Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста тема “Одежда”
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Лилия Фазитовна Ахтамуллина

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

– расширение и активизация словаря по теме “Одежда”;

– закрепление согласования существительных с прилагательными;

– закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– развитие связной речи;

– обучение согласованию притяжательных местоимений с существительными.

Развивающие задачи:

– развитие артикуляционной моторики;

– совершенствование мелкой и общей моторики, координации речи с движением;

– развитие зрительного внимания.

Воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, трудолюбия.

Оборудование: посылка; картинка-портной; платяная штанга с кукольной одеждой; предметы: утюг, кисть, краски, нитки, швейную машину, молоток, ножницы, поварешку, сантиметровую ленту; конверт с заданием; мяч; картинки, с изображением одежды; зеркала; игрушка-матрешка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_odezhda.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы  

муниципального района Туймазинский район  

Республики Башкортостан

Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

тема “Одежда”

 

Учитель – логопед: Ахтамуллина Л.Ф.

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

– расширение и активизация словаря по теме “Одежда”;

– закрепление согласования существительных с прилагательными;

– закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– развитие связной речи;

– обучение согласованию притяжательных местоимений с существительными.

Развивающие задачи:

– развитие артикуляционной моторики;

– совершенствование мелкой и общей моторики, координации речи с движением;

– развитие зрительного внимания.

Воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, трудолюбия.

Оборудование: посылка; картинка-портной; платяная штанга с кукольной одеждой; предметы: утюг, кисть, краски, нитки, швейную машину, молоток, ножницы, поварешку, сантиметровую ленту; конверт с заданием; мяч; картинки, с изображением одежды; зеркала; игрушка-матрешка.

 

Ход занятия

  1. Организационный      момент (приветствие, эмоциональный настрой детей на занятие)

Логопед приветствует и приглашает детей.

   Логопед:  Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг .

Дети, сегодня утром к нам в садик доставили посылку! Давайте откроем ее и узнаем, что внутри. Ой, посмотрите, на посылке загадка. Попробуем ее отгадать?

Дети:  Попробуем.

     Логопед: Шьет рубашки, платья, брюки,

       Мастер, золотые руки.

       Кто же он? Ответ простой!

Ну конечно же…портной!

– Вы знаете, кто такой портной?

Дети: Портной.

II. Введение в тему

 Логопед: Портной – это специалист по изготовлению одежды, начиная от раскраивания деталей, до их соединения в готовое изделие.

Педагог достает из посылки куклу “портной” и вместе с детьми рассматривает ее, затем выкладывает разные предметы из посылки (утюг, кисть, краски, нитки, швейную машину, молоток, ножницы, поварешку, сантиметровую ленту), и в конце – конверт с заданиями.

Логопед: Дети, наш портной принес задания для вас. Первое задание: “Выберите предметы, которые необходимы для работы портному”.

Дети по одному подходят к столу, выбирают нужные предметы, объясняя свой выбор.

Логопед: Наш портной сшил разную одежду, сейчас мы ее рассмотрим и назовем.

Педагог достает платяную штангу с вещами. Дети описывают предметы одежды:

III. Основная часть

1. Дидактическая игра  “Какая? Какая? Какие?”

(обучение правильному согласованию существительных с прилагательными).

– Это брюки. Они широкие, темные, плотные..

– Это платье. Оно праздничное, нарядное, модное…

– Это шуба. Она меховая, красивая, зимняя…

– Это халат. Он удобный, мягкий, длинный…

– Это рубашка. Она …

2.Дидактическая игра c мячом “Большой-маленький”

(обучение образованию существительных уменьшительно-ласкательной формы).

Логопед: Дети, эта одежда кукольная, маленького размера, поэтому попробуйте назвать ее ласково. Я кидаю мяч и называю предмет одежды, а вы мне его возвращаете, проговаривая  ласково, например: рубашка-рубашечка.

Ответы детей.

3. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).

Логопед раздает детям зеркала:

 Логопед: Дети, предлагаю вам превратиться в портных.

Приготовьте свои иголочки – упражнение “Иголочка” (5-7 раз);

Начинаем шить, делая стежки – упражнение “Часики” (5-7 раз);

Приготовим пуговицы на рубашку – большого и маленького размера – чередование “Бублик” – “Хоботок”;

Пришьем пуговицу – упражнение “Качели” (5-7 раз).

Молодцы, отлично получилось!

4. Дидактическая игра “Заплатки” (развитие зрительного внимания).

Педагог раздает детям предметы одежды (картонные)

Логопед: Иногда портному приходится не только шить, но и ремонтировать одежду – пришивать заплатку на разорванное место. Попробуйте и вы подобрать нужные заплатки к одежде, соотнося рисунок и форму.

Логопед: Вы справились с заданием портного, молодцы.

5. Гимнастика для глаз (профилактика миопии).

Вот портной уже устал.

Из-за стола он быстро встал.

Глазкам нужно отдохнуть

Много-много раз моргнуть.

Влево, вправо посмотреть,

И вокруг все оглядеть.

6. Дидактическая игра «Составь предложение» (развитие связной речи).

Логопед: Дети, мы уже сказали о том, что одежду можно шить и ремонтировать,  а, что еще можно делать с одеждой?

Дети: Купить, подарить, погладить, поменять…

Логопед: Правильно, а теперь посмотрите на мои картинки и попробуйте по ним составить предложения.

Первая картинка – мама, магазин, платок.

Дети: Мама купила в магазине  платок.

Вторая картинка – мама, утюг, платье.

Дети: Мама гладит платье.

Третья картинка – швейная машинка, бабушка, брюки.

Дети: Бабушка шьет брюки.

Четвертая картинка – мама, пуговица, юбка  

Дети: Мама пришивает пуговицу к юбке.

Пятая картинка – папа, порошок, рубашка.

Дети:  Папа стирает рубашку.

Логопед: Молодцы, дети! Снова справились с заданием.

 

 7. Динамическая пауза “Стирка” (развитие общей моторики с речевым сопровождением 

Логопед: Действительно, одежду можно запачкать, и тогда, чтобы привести ее в порядок, необходима стирка.

Чтоб одежду нам спасти

И в порядок привести

В таз воды мы наливает,

Порошочек насыпаем,

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, пополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревки.

8. Дидактическая игра “Матрешка” (расширение и активизация словаря)

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Они передают друг другу матрешку, логопед произносит текст.

Логопед: Тот, у кого в руках окажется матрешка на последних словах текста называет любой предмет одежды.

– Ты беги, беги, матрешка,

Быстро, быстро в хоровод.

У кого в руках матрешка,

Тот одежду назовет.

В конце игры логопед просит детей назвать одним словом то, что они сейчас называли.

Логопед: Дети, назовите пожалуйста одним словом то, что сейчас вы называли.

Дети: Одежда.

IY. Итог.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Вы здорово справились со всеми заданиями портного. Вспомните о чем мы сегодня говорили? Как называется специалист по изготовлению одежды? Какое задание портного понравилось вам больше всего? Что нового запомнили?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

Конспект комплексных занятий по развитию вербального воображения и речи у детей старшего дошкольного возраста.

Целью данных занятий является развитие творческого мышления и воображения, развитие связной речи по средствам упражнений и игр....

Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР 3 ст, старший дошкольный возраст

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР 3 ст, старший дошкольный возраст. Тема "Моя семья"...