Речевые игры на тему "Насекомые"
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Картотека игр и упражнений для развития речи по теме "Насекомые"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 194.68 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
«НАСЕКОМЫЕ»
«Один-много»
Цель: развитие навыка словоизменения.
Муха – мухи – много мух
Оса – осы – много ос
Блоха – блохи – много блох
Моль – моли – много молей
Комар – комары – много комаров
Жук – жуки - много жуков
Пчела – пчёлы – много пчёл
Шмель – шмели – много шмелей
Бабочка – бабочки – много бабочек
Муравей – муравьи – много муравьев
Стрекоза – стрекозы – много стрекоз
«Назови ласково»
Цель: развитие навыка словообразования
Муравей – муравьишка
Пчела – пчёлка
Муха – мушка
Комар – комарик
Таракан - тараканчик
Блоха – блошка
Жук – жучок
Паук – паучок
Гусеница - гусеничка
«Сосчитай до пяти»
Цель: развитие навыка согласования существительного с прилагательным и числительным.
Одна красивая бабочка, две красивых бабочки,… пять красивых бабочек
Один лесной муравей, два лесных муравья,… пять лесных муравьев
Один рыжий таракан, два рыжих таракана,… пять рыжих тараканов
Один толстый шмель, два толстых шмеля,… пять толстых шмелей
Один усатый жук, два усатых жука,… пять усатых жуков
Одна быстрая стрекоза, две быстрых стрекозы,… пять быстрых стрекоз
«Составь предложение»
Цель: учить составлять предложения, используя предложенные слова, развивать навык словоизменения и согласования слов в предложении.
Бабочка, красивый, порхать, цветы, сад, в, над
Улей, вылетать, из, пчела
Летать, стрекоза, озеро, над
Цветок, сидеть, большой, жук, на, зелёный
Муравьи, быстро, тропинка, по, бегать
Шмель, опускаться, мохнатый, ромашка, на, толстый
Лес, комары, лето, в, много
«Чья голова, лапки, крылья, глаза?»
Цель: развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных
У пчелы – пчелиные лапки, пчелиный глаз, пчелиная голова…
У муравья – муравьиные усики, муравьиное тело, муравьиный глаз
У паука – паучьи лапки, паучья голова, паучий глаз
У шмеля – шмелиные лапки, шмелиная голова, шмелиный глаз
У осы – осиная голова, осиные лапки, осиный глаз
У комара – комариные лапки, комариный глаз, комариные крылья
«Какой? Какая? Какие?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Муравей (какой?) – рыжий, лесной, трудолюбивый…
Бабочка (какая?) – нежная, лёгкая, разноцветная…
Божья коровка (какая?) – краснокрылая, полезная, пятнистая, маленькая…
Шмель (какой?) – большой, толстый, мохнатый, полосатый, неуклюжий..
Тли (какие?) – мелкие, зелёные, вредные, сосущие…
Комар (какой?) – легкий, жужжащий, кусающий…
Кузнечик (какой?) – зелёный, прыгающий, неуловимый, стрекочущий…
«Узнай по описанию»
Цель: развивать слуховое внимание, обобщать признаки предмета.
Длиннохвостая, изумрудная, порхающая, изящная… – стрекоза
Надоедливая, вредная, крылатая, большеглазая...– муха
Трудолюбивый, умный, проворный, сильный… – муравей
Маленькая, краснокрылая, пятнистая, полезная… – божья коровка
Великолепная, порхающая, пестрая, разноцветная… – бабочка
Вредная, длинная, ползущая, медлительная... – гусеница
Мохнатый, ворчливый, толстый, неуклюжий… – шмель
Полезная, трудолюбивая, полосатая, хлопотливая… – пчела
«Есть – нет»
Цель: развивать навык словоизменения существительного в родительном падеже.
Муравей – нет муравья
Стрекоза – нет стрекозы
Моль – нет моли
Шмель – нет шмеля
Кузнечик – нет кузнечика
Божья коровка – нет божьей коровки
Блоха – нет блохи
Бабочка – нет бабочки
«Делает — сделал»
Цель: развитие умения изменять глаголы по временам.
Муравей строит муравейник. – Муравей построил муравейник.
Бабочка порхает над цветами. – Бабочка порхала над цветами.
Шмель садится на цветок. – Шмель сел на цветок.
Кузнечик скачет по траве. – Кузнечик скакал по траве.
Паук плетёт паутину. - Паук сплёл паутину.
Пчела собирает нектар в цветах. – Пчела собрала нектар в цветах.
Божья коровка летит над лугом. – Божья коровка летела над лугом.
Комар кусает собаку. – Комар укусил собаку.
«Кто без чего?»
Цель: закрепление формы родительного падежа существительных.
Бабочка без (крылья)… - крыльев
кузнечик без (усики)… - усиков
паук без (ножки) … - ножек
пчела без (хоботок)… - хоботка
муравьи без (муравейник)… – муравейника
гусеница без (волоски) …- волосков
стрекоза без (хвост)… - хвоста
божья коровка без (крылышки)… - крылышек
«Подбери словечко»
Цель: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
Детям предлагается назвать насекомых,
со звуком [Р]:
муравей, божья коровка, таракан, комар…
со звуком [Л’]:
шмель, моль, клещ…
со звуком [Л]:
пчела, плавунец, клоп, блоха, богомол…
со звуком [С]:
оса, стрекоза, саранча, скарабей, капустница…
«Подбери предлог»
Цель: закреплять умение правильно использовать предлоги в речи.
Божья коровка села – на цветок.
Муравей бежит – по тропинке.
Муравей бежит – вокруг муравейника.
Бабочка порхает – над цветами.
Червяк живет - под землей.
Жук-усач выполз – из-под земли.
Пчела залетела – в улей.
Пчела вылетела – из улья.
Комар сел – на руку.
Комара согнали – с руки.
«Что лишнее?»
Цель: развивать логическое мышление, учить
связному монологическому высказыванию, закреплять обобщающее понятие «насекомые».
Мышь, белка, комар, крот
Астра, пион, шмель, флокс
Кошка, собака, свинья, стрекоза
Елка, сосна, блоха, клен
Незабудка, бабочка, ромашка, василек
Кузнечик, стрекоза, моль, гвоздика
Черника, божья коровка, голубика, ежевика
Лимон, саранча, груша, яблоко
«Любуюсь кем?»
Цель: закрепление форм творительного падежа существительных.
Я любуюсь (стрекоза)… – стрекозой
Я любуюсь (бабочка)… – бабочкой
Я любуюсь (гусеница)… – гусеницей
Я любуюсь (пчела) … – пчелой
Я любуюсь (паук)… – пауком
Я любуюсь (божья коровка)… - божьей коровкой
Я любуюсь (муравей)… – муравьём
Я любуюсь (шмель)… – шмелём
Я любуюсь (кузнечик)… – кузнечиком
«Подбери словечко»
Цель: закрепление умения детей подбирать к существительному слова-действия.
Муравей (что делает?) бежит, торопится, несёт, трудится, заботится…
Бабочка (что делает?) порхает, летит, лакомится, опускается, кружится…
Муха (что делает?) – летит, жужжит, надоедает, садится, слизывает…
Комар (что делает?) – звенит, летит, кусает, садится…
Кузнечик (что делает?) – прыгает, прячется, стрекочет.
Пчела (что делает?) летит, запасает, лакомится, собирает, жужжит…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...

семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....

Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...

