Технологическая карта занятия на тему "Дикие животные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Иринцеева Зухра Ильсуровна

Развитие лексико-грамматических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologkartadikiezhivot.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия учителя-логопеда

МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97

Иринцеевой Зухры Ильсуровны

по развитию лексико-грамматических представлений.

с детьми старшей группы компенсирующей направленности с ТНР «Ручеек»

1

Тема занятия: 

«Дикие животные нашего леса»

2

Возрастная группа:

Старшая группа

3

Культурная практика

Игровая деятельность, речевая деятельность, коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая деятельность.

4

Культурно-смысловой контекст 

Применение грамматических правил в активной речи.

5

Цель занятия:

Уточнить представления о диких животных наших лесов.

6

Образовательные

задачи

  1. Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «дикие животные»;
  2. Закреплять навык практического употребления существительных единственного числа в творительном и родительном падежах;
  3. Закрепить навык согласования имен существительных с числительными два, две;
  4. Закреплять навык образования притяжательных прилагательных;
  5. Закреплять навык образования словообразования с помощью суффиксов: -ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ- ;
  6. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие;
  7. Развивать графо-моторные навыки;
  8. Формировать навыки и умения сотрудничества.

7

Словарная работа:

Имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, лось; лосёнок, волчонок, ежонок, бельчонок, лисёнок, зайчонок, медвежонок.

Имена прилагательные: ловкий, неуклюжий, злой, голодный, серый, большой, лохматый, хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая, трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой, запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая.

Притяжательные прилагательные: лисья, волчье, беличье, заячий и т.д

8

Предварительная работа

Загадывание загадок; дидактические игры: «Чей, чья, чьё», «Кто, где живет», «Опиши животного».

9

Оборудование:

 Картинки животных, аудиозапись «Приключения Буратино» https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/buratino/,  карточки, карандаши, картинки-загадки, мяч, магнитно-маркерная доска.

10

Методы и приемы обучения

- эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово;

- информационно-рецептивный: наглядные средства;

- репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль)

- игровой

Структурный компонент

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

  1. Организационный

(мотивационный)

- Ребята, предлагаю вам выбрать фишку приветствия, поздороваться и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.

- Кто-то к нам идет. Под запись песни «Приключения Буратино»» появляется Буратино перед ребятами.

Заинтересованность, внимательно слушают педагога.

Активизация внимания.

  1. Введение в ситуацию.

(проблемно-ориентированный)

Буратино. Ребята, здравствуйте!

Учитель-логопед. Ты почему такой грустный?

Буратино.  Мне Мальвина задала столько домашних заданий, я не могу сам с ними справиться, а Мальвину не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?

Решение проблемной ситуации.

Внимательно слушают задания от Мальвины, отвечают на вопросы педагога.

Дети нацелены на выполнение заданий

  1. Основная часть

(Информационный)

Педагог читает письмо от Мальвины, ее задания. Проводит беседу про диких животных.

- А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка?

- Какие это животные, если они живут в лесу?

Слушают педагога, отвечают на вопросы.

  1. Аналитико-практический

Задание 1. Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?»

Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает детям сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна, кто, где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).

Задание 2. «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

Лиса – лисенок, лисята

Волк – волчонок, волчата

Белка – бельчонок, бельчата

Заяц – зайчонок, зайчата

Медведь- медвежонок, медвежата

Задание 3. Игра с мячом «Один - два».

Следующее задание я называю одно животное, а вы два.

Одна лиса - две лисы.         Один заяц -

Один медведь -             Один лось -

Один волк -                  Одна белка -

Один еж -                      И т.д.

Задание 4. Игра «Угости животных».

Вспомните, что едят дикие животные. У каждого на столе карточка с угощением (яблоко, орех, мясо, мед, веточка, морковка). Как только Буратино покажет какое-нибудь животное, если есть у кого-нибудь это угощенье для этого животного, встанет и повесит свою картинку на доску рядом с животным.

Итак, первый еж. Чем его накормим?

Логопед вывешивает на доску изображение ежа.

Ребенок выходит к доске и сообщает: «Ежа угостим яблоком».

Аналогично дети «кормят» зайца, медведя, лося, волка, белку.

- Ребята, прежде чем, приступить к следующему заданию, выполним гимнастику для наших пальчиков. Буратино принес мячики.

Пальчиковая гимнастика

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку –

Оказалось…это еж!

Задание 5. Игра «Раскрась».

Логопед раздает детям картинки-загадки с наложенными изображениями медведя, зайца, ежа.

- Какие животные спрятались на этой картинке? Раскрасьте картинку так, чтобы еж был черный, зайчик серый, медведь коричневый.

- Ребята, а зачем к нам пришел Буратино? (Чтобы мы помогли ему выполнить задания)

А мы справились с заданиями?

А Буратино, какой молодец, внимательно слушал, многому у нас научился. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.

Дети слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

Играют с мячом, выполняют задание, контролируют свою деятельность.

 Отвечают на вопросы педагога.  Оценивают свою деятельность

Дети смогут закрепить полученные знания, самостоятельно применить усвоенные знания и способы действия на практике, правильно согласовывают предложения.

  1. Рефлексивный

(Осмысление)

- Спасибо всем ребятам, за хорошее настроение.

- Что вам больше всего понравилось? Какое задание было самым трудным?

В какую игру хотели бы еще сыграть, чтобы дикие животные были персонажами?

Буратино. Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился.

Осмысливают свою деятельность, оценивают её, фиксируют достижение цели

Анализируют, подводят итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...

Технологическая карта занятия психолога и логопеда Тема: Домашние животные.

Конспект бинарного занятия психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме "Домашние животные"...

Технологическая карта занятия "Домашние животные и их детёныши"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

Технологическая карта занятия по ОО «Познавательное развитие. ФЭМП» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности на тему "Дикие животные"

Цель: Совершенствование навыка распознавания объемных геометрических фигур - куба, шара, цилиндра, конуса - и сооружения построек из них по заданной схеме, навыка измерения ширины при помощи условной ...

Технологическая карта занятия: «В мире животных: скат»

Технологическая карта занятия.ФИО воспитателя: Жук Софья АлексеевнаОбразовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Тема занятия: «В мире жи...

Технологическая карта занятия по английскому языку в подготовительной группе на тему "Дикие животные могут играть".

Данная разработка занятия по ФГОС может использоваться для обучения составлению рассказа детей о своих умениях, об умениях животных....

Технологическая карта занятия по развитию речи.Тема занятия:«Животные жарких стран»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран»...