Ибрагимова Г.Р. Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста на этапе автоматизации звука "Р" 2025
статья по логопедии
В статье представлены дидактические игры по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста на этапе автоматизации звука "Р".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
на этапе автоматизации звука «Р»
Ибрагимова Гузель Раисовна
учитель-логопед, МБДОУ № 65 «Фестивальный»,
г. Сургут
Фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что дети не воспринимают на слух (не дифференцируют) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у них нарушается звукопроизношение. Словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для детей остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
На занятиях в старшем дошкольном возрасте наиболее актуальными для работы являются IV, V, VI этап. Работа над этими этапами происходит, в основном, на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Однако, в процессе автоматизации звуков, задачи формирования фонематических процессов также решаются эффективно.
Предлагаем следующие игры по развитию фонематических процессов на этапе автоматизации звука «Р».
Дидактическая игра «Поймай нужный звук».
Ход игры: Дети сидят по кругу. Учитель-логопед предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук «Р». Звуковой ряд: З – П – Р – Т – С – Р – С – Ш – Р – Г.
Дидактическая игра «Поймай слово со звуком «Р».
Ход игры: Если услышишь звук «Р» в слове – хлопни в ладоши (или топни ногой, подними руки вверх). Речевой материал: кРан, шалаш, ботинок, Руки, лапки, Родина, полка, кРужка, Ракета, белка, Ромашка.
Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?
Ход игры: Учитель-логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: рыба, ковер, борода- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук «Р».
Дидактическая игра «Не ошибись».
Ход игры: Учитель-логопед произносит слоговой ряд, без акцента на заданный звук, ребенок должен, услышав слог с заданным звуком «Р», поднять карточку с изображением ракеты (ромашки). Примерный слоговой ряд: ЛА-ВО-РА-ДУ-ГА- РУ-РЫ-ЛЫ-НА.
Дидактическая игра «Найди слова со звуком «Р».
Ход игры: Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать, в каких словах есть звук «Р» (ромашка, божья коровка, рыба, волк, рука, мишка).
Дидактическая игра «Будь внимательным».
Ход игры: Учитель-логопед говорит предложение и предлагает ребенку определить и назвать из предложения слова, в которых есть звук «Р». Например: У Мурки родились котята. Котят положили в коробку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
Данные авторские разработки помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при помощи ИКТ технологий....
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...

Консультация для воспитателей логопедической группы «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровень речевого развития»
Данная консультация может быть использованна в работе учителя- логопеда с детьми с ТНР 5 - 7 лет....










