Игра «Составляем творческий рассказ, сочиняем сказку» (с использованием мнемотехники)
занимательные факты по логопедии (старшая группа)

Игра «Составляем творческий рассказ, сочиняем сказку» (с использованием мнемотехники)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  

(с использованием мнемотехники)

Составила: учитель-логопед Олейник Ж.М.

Цель: развивать речь, мышление, воображение путем использования наглядных моделей – мнемотаблиц; развивать речетворческие способности, воспитывать желание сочинять сказки, придумывать рассказы; закреплять у де- тей понятие о структуре рассказа, сказки (начало, середина, конец).

Ход игры: педагог вместе с детьми выкладывает на столе три картинки:

«Кто я?», «Что случилось?», «Конец» в нужной последовательности, объясняет, что каждая из них обозначает – начало, середину и конец рассказа.

Далее педагог помогает детям заменить эти картинки на другие предмет- ные или сюжетные картинки, например:

Первая картинка «Кто я?» - нашли карточку, например, «девочка».

Вторая картинка «Что случилось?» - нашли карточку, например «птич-

ка».

Третья картинка «Конец» - нашли карточку, например, «бабушка с де-

душкой».

Картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет точно пе- редавать сюжет, не сбиваясь от начала до конца. Далее педагог показывает кар- тинку «девочка» и предлагает детям придумать имя героя, предысторию собы- тия. Можно задать вопросы: «Где была девочка раньше? Что она делала?»

Затем нужно вспомнить слова и выражения, позволяющие начать рассказ (см. карту-схему №3). Дети самостоятельно или с помощью взрослого приду- мывают начало рассказа.

Педагог показывает картинку «Птичка» и просит детей придумать сере- дину рассказа. Можно задать вопросы: «Что случилось с девочкой? Кого она увидела? Почему девочка хотела поймать птичку? Почему она плачет?»

Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают середину рассказа. Педагог показывает картинку «Бабушка с дедушкой» и просит детей придумать конец рассказа. Можно задать вопросы:

  • Где они были раньше?
  • Как помогли внучке?
  • Чем закончилась история?

Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают конец рас- сказа. Педагог просит желающего ребенка пересказать весь рассказ с опорой на картинки.

Затем нужно вспомнить слова, которыми можно закончить рассказ (см. карту-схему №3). Педагог с детьми придумывают название рассказа, педагог помогает детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками (см. карту-схему №3).

КАРТА-СХЕМА №1

кто я?        На чем        место и время

девочка мальчик дед

баба царь царица внук внучка

волшебница злая ведьма Баба-Яга

дети

король

королева заяц

лиса еж

белка инопланетянин


машина поезд пароход метла

лошадка ракета

летучий корабль летающая тарелка воздушный шарик шапка-невидимка цветик-семицветик сапоги-скороходы автобус

самолет лодка зонт зебра

кит

комета


лес поле

поле, река луна

планета цирк

дом

Африка в сказке в театре зима

осень

сказочный город Северный полюс тропинка

полянка океан Марс весна

КАРТА-СХЕМА №2

кого встретили?        кто помог?        конец

Баба-Яга Дед Мороз Солдат

Инопланетян Пираты

Кощей бессмертный Водяной

Фея


волшебница джинн

снеговик птицы золотая рыбка ковер-самолет

мертвая и живая вода сапоги-скороходы


свадьба всем весело герой умер

слезы разлука пир

Гномы пираты роботы

какими словами можно начать рассказ


летающая тарелка волшебное яблоко зеркало

добрая фея звери

КАРТА-СХЕМА №3

слова-связки        какими словами можно

закончить рассказ

жили-были,

давно это было, как-то раз, однажды,

в некотором царстве, давным-давно,

за тридевять земель,

в одном королевстве, в одном лесу,

далеко-далеко.


а в это время, потому что, пустились они, и стали они,

решили они, неожиданно, и вот тогда, а навстречу, один раз,

мимо пробегал.


тут и сказке конец, вот и сказке конец,

вот вам и сказка, а мне бубликов связка,

и все стало ясно, так и жили они, не тужили,

живут-поживают, горя не знают, стали жить поживать,

а кто слушал молодец,

и живут они в мире и согласии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Сочиняем сказку"

Логопедические сказки используются для системной коррекционной работы с детьми. При их использовании решаются задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы: развитие диалогической и монологиче...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сочиняем сказку" с использованием СуДжок терапии

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию ь как можно использовать   Су-Джок терапию в своей работе. Буду рада, если данные активные  методы пригодятся вам в жизни и...

"Составляем творческий рассказ"

Занятие по развитию речи в старшей группе....

Художественно-творческий проект "Сочиняем сказки сами"

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Содержит цель, задачи и этапы реализации....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Сочиняем сказку с помощью мнемотехники»

Познакомить педагогов с инновационной технологией – мнемотехникой, показать приемы развития речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники....

Конспект занятия по творческому рассказыванию "Сочиняем сказку про несуществующее животное" в подготовительной группе

Телеграмма: «Срочно, срочно приходите! И нам всем вы помогите. Кто – то нас заколдовал, Память всю у нас забрал. Мы забыли, кто мы есть, Где наш дом, и что нам есть!»...