Развитие словаря дошкольника в играх
консультация по логопедии (старшая группа)
речевые игры для дошкольного возраста для развития словаря
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словаря дошкольника в играх
С ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей. Сейчас уже никто не сомневается, что развитие и обучение нужно начинать с самого раннего возраста, никто не оспаривает факт взаимосвязи речи и мышления: малыш познает мир, в том числе и с помощью речи, а речь оказывает заметное влияние на его умственное развитие.
Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении, проявляемые в речи. У одних слова в лексиконе накапливаются равномерно, постепенно объединяясь в несложные по своей структуре фразы. Другие же, довольствуясь в течение продолжительного времени небольшим количеством слов, могут пережить резкий скачок в развитии речи, их словарный запас быстро пополняется, появляются довольно сложные фразы и новые формы слов. Однако исследования ученых убедительно доказывают, что независимо от индивидуальных различий между детьми, от речевой среды, в которой они воспитываются, и даже от конкретного языка общая схема усвоения языкового материала остается для всех универсальной, единой: первоначально ребенок овладевает самыми основными, общими единицами языка и правилами их применения и только затем частными, более сложными.
Усвоение первых слов - серьезнейший период в речевом развитии ребенка. Именно первые слова являются той базой, тем «строительным материалом», из которого возникает первое предложение, на примере этих слов малыш начинает постигать законы родного языка. Применительно к языку всегда употребляется слово «система», а это означает, что его элементы строго упорядочены и взаимосвязаны. Овладение системой лексических значений родного языка - это довольно сложная умственная работа, в процессе которой ребенку предстоит разобраться в иерархии языковых единиц, усвоить различные законы и правила их выбора и употребления, овладеть значениями слов, возможностями их сочетания друг с другом. И все это ради главной цели - умения точно выразить свою мысль. Русский язык, как и любой другой, живет по своим правилам. Нам не всегда удается их сформулировать, а порой даже и осознать. Будучи взрослыми, мы уже не задумываемся над тем, почему слово табун употребляется только вместе со словом лошадей, детеныш оленя называется олененок, льва — львенок, а детеныш коровы не «коровенок», а теленок. Знание всех этих тонкостей является результатом нашего опыта использования языка в повседневной жизни. Однако для ребенка, только начинающего осваивать родной язык, часто бывает непонятным, почему есть брючный костюм, но нет юбочного, почему можно сказать утенок, лисенок, галчонок, но нельзя говорить воробьенок или «куренок». Усвоив на подсознательном уровне правило, на основании которого каждый предмет называется определенным словом, ребенок испытывает замешательство, когда сталкивается с такими явлениями в языке, как омонимия или антонимия. Ребенок не может сразу усвоить все оттенки в значениях слов и поэтому не всегда правильно подбирает нужное для контекста слово: старая газета — молодая газета (по аналогии со старая женщина - молодая женщина). Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепенно усваивает все эти правила самостоятельно.
Как помочь ребенку поскорее преодолеть и этот барьер? Помощь взрослого состоит преимущественно в том, чтобы давать ему образец той правильной речи, из которой ребенок сможет «добывать» необходимую для него языковую информацию. Однако не все дети могут самостоятельно справиться с этой работой. Здесь требуется целенаправленная помощь взрослого. Она заключается в том, чтобы привлечь внимание ребенка к тем скрытым процессам, которые протекают в языке и находят свое выражение в речи, на практическом уровне показать ему действие этих правил.
Родителям, заинтересованным в том, чтобы их ребенок смог полноценно овладеть речью, интуиция подсказывает, что начинать нужно прежде всего с пополнения и расширения его словарного запаса. И это действительно так! Беседуя с малышом, посещая вместе с ним музеи, театры, рассматривая и читая книги, родители не только расширяют его представления об окружающем мире, но и вводят в словарь ребенка много НОВЫХ слов. Однако полноценно усвоить значение слова в отрыве от других, без установления между ними смысловых связей, невозможно. Мало ввести в лексикон малыша нужное слово, необходимо помочь ребенку найти место этого слова в формирующейся системе, научить применять и комбинировать слова в соответствии с существующими правилами, показать, как в реальной речевой ситуации действуют эти правила и какие ограничения накладываются на них в родном языке.
