Развитие лексического строя речи ребенка
статья по логопедии

Романова Ирина Петровна

Речевое развитие, формирование лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_slovarya_rebenka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словаря ребенка

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.

Язык служит основным капиталом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием обучения и воспитания. Наша речь важнейшее средство человеческого общения, которая тесно связана с формированием всех высших психических функций человека, поэтому различные формы и виды нарушения речи в той или иной мере отражаются на динамике развития психической деятельности ребенка.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Правильная речь формируется в дошкольном детстве. Малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Своевременное формирование правильного произношения, понимания смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, формирование связной речи, имеют важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу – для усвоения школьной программы.

Одной из основных задач развития дошкольников является словарная работа. Одновременно с усвоением лексического и грамматического значения дети учатся выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание выразительным.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ.

Работа для развития активного словаря.

Инструкция: Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты правильно назови.

Материал такой же, что и при работе по развитию пассивного словаря.

 прилагательные:

- Это какой цвет?

- Какой на вкус?

- Какая температура?

- Какой вес?

- Какая величина?

 глаголы:

-Кто что умеет делать?

- Кто как передвигается?

- Кто как голос подает?

- Что чем делаем?

  1. Классификация предметов по картинкам

Инструкция: «На какие две группы можно разделить слова?»

Овощи – фрукты

Домашние – дикие животные

Посуда – мебель

Одежда – обувь

Птицы – насекомые

  1. Группировка слов

Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты скажи какие слова из них лишние».

А) «Лишние» слова среди имен существительных:

Кукла, песок, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло.

Пальто, шарф, сапоги, шапка.

Слива, яблоко, помидор, абрикос.

Волк, собака, рысь, лиса.

Лошадь, корова, олень, баран.

Роза, тюльпан, фасоль, василек.

Комбайн, автобус, трамвай, мотоцикл.

Б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

Грустный, печальный, глубокий, унылый.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Желтый, красный, сильный.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Старый, изношенный, маленький, ветхий.

В) «Лишнее» слово среди глаголов:

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Приехал, прибыл, убежал, прибежал.

Пришел, явился, смотрел.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Бросился, ринулся, накинулся, слушал.

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

  1. Подбор синонимов к словам

Инструкция: Придумай слова «приятели» (Как слово можно назвать другим словом?).

Существительные:

Здание – (дом)

Хворостина – (прут)

Солдат – (боец)

Приятель – (друг)

Печаль – (грусть)

Глаголы:

Идти – (шагать)

Глядеть – (смотреть)

Льется – (течет)

Торопиться – (спешить)

Прилагательные:

Крошечный – (маленький)

Смелый – (храбрый)

Прежде – (раньше)

Прекрасный – (красивый)

  1. Подбор антонимов к словам

Инструкция: «Скажи наоборот»

Существительные:

День –                                                         Правда -

Утро –                                                         Богач –

Друг -                                                          Трусость –

Жара -                                                          Война –

Радость -                                                      Правда –

Глаголы:

Говорить -                                                    Войти –

Взял -                                                            Забыл –

Насорил -                                                     Одеваться –

Опускать -                                                    Смеяться –

Мириться -                                                   Закрываться –

Прилагательные:

Большой -                                                      Белый –

Высокий -                                                      Веселый –

Горький -                                                       Добрый –

Здоровый -                                                     Молодой –

Острый -                                                        Толстый –

Сухой –

  1. Развитие ассоциаций.

Инструкция: «Сейчас я называю слова, а ты скажи мне в ответ слово, которое пришло в голову».  " Подбери пару"

Слова называются по одному.

Существительные:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, дом, смелость, цвет.

Глаголы:

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, бежать.

Прилагательные:

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные"

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для проведения...

Развитие лексического строя речи.

Для работы с любым нарушением необходимо знать норму. Не исключением является и развитие словаря....

Семантические поля как средство развития лексического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Структура семантического поля выглядит следующим образом:ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слов...

Развитие грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией (рекомендуемые лексические упражнения)

Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации  речевой деятельности. Основным симптомов речевого ...

Развитие лексического строя речи ребенка старшего дошкольного возраста

Словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогатить речь ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание знач...

Методическое пособие "Развитие лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

Данная разработка была сделана на основе пособия О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно", адаптирована для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал представлен ...

Методические рекомендации для воспитателей по теме "Развитие лексического строя речи"

В данной презентации представлены материалы по теме "Развитие лексического строя речи" для работников детского сада...