Комплекс упражнений для коррекции межзубного сигматизма
учебно-методический материал по логопедии

Горбунова Евгения Андреевна
Межзубное произношение (когда язык просовывается между зубами при звуках С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) – распространённая проблема у дошкольников. Чтобы исправить этот дефект, необходима систематическая работа: артикуляционная гимнастика, постановка звуков и их автоматизация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для коррекции межзубного сигматизма

Межзубное произношение (когда язык просовывается между зубами при звуках С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) – распространённая проблема у дошкольников. Чтобы исправить этот дефект, необходима систематическая работа: артикуляционная гимнастика, постановка звуков и их автоматизация.  

1. Артикуляционная гимнастика

Перед постановкой звуков важно укрепить мышцы языка и выработать правильное положение.  

Упражнения для языка:

🔹 «Заборчик» – Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать 5–10 секунд.  

🔹 «Окошко» – Приоткрыть рот, зубы разомкнуты, язык за зубами.  

🔹 «Лопатка» – Расслабленный язык лежит на нижней губе (зубы видны!).  

🔹 «Чистим зубы» – Кончиком языка водить по верхним, затем по нижним зубам с внутренней стороны.  

🔹 «Горка» – Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка приподнята.  

Дыхательные упражнения:  

«Фокус» – Положить ватку на нос, улыбнуться, язык за нижними зубами. Дуть так, чтобы ватка поднялась вверх.  

«Шторм в стакане» – Дуть через трубочку в воду, создавая пузыри (губы в улыбке, язык за зубами).  

2. Постановка правильного звука

После подготовки можно переходить к коррекции звуков.  

Постановка [С] и [З] (свистящие):  

1.Ребёнок улыбается, зубы сомкнуты (или почти сомкнуты).  

2.Кончик языка упирается в нижние резцы.  

3.Воздух проходит по желобку посередине языка (можно использовать зонд или соломинку).  

4.Сначала звук произносится без голоса ([С]), затем с голосом ([З]).  

Приёмы:

- Попросить ребёнка «спрятать язык за зубы».  

- Сравнить правильный и неправильный звук («змея» vs. «межзубный шум»).  

- Использовать тактильный контроль (ребёнок касается пальцем сомкнутых зубов).  

Постановка [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] (шипящие):

Губы округлены, зубы сближены.  

Широкий язык поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами).  

Воздушная струя тёплая и рассеянная.  

Приёмы:

- «Шёпот змеи» – длительное [ШШШ].  

- «Жужжание жука» – [ЖЖЖ].  

- Использовать зеркало для визуального контроля.  

3. Автоматизация звуков

После постановки важно закрепить звук в речи.  

Изолированный звук:  

- Длительное произнесение: СССС…, ЗЗЗЗ…, ШШШШ…

Слоги:  

- СА-СО-СУ-СЫ, ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ, ША-ШО-ШУ-ШИ  

- Обратные: АС-ОС-УС-ЫС, АШ-ОШ-УШ-ИШ  

Слова:

- С: сок, сумка, лиса, нос.  

- З: зонт, коза, ваза, мороз.  

- Ш: шар, кошка, камыш, душ.  

Фразы и чистоговорки:  

- Са-са-са – лиса в лесу.  

- Зу-зу-зу – моем кастрюлю.  

- Ша-ша-ша – мама малыша.  

Связная речь:

- Повторение коротких предложений: «Соня ест суп».

- Пересказ с опорой на картинки.  

 

4. Игровые приёмы для закрепления

🎲 «Поймай звук» – Хлопать, когда слышится правильный [С] в ряду слов.  

🎲 «Исправь ошибку» – Логопед намеренно произносит звук межзубно, ребёнок исправляет.  

🎲 «Волшебное зеркало» – Контроль положения языка перед зеркалом.  

Важно!

 Заниматься ежедневно по 5–10 минут.  

 Не допускать переутомления.  

 Хвалить за успехи!  

Регулярные занятия помогут сформировать правильное звукопроизношение и подготовить ребёнка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и р...

Комплекс упражнений на коррекцию плоскостопия

Комплекс упражнений на коррекцию плоскостопия...

Комплексы упражнений по коррекции плоскостопия для детей дошкольного возраста

I, II, III комплексы упражнений корригирующей гимнастики по коррекции плоскостопия...

Комплекс упражнений для коррекции зрительно-пространственных функций

Данный комплекс упражнений  может использоваться  как для коррекции зрительно-пространственных функций, так и для исследования состояния зрительно-пространственных  функций у  дете...

Комплекс упражнений для коррекции осанки у детей дошкольного возраста.

Комплекс упражнений для коррекции осанки у детей дошкольного возраста. Составил: воспитатель Любарец лена Валериевна....

«Двигательный режим дошкольника. Составление комплекса упражнений для коррекции осанки с гимнастической палкой»

Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это с учетом здоровьесбережения обучающихся, а также...