Подготовка руки к письму
консультация по логопедии
Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 131.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
— развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
— развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.
Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.
Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У РЕБЕНКА
Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»
Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)
laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей 6-7 лет
Игры для развития мелкой моторики рук...

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...





