солнышко.

Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!

Игра «Обведи картинку» (подготовка руки к письму, мелкая моторика, зрительное восприятие).

III – ИТОГ:

-Молодцы, ребята! Вот подходит к концу наше занятие. Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А вам какие задания от СНЕГОВИКА понравились больше всего?

- Возьмите вот этот снежный комочек, передавайте его друг другу и вспоминайте, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?

(Дети передают из рук в руки «Снежный комочек» и отвечают).

СНЕГОВИКУ тоже понравилось, как вы сегодня старались и выполняли его задания.

- В своём конверте он прислал нам с вами наклейки, как благодарность за вашу отличную работу!

-Спасибо, вам, мои хорошие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...

План-конспект на тему: Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка.

Конспект  открытого интегрированного занятияпо  развитию лексико-грамматических  средств  языка по  мотивам  сказки  К. И. Чуковского  «Федорино  горе...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»...

конспект открытого занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Зимушка- зима"

На занятии закрепляется понятие о зиме, зимних явлениях, дети учатся отвечать на вопросы по теме, образовывать новые слова, назывть следы зверей и птиц, отгадыватьзагадки, рисовать печатками зимний пе...

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе Тема «День Победы»

Обобщить знания детей о Дне Победы, Знамени Победы; уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны; учить детей образовывать множественное число существительных,  антон...