Формирование и обогащение словаря антонимов.
материал по логопедии (старшая группа)

Бижова Надежда Александровна

Задания, направленные на формирование словаря антонимов в речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_napravlennye_na_formirovanie_slovarya_antonimov.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Моя семья»

№ 1. «Мальчик - наоборот»

Педагог предлагает детям посмотреть на мальчика, который делает все наоборот, например, мама просит его подойти – он отходит; мама просит убрать игрушки – он разбрасывает.

- Что бы сделал Мальчик – Наоборот, если бы его попросили:

встать; показать ладони; открыть рот; опустить руки; поймать мяч; положить ручку; отодвинуть стул; согнуть руки.

№ 2. Речь с движением:

Как на Машины именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой толщины!

№ 3. «Подбери слова - неприятели»

Войти - …; говорить - …; взял - …; нашел - …; забыл - …; уронил - …; ложиться - …; одеваться - …; помогать - …; смеяться - …

№ 4.

Внук молодой – дедушка …

Мама взрослая – ребенок …

У Светы есть старшая сестра – у Маши есть …

Папа сильный – малыш …

Дима высокий – Ваня …

Папа веселый – дядя …

Витя уходил на улицу чистым – вернулся домой …

Тема «Человек, части тела»

№ 1. «Каким может быть человек?»

К нам в гости пришел медвежонок. Он говорит, что не знает каким может быть человек, и просит вас ему рассказать!

Может быть большим и маленьким;

Может быть высоким и низким;

Может быть молодым и старым;

Может быть смелым и трусливым;

Может быть веселым и грустным;

Может быть злым и добрым;

Может быть трудолюбивым и ленивым;

Может быть худым и толстым.

№ 2. Выполнение задания с опорой на демонстрационный материал:

Девочка открыла книгу, а затем … (закрыла);

Мальчик поднял вверх ракетку, а затем … (опустил вниз);

Мальчик надевает свитер, а затем … (снимает);

Мама одевает малыша, а затем … (раздевает);

Малыш смеется, а теперь … (плачет);

Девочка идет, а теперь … (стоит);

Мальчик входит в автобус, а затем … (выходит из).

№ 3.

- У всех разные глаза, нос, уши, рот, волосы. Расскажите, какие могут быть лица?

Лицо может быть овальной формы, а может быть … (круглой);

Глаза могут быть большими, а могут быть … (маленькими);

Нос может быть прямым, а может быть … (кривым);

Нос может быть длинным, а может быть … (коротким);

Губы могут быть узкими, а могут быть … (широкими);

Волосы могут быть длинными, а могут быть … (короткими);

Волосы могут быть густыми, а могут быть … (тонкими).

- Расскажите о своих лицах.

№ 4. Найти слова противоположные по смыслу в поговорках и пословицах:

Одна нога тут, другая – там.

Одна задериха, другая – неуступиха.

Один раз солгал – в другой раз не поверят.

№ 5. «Таня веселая и грустная»

- Пришла Таня с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и …(заплакала, загрустила). А если Таня грустит, то какая она? (грустная, печальная). Раздается стук в дверь.

- Это котенок … что сделал? (вернулся). Сначала он … (убежал), а потом … (вернулся).

- Посмотрите на Таню. Она сразу … (повеселела, обрадовалась). Если она повеселела, то какая стала? (веселая).

Какое настроение было у Тани в начале рассказа? Что она делала когда котенок убежал? Что случилось дальше? Как изменилось настроение девочки? Какая стала Таня?

№ 6. На столе раскладывают пиктограммы с разными выражениями настроения:

- Найдите среди знаков выражение лица, которое было у Тани в начале рассказа и в конце. Покажите эти настроения.

№ 7. Задание на развитие мелкой моторики:

Найдите на руке и сделайте массаж:

- самый длинный палец и самый короткий;

- самый большой палец и самый маленький.

Тема «Одежда, обувь и головные уборы»

№ 1. «Магазин»

Чтобы купить какую-либо вещь, покупатель должен описать её:

Взрослая – детская;

Женская – мужская;

Зимняя – летняя;

Верхняя – нижняя;

Нарядная – повседневная;

Мягкая – грубая.

№ 2. «Что делаем с одеждой?»

Надевать – снимать;

Обувать – разувать;

Покупать – продавать;

Завязывать – развязывать;

Застегнуть – расстегнуть;

Повесить – снять;

Гладить – мять;

№ 3. Задание на развитие мелкой моторики:

Рисование различной одежды из геометрических фигур.

№ 4. Выполнение задания с опорой на демонстрационный материал.

Длинный рукав – короткий рукав;

Узкая юбка - …

Короткое платье - …

Острый воротник - …

Белый костюм - …

№ 5. «Одень Машу и Сашу»

Картинки с изображением кукол и с изображением различной одежды. Необходимо одеть кукол так, чтобы их одежда была отличной друг от друга.

Например, на Машу одеть зимнюю одежду, а на Сашу – летнюю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста

Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста...

Обогащение словаря антонимами, омонимами, синонимами

Обогащение словаря антонимами, омонимами, синонимами...

Консультация по теме « Обогащение словаря старших дошкольников антонимами, синонимами»

Консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей с ТНР...

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...

Рекомендации учителя-логопеда родителям старших дошкольников «Формирование словаря антонимов»

Одним из критериев сформированности речи детей старшего дошкольного возраста является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы. С ...

ИГРОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ "ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ТНР "

Цель презентации: в игровой форме обобщить знания детей по теме "Антонимы. Слова-противоположности". Детям предлагаются четыре вида игровых заданий. Презентация может быть использована ...