Комплекс упражнений для коррекции межзубного сигматизма
учебно-методический материал по логопедии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для коррекции межзубного сигматизма
Межзубное произношение (когда язык просовывается между зубами при звуках С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) – распространённая проблема у дошкольников. Чтобы исправить этот дефект, необходима систематическая работа: артикуляционная гимнастика, постановка звуков и их автоматизация.
1. Артикуляционная гимнастика
Перед постановкой звуков важно укрепить мышцы языка и выработать правильное положение.
Упражнения для языка:
🔹 «Заборчик» – Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать 5–10 секунд.
🔹 «Окошко» – Приоткрыть рот, зубы разомкнуты, язык за зубами.
🔹 «Лопатка» – Расслабленный язык лежит на нижней губе (зубы видны!).
🔹 «Чистим зубы» – Кончиком языка водить по верхним, затем по нижним зубам с внутренней стороны.
🔹 «Горка» – Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка приподнята.
Дыхательные упражнения:
«Фокус» – Положить ватку на нос, улыбнуться, язык за нижними зубами. Дуть так, чтобы ватка поднялась вверх.
«Шторм в стакане» – Дуть через трубочку в воду, создавая пузыри (губы в улыбке, язык за зубами).
2. Постановка правильного звука
После подготовки можно переходить к коррекции звуков.
Постановка [С] и [З] (свистящие):
1.Ребёнок улыбается, зубы сомкнуты (или почти сомкнуты).
2.Кончик языка упирается в нижние резцы.
3.Воздух проходит по желобку посередине языка (можно использовать зонд или соломинку).
4.Сначала звук произносится без голоса ([С]), затем с голосом ([З]).
Приёмы:
- Попросить ребёнка «спрятать язык за зубы».
- Сравнить правильный и неправильный звук («змея» vs. «межзубный шум»).
- Использовать тактильный контроль (ребёнок касается пальцем сомкнутых зубов).
Постановка [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] (шипящие):
Губы округлены, зубы сближены.
Широкий язык поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами).
Воздушная струя тёплая и рассеянная.
Приёмы:
- «Шёпот змеи» – длительное [ШШШ].
- «Жужжание жука» – [ЖЖЖ].
- Использовать зеркало для визуального контроля.
3. Автоматизация звуков
После постановки важно закрепить звук в речи.
Изолированный звук:
- Длительное произнесение: СССС…, ЗЗЗЗ…, ШШШШ…
Слоги:
- СА-СО-СУ-СЫ, ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ, ША-ШО-ШУ-ШИ
- Обратные: АС-ОС-УС-ЫС, АШ-ОШ-УШ-ИШ
Слова:
- С: сок, сумка, лиса, нос.
- З: зонт, коза, ваза, мороз.
- Ш: шар, кошка, камыш, душ.
Фразы и чистоговорки:
- Са-са-са – лиса в лесу.
- Зу-зу-зу – моем кастрюлю.
- Ша-ша-ша – мама малыша.
Связная речь:
- Повторение коротких предложений: «Соня ест суп».
- Пересказ с опорой на картинки.
4. Игровые приёмы для закрепления
🎲 «Поймай звук» – Хлопать, когда слышится правильный [С] в ряду слов.
🎲 «Исправь ошибку» – Логопед намеренно произносит звук межзубно, ребёнок исправляет.
🎲 «Волшебное зеркало» – Контроль положения языка перед зеркалом.
Важно!
✔ Заниматься ежедневно по 5–10 минут.
✔ Не допускать переутомления.
✔ Хвалить за успехи!
Регулярные занятия помогут сформировать правильное звукопроизношение и подготовить ребёнка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей
Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и р...

Комплексы упражнений по коррекции плоскостопия для детей дошкольного возраста
I, II, III комплексы упражнений корригирующей гимнастики по коррекции плоскостопия...
Комплекс упражнений для коррекции зрительно-пространственных функций
Данный комплекс упражнений может использоваться как для коррекции зрительно-пространственных функций, так и для исследования состояния зрительно-пространственных функций у дете...

Комплекс упражнений для коррекции осанки у детей дошкольного возраста.
Комплекс упражнений для коррекции осанки у детей дошкольного возраста. Составил: воспитатель Любарец лена Валериевна....

«Двигательный режим дошкольника. Составление комплекса упражнений для коррекции осанки с гимнастической палкой»
Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это с учетом здоровьесбережения обучающихся, а также...


