«Использование технологии синквейн в речевом развитии дошкольников».
статья по логопедии (подготовительная группа)

Березенко Татьяна Александровна

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- использование  новых эффективных технологий, помогают оптимизировать работу учителя-логопеда.

 - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Является диагностическим инструментом, даёт возможность мне , как учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_logopedov_25.04.25.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию обобщение опыта по теме: «Использование технологии  синквейн  в  речевом   развитии дошкольников».

  С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий   я  нахожусь  в постоянном поиске новых методов и приемов. Одним из  таких  средств, которые я  использую в коррекционно – развивающей   деятельности,   является  технология синквейн  У детей с нарушениями речи существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Цель игровой технологии«Синквейн»:развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

 

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

-Уточнение, расширение, активизация словаря;

- Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

- Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

-Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

- Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

 Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- использование  новых эффективных технологий, помогают оптимизировать работу учителя-логопеда.

 - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Является диагностическим инструментом, даёт возможность мне , как учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления

 Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чѐтко говорить, но и мыслить.

 Синквейн Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем.  

  Правила составления синквейна. 

  1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
  2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
  3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся  к теме.
  4. Четвѐртая строка – фраза, в которой человек высказывает своѐ отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
  5. Пятая строка — одно слово (ассоциация, синоним), характеризующее суть предмета или объекта.

 

При сочинении синквейна используются условные схемы – обозначения. При обучении детей составлению синквейна – 2 этапа: подготовительный, который включает в себя знакомство детей с основными понятиями и их содержанием и основной знакомство с алгоритмом и непосредственно составление синквейна.

 

На подготовительном этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» .  с помощью игры «Подбери вопрос» этой формирую  умение, правильно, ставить вопрос .

С помощью игры «Живое, неживое»  происходит  Формирования   умения определять «живые» и «неживые» предметы.   

 А дальше  помощью Игр Совершенствую  умение определять живые и неживые предметы  и знакомлю  с графическим обозначением предмета («живого», «неживого»).

 Дальше я начинаю знакомить детей с понятиями «слово, обозначающее признак  предмета» . используя  такие игры как  «Какой он, какая она  какой он» .

 На закрепление в речи детей  слов – предметов и слов – признаков для обогащения словаря , а также для знакомства   с графическим обозначением признака - предмета детей использую  игры «Угадай , что это или Кто это», игра «Опиши предмет»

 Следующий шаг – это  знакомство  детей с понятиями «слова, обозначающее действие   предмета». Знакомя с этим понятием,   играем в такие  игры, как

 «Кто , что делает»,. ««Отгадай, кто это

 Для умения различать слова, обозначающие предмет, признак предмета, и слова, обозначающие действия, а также для расширения предметного и глагольного словаря детей, и для знакомства   с графическим обозначением пдействия - предмета   использую игры «Кто как передвигается», «Кто  как голос подает», «Кто, что умеет делать»

                Далее учимся с детьми  составлять простое нераспространенное предложение, затем распространенное, путем введения в него определения, дополнения. Даю понятие о коротких словах – предлогах. Все это происходит с помощью таких  игр «Составь предложение», «Найди пару», «Почини предложения» и с помощью других игр. На данном этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение  ребенка к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.     Закрепляю работу , которая ведется и по обучению грамоте – это работа со схемой предложения.

               Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей  со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом. Расширяю словарь синонимов и формирую умения  подбирать – слова ассоциации,  а также  используем  графическое  обозначение слов - ассоциаций  с помощью игр «Ассоциации», «Слова - приятели», «Свободные ассоциации»

                  Основной этап работы   в составлении синквейна, я начинаю  по опорным картинкам.

           При составлении синквейна  использую такие варианты работы как:

Составление синквейна по предметной картинке

составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

составление синквейна по прослушанному рассказу;

 Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Новый год»  «8-е Марта», «Время года», «Транспорт»

В заключение хочу отметить, что предложенные игры  включаю в любую организованную образовательную деятельность, как индивидуальную, так и групповую (подгрупповую

 Работая  с данной технологией,  я работаю не только  с детьми ,но с педагогическим коллективом ,провожу консультации,  мастер классы  на педагогических советах  ДОУ  участвую Районных метод. Объединениях. но и  Большое значение  в своей работе отвожу  - работе  с родителями. Провожу  консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

 

Подводя итог, хочу отметить, что регулярное использование дидактического синквейна в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения и развитие интеллекта.      При данном виде работы  Стал более легким процесс усвоения понятий и их содержания; Расширился и актуализировался словарный запас детей; Закрепились знания о частях речи, о предложении; Совершенствовался навык использования в речи синонимов; Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова;  

 

Следующий этап моей работы  по  составлению дидактического синквейна это  усложнение задачи при сотавлениии синквейна - коррекция и совершенствование готового синквейна, а также привлечение родителей в этот увлекательный и полезный процесс.   В  рамках «Родительская гостиная» планирую  провести  мастер - класс  для родителей , на тему: ««Учимся составлять синквейн».
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.

Целенаправленное развитие речи  дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...

«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»

Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...