Статья.
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Воспитатель логопедической группы
Панфилова Марина юрьевна
Методические рекомендации по преодолению стертой формы дизартрии у детей с ТНР.
Стёртая дизартрия-расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Страдают фонетический и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон, тембр, интонация, выразительность. Причина - небольшие очаги поражения головного мозга.
Как решить эту проблему? В своей работе осуществляю комплексный подход к коррекции речи у детей с ТНР и проявлениями стертой формы дизартрии. Опыт показывает, что дети долго автоматизируются, грамматически восстанавливаются при лишь при многократном повторении, связно неловки. Помимо этого, имеют ограниченный запас памяти, неустойчивое внимание и слабую моторику.
Индивидуальное занятие по постановке звуков строим по определённому плану:
-массаж;
-артикуляционная гимнастика;
- постановка звука;
-автоматизация звука;
-дифференциация звука;
-закрепление в связной речи.
Массаж направлен на улучшение кровообращения в области языка и работу над мышцами. Если присутствует спастичность, то язык расслабляем, а если паретичность, то активизируем.
Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов артикуляционного аппарата и закрепление навыка чёткого говорения. Комплекс подбирается в индивидуальном порядке.
Коррекционная работа реализуется по принципу перехода от несложных к более трудным речевым упражнениям.
Некоторые этапы постановки звуков:
-уточнение гласных;
-отработка согласных (сонорные);
-смычно-взрывные (ранний онтогенез);
-щелевые (в-вь,ф-ь);
-переднеязычные (свистящие, шипящие, аффрикаты, х,ц)
Обязательны перед работой над звуками массаж и артикуляционная гимнастика.
Для автоматизации активно используется ритмика, где двигательные упражнения сочетаются с произнесением речевого материала.
Получили большую популярность нейроупражнения-простые движения, которые активизируют умственные процессы и решают проблемы с произношением.
По мере артикуляции, а затягивать с ней не стоит, можно переходить к дифференциации и закреплению в речи.
Для этого рекомендую пособия Ю.Б. Жихаревой –Норкиной, которое способствует формированию правильного произношения, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.
Помимо этого, дети с ТНР и стёртой формой дизартрии развивают свою речь на подгрупповых занятиях. Хорошо зарекомендовало себя пособие с разработанной системой заданий по развитию речи детей Т.Ю. Бардышевой. Задания включают в себя игры и упражнения, необходимые для формирования слоговой структуры слова , развитию связной речи, фонематического восприятия, а так же когнитивных процессов детей данного возраста. Для достижения результата играет большую роль периодичность занятии, а проводить их стоит часто и постоянно. Индивидуальные – каждый день, а подгрупповые по 4-5 раз в неделю.
Для преодоления слоговой структуры слова зарекомендовала себя система Крупенчук О.И.. Вниманию специалистов предлагается комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова, включающие в себя дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, ритмических способностей. Особое внимание уделяется проговариванию слов доступного слогового класса. Берутся слова трёхзвукового стечения в сочетании в двух, трёх, четырёх сложных словах.
Итак, в результате комплексного подхода к речевому нарушению, вы получаете всесторонне развитого дошкольника с хорошей подготовкой к школе, которому будет «легко стартануть» в первом классе и выдержать нагрузку « космонавта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...
