"Составляем творческий рассказ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей группы

            Тема: «Обучение творческому рассказыванию.

Составление творческого рассказа».

Воспитатель: Жвавая. М.В.

Краснодарский край; Щербиновский район; станица Старощербиновская

МБДОУ детский сад №8 комбинированного вида.

Задачи:

 Развивающие:

 -развивать связную речь детей

 - развивать воображение , внимание, логическое мышление.

Образовательные:

-учить детей составлять творческий рассказ на тему предложенную воспитателем, с конкретно обозначенными персонажами и заданным началом и концом рассказа.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к созданию книги, к совместно составленному творческому рассказу детьми

-воспитывать гуманное отношение к животным.

Предшествующая работа:

- знакомство детей со структурой рассказа (начало, середина,конец)

-рассматривание иллюстраций о животных

-чтение художественной литературы

-беседа о животных

-дидактические игры: «Опиши игрушку», «Веселые картинки», «Чудесный мешочек», «Придумай продолжение сказки».

Вовлечение родителей в ОД:

-рекомендовать родителям прочитать детям сказки и рассказы о животных

-побеседовать о прочитанном

-совместное иллюстрирование с детьми героев прочитанных сказок

Методы и приемы:

-прием для мотивации детей к составлению середины рассказа

-использование речевого приема «Случай воспитателя»

-чтение частей рассказа

-вопросы

-беседа по картинкам

-обобщающий рассказ воспитателя

-пояснение

-использование персонофецированного подхода при оценке речевых высказываний детей

-использование приема постепенного перевода от продуктивной речевой деятельности к продуктивно-изобразительной связанной с содержанием составленного детьми творческого рассказа.

Ход ОД

        

      Организационный момент

-Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они пришли посмотреть, как вы будете учиться составлять рассказ.

-Воспитатель: Ребята, со мной сегодня рано утром случилась необычная история.

Хотите послушать?

Дети:  Да

 Воспитатель: пройдите пожалуйста на стульчики (дети садятся полукругом).

По пути на работу, мне встретилась плачущая девочка. Что случилось? – спросила я: «Почему ты плачешь?» И она рассказала, как шаловливый ветер вырвал и унес листочек из её новой книги, которую они с мамой даже не успели  прочитать, и осталось только две странички (показ страничек, на доске).

Воспитатель: послушайте, что написано на первой страничке: «Однажды летним днем девочка Маша вышла поиграть во двор.  И вдруг она услышала, как кто-то жалобно скулит, она подошла к забору и увидела маленького, беззащитного щенка….

  - А вот, что написано на последней страничке «Они подружились и стали играть вместе. Так у Маши появился маленький пушистый  друг по кличке «Дружок»

- А что случилось с девочкой и щенком дальше, после того как она нашла его мы не знаем. Нет этой странички.

Основная часть:

     Воспитатель: - Ребята, я пообещала малышке, что мы ей поможем и сделаем для нее новую книжку.

 - Вы согласны, мне помочь? (Да)

Воспитатель:  Чтобы сочинить середину рассказа, давайте вспомним

- О чем рассказывается на первой страничке?  (Показ) Помоги мне Танечка.

 - Анечка, о чем говорится на последней страничке? (обратиться к другим детям, если ребёнок затрудняется)

- Ребята, я приготовила вот эту страничку (показ пустого листа) и прошу вас помочь мне придумать рассказ для маленькой девочки.

- Как вы думаете, что могло произойти дальше, после того, как девочка увидела маленького, беззащитного щенка?

 Воспитатель: Что думает Дима, как поступила Маша?  

Дети: Маше стало жаль щенка, она взяла его на руки, прижала к себе и решила отнести домой…..

Воспитатель:  Спасибо, Дима!

- А кто думает по другому. Помоги нам Лера?

Дети: Маше щенок очень понравился, и он решила взять его к себе домой.  Дома она за ним ухаживала и попросила дедушку построить для щенка будку.

Воспитатель: А что придумала Василиса? (Они принесла щенка, накормила и стала с ним играть)

- Ребята вы предложили разное развитие сюжета нашего будущего рассказа.

Предлагаю вам немножко отдохнуть

Физминутка «Во дворе щенок играл».

Во дворе щенок играл(шагают на месте)

Прыгал бегал и считал(бегают и прыгают одновременно)

Раз-прыжок и три кивка(кивают три раза)

Два -направо голова

Три-налево-поворот

И помчался до ворот(бег на месте)

А потом вздохнул и сел(вздыхают и садятся)

Он устал и присмирел(опускают голову)

 Воспитатель: - Вы уже знаете, что у всех рассказов есть начало, середина и конец.

 Вы предложили разные сюжеты для середины рассказа.

- А теперь давайте попробуем «прочитать» наш рассказ.

1.     Я читаю первую страничку, начало нашего рассказа.  

2.     Вы продолжаете -  середину рассказа о том, как поступила девочка со щенком.

3.    И я зачитываю конец рассказа.

 

- Рассказы  детей (3-4человека)

Воспитатель читает текст и заканчивает при каждом новом рассказе.

Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы. А хотите послушать мой.

Рассказ воспитателя

        Однажды летним днем девочка Маша вышла поиграть во двор.  И вдруг она услышала, как  кто-то жалобно скулит, она подошла к забору и увидела маленького, беззащитного щенка.

        Девочка взяла его на руки: - Как ты сюда попал малыш! Где твоя мама? Но в ответ щенок только тыкался своим мокрым носом ей в ладоши. Маша, прижав щенка, поспешила в дом.

- Бабушка! Бабушка! Посмотри, кого я нашла!

- Можно он останется у нас? Увидев, маленького кроху, бабушка согласилась.

 Но сказала Маше, наливая в блюдце молоко «Если найдется  хозяин, его придется вернуть.  Наевшись, сытый щенок сразу заснул на коврике.  Маша еще долго сидела возле щенка и смотрела на него счастливыми глазами.

      Она назвала щенка Дружком. Они подружились и стали играть вместе. Так у Маши появился маленький пушистый  друг по кличке «Дружок».

Итог:

Воспитатель:  Ребята, чему  мы с вами сегодня учились? (Составлять середину рассказа)

 - А чей рассказ  вам понравился больше всего? (Почему?)

 

Воспитатель: Мне понравились все ваши рассказы. Они были последовательны, не похожи друг на друга!

Спасибо вам всем!

Я обязательно запишу наш рассказ и мы для девочки сделаем новую книжку.

А что еще есть в книге кроме текста?

Дети: Картинки

Воспитатель: Сейчас вы немножко  отдохнете и мы с вами нарисуем картинки для нашего рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».

Мастер – класс  «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.Це...

педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке»

Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга....

Консультация для родителей «Учим детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице»

Материал для ознакомления родителей  с возможностями приемов мнемотехники....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: развитие умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста

занятие проводится с применением ИКТ-технологий. Воспитанники выполняя задания педагога и используя картину на экране, учаться составлять описательные рассказы по ней....