Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

 

   Развитие монологической речи – одно из важнейших условий успешности обучения будущего первоклассника в школе. Только обладая развитым навыком повествовательного рассказывания, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов, художественных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

   Развитие монологической речи – одно из важнейших условий успешности обучения будущего первоклассника в школе. Только обладая развитым навыком повествовательного рассказывания, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов, художественных произведений.

В.П. Глухов, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова считают, что предпосылками к овладению повествовательной монологической речью являются не только высокий уровень развития лексического и грамматического строя речи, но и сформированные психологические процессы: память, внимание, мышление и воображение.

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) имеются значительные трудности в овладении связной речью и навыком повествовательного рассказывания.

В коррекционной работе по развитию связной речи необходимо использоватьследующие принципы.

- Принцип взаимодействия. Он может рассматриваться на нескольких уровнях:

а) на уровне взаимоотношения между взрослым и ребенком:

- взаимодействие как сотворчество педагога и ребенка;

- взаимодействие партнеров в процессе художественной деятельности;

б) на уровне содержания развивающего процесса – взаимодействие задач на разных этапах формирования выразительного образа.

-Принцип подбора материала с учетом возрастных особенностей         ребенка.

-  Принцип рациональности и эффективности подачи материала:

а) постепенности;

б) системности и обобщенности предлагаемого детямматериала.

- Принцип оптимального сочетания в процессе обучения репродуктивного и творческого типа заданий.

-Принцип учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Решить задачи развития связной речи через обучение рассказыванию позволит ряд педагогических условий. Под «педагогическими условиями» подразумеваются теоретические и практические ориентиры, установки, средства организации образовательного процесса. Такими условиями являются:

- Отбор литературных тем к использованию в речевой деятельности детей дошкольного возраста с учетом доступности, педагогической целесообразности и эффективности, в соответствии с гигиеническими нормами дошкольного учреждения.

- Знание и грамотное владение педагогом технологиями разнообразных приемов обучения составлению рассказа и пересказа.

- Постепенное усложнение осваиваемых детьми умений речевой деятельности.

- Комплексное использование взаимодополняющих форм работы по развитию связной речи (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей).

  В коррекционной работе по развитию связной речи детей с ОНР необходимо учитывать основные направления работы: составление описательного рассказа с опорой на схему; пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью мнемотаблиц; составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом - рассказом логопеда и без него; придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта; составление рассказа на заданную тему.

Таким образом,впроцессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы логопедии: Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых [Текст]: Сб. науч. тр./ МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1980. – 140 с.

2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]/Воробьева - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.

3. Выготский, Л.С. Развитие детской речи [Текст]/Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6-ти томах. – Т 3. – М.: Педагогика, 1982. – 448 с.

4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием/В.П. Глухов. –2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

5. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст]/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2007. – 316 с

6. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982. - 127 с.

7. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1975. - 256 с.

8. Леушина, А.М. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / А.М. Леушина // Ученые записи : ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Т. 35. – 1941. – 321 с.

9. Нищева, Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.Г. Нищева. – М.: Владос, 2006. – 576 с.

10. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115

11.Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т. Ткаченко/Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16-24.

12. Смирнова Е.А., Ушакова О.С. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 434 – 439.

13. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. -- СПб.: Детство-пресс, 1999. – 47 с.

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основные направления коррекционной работы. /Логопедия. Методическое наследие/ Под ред Л.С. Волковой, 5 книга. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 480 с.

15. Ушакова О. С. Связная речь//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под редакцией Сохина Ф. А.. 3 –е издание, М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...