Формирование и обогащение словаря антонимов.
материал по логопедии (старшая группа)
Задания, направленные на формирование словаря антонимов в речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Моя семья»
№ 1. «Мальчик - наоборот»
Педагог предлагает детям посмотреть на мальчика, который делает все наоборот, например, мама просит его подойти – он отходит; мама просит убрать игрушки – он разбрасывает.
- Что бы сделал Мальчик – Наоборот, если бы его попросили:
встать; показать ладони; открыть рот; опустить руки; поймать мяч; положить ручку; отодвинуть стул; согнуть руки.
№ 2. Речь с движением:
Как на Машины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Вот такой толщины!
№ 3. «Подбери слова - неприятели»
Войти - …; говорить - …; взял - …; нашел - …; забыл - …; уронил - …; ложиться - …; одеваться - …; помогать - …; смеяться - …
№ 4.
Внук молодой – дедушка …
Мама взрослая – ребенок …
У Светы есть старшая сестра – у Маши есть …
Папа сильный – малыш …
Дима высокий – Ваня …
Папа веселый – дядя …
Витя уходил на улицу чистым – вернулся домой …
Тема «Человек, части тела»
№ 1. «Каким может быть человек?»
К нам в гости пришел медвежонок. Он говорит, что не знает каким может быть человек, и просит вас ему рассказать!
Может быть большим и маленьким;
Может быть высоким и низким;
Может быть молодым и старым;
Может быть смелым и трусливым;
Может быть веселым и грустным;
Может быть злым и добрым;
Может быть трудолюбивым и ленивым;
Может быть худым и толстым.
№ 2. Выполнение задания с опорой на демонстрационный материал:
Девочка открыла книгу, а затем … (закрыла);
Мальчик поднял вверх ракетку, а затем … (опустил вниз);
Мальчик надевает свитер, а затем … (снимает);
Мама одевает малыша, а затем … (раздевает);
Малыш смеется, а теперь … (плачет);
Девочка идет, а теперь … (стоит);
Мальчик входит в автобус, а затем … (выходит из).
№ 3.
- У всех разные глаза, нос, уши, рот, волосы. Расскажите, какие могут быть лица?
Лицо может быть овальной формы, а может быть … (круглой);
Глаза могут быть большими, а могут быть … (маленькими);
Нос может быть прямым, а может быть … (кривым);
Нос может быть длинным, а может быть … (коротким);
Губы могут быть узкими, а могут быть … (широкими);
Волосы могут быть длинными, а могут быть … (короткими);
Волосы могут быть густыми, а могут быть … (тонкими).
- Расскажите о своих лицах.
№ 4. Найти слова противоположные по смыслу в поговорках и пословицах:
Одна нога тут, другая – там.
Одна задериха, другая – неуступиха.
Один раз солгал – в другой раз не поверят.
№ 5. «Таня веселая и грустная»
- Пришла Таня с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и …(заплакала, загрустила). А если Таня грустит, то какая она? (грустная, печальная). Раздается стук в дверь.
- Это котенок … что сделал? (вернулся). Сначала он … (убежал), а потом … (вернулся).
- Посмотрите на Таню. Она сразу … (повеселела, обрадовалась). Если она повеселела, то какая стала? (веселая).
Какое настроение было у Тани в начале рассказа? Что она делала когда котенок убежал? Что случилось дальше? Как изменилось настроение девочки? Какая стала Таня?
№ 6. На столе раскладывают пиктограммы с разными выражениями настроения:
- Найдите среди знаков выражение лица, которое было у Тани в начале рассказа и в конце. Покажите эти настроения.
№ 7. Задание на развитие мелкой моторики:
Найдите на руке и сделайте массаж:
- самый длинный палец и самый короткий;
- самый большой палец и самый маленький.
Тема «Одежда, обувь и головные уборы»
№ 1. «Магазин»
Чтобы купить какую-либо вещь, покупатель должен описать её:
Взрослая – детская;
Женская – мужская;
Зимняя – летняя;
Верхняя – нижняя;
Нарядная – повседневная;
Мягкая – грубая.
№ 2. «Что делаем с одеждой?»
Надевать – снимать;
Обувать – разувать;
Покупать – продавать;
Завязывать – развязывать;
Застегнуть – расстегнуть;
Повесить – снять;
Гладить – мять;
№ 3. Задание на развитие мелкой моторики:
Рисование различной одежды из геометрических фигур.
№ 4. Выполнение задания с опорой на демонстрационный материал.
Длинный рукав – короткий рукав;
Узкая юбка - …
Короткое платье - …
Острый воротник - …
Белый костюм - …
№ 5. «Одень Машу и Сашу»
Картинки с изображением кукол и с изображением различной одежды. Необходимо одеть кукол так, чтобы их одежда была отличной друг от друга.
Например, на Машу одеть зимнюю одежду, а на Сашу – летнюю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста
Дидактические игры, задания и упражнения...

Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста...

Обогащение словаря антонимами, омонимами, синонимами
Обогащение словаря антонимами, омонимами, синонимами...

Консультация по теме « Обогащение словаря старших дошкольников антонимами, синонимами»
Консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей с ТНР...
Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»
Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...

Рекомендации учителя-логопеда родителям старших дошкольников «Формирование словаря антонимов»
Одним из критериев сформированности речи детей старшего дошкольного возраста является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы. С ...

ИГРОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ "ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ТНР "
Цель презентации: в игровой форме обобщить знания детей по теме "Антонимы. Слова-противоположности". Детям предлагаются четыре вида игровых заданий. Презентация может быть использована ...