Особый подход к решению этой задачи требуется при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Большинство недостатков речи у детей дошкольного возраста связано именно с тем, что ребенок испытывает трудности, как в накоплении языковых средств, так и в их правильном применении. Такой малыш с большим трудом устанавливает в своем сознании связь между конкретным предметом и его звуковым образом в виде произносимого слова. Словарный запас его пополняется очень медленно, ребенок длительное время затрудняется в усвоении точных значений слов, не улавливает оттенков в их значениях, не может овладеть «техникой» образования новых слов. В связи с этим у родителей закономерно возникает вопрос: на какие явления языка нужно обратить внимание ребенка, каков объем и содержание лингвистического материала, подлежащего усвоению детьми этого возраста, какие задания, упражнения, игры помогут сформировать в языковом сознании малыша системные связи в лексике родного языка? Далеко не все употребляемые малышом слова понимаются им правильно. Наибольшую трудность у всех детей вызывает усвоение значений омонимов, паронимов, многозначных слов, фразеологических оборотов. Известно, что эти явления в языке становятся серьезным препятствием при его освоении.
Пытаясь осмыслить связь между различными значениями одного и того же слова, ребенок прибегает к своему прошлому опыту, устанавливает между ними новые связи. Таким образом, при работе над лексикой ребенка дошкольного возраста задача чутких родителей состоит в том, чтобы активизировать природную языковую способность ребенка, развить внимание к слову, показав его в совокупности разнообразных, связанных друг с другом значений.
Оказать существенную помощь родителям в развитии лексики ребенка дошкольного возраста призвана книга известного логопеда-практика, Безруковой Ольги Александровны «Слова родного языка».
- Лингвистический материал, представленный в книге, основывается на СИСТЕМНОМ подходе к формированию лексической сферы языка ребенка;
- Разделы расположены в определенной последовательности, в соответствии с ключевыми положениями этого подхода, материал охватывает наиболее важные для этого возраста сведения о лексике родного языка;
- Представленные в игровой форме, красочно иллюстрированные задания и упражнения подобраны с учетом постепенно возрастающих речевых возможностей детей.
Поближе познакомиться с книгой автора можно на сайте:
http://www.logopedkniga.ru/products?-bezrukova-slova-rodnogo-yazyka-&act=more&cat=34&id=77
А для активных родителей, желающих продолжить нелегкий труд над совершенствованием словарного запаса своего малыша, можем предложить серию речевых игр, которые, безусловно, помогут вам в этом!
1 Игра «Аналогии»
(для детей от 4-х лет)
Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (понятийный компонент лексического значения слова).
Содержание: Взрослый предлагает ребенку дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот: зверь – медведь, птица – синица. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот). Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.
2 Игра «Что общего?»
(для детей от 4-х лет)
Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова).
Содержание: Взрослый называет 2 или 3 слова. Дети определяют общее в значении этих слов. К примеру, сосна, пальма - деревья; кузнечик, муравей, стрекоза - насекомые.
3 Игра «Бывает — не бывает»
(для детей от 5 лет)
Цели: Развитие понимания слов с обобщающим значением, уточнение их значения (развитие понятийного аспекта значения слова).
Содержание: Взрослый произносит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение с использованием слов обобщающего значения. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.
Речевой материал:
- фрукты растут на деревьях;
- овощи растут на кустарниках;
- из ягод варят варенье;
- обувь согревает тело человека в холодное время;
- в магазине продают продукты;
- дикие животные живут в лесу;
- перелетные птицы весной улетают на юг;
- мебель нужна для удобства человека;
- одежду носят на ногах.
4 Игра «Назови главное»
(для детей от 5 лет)
Цель: Обучение выделению существенных признаков предметов (развитие понятийного аспекта значения слова).
Содержание: Взрослый перечисляет части предмета. Ребенку нужно выбрать из ряда слов одно, обозначающее существенный признак предмета, без которого предмет не может существовать. Взрослый задает вспомогательные вопросы: «Без чего может обойтись предмет? Без чего не может обойтись?».
Речевой материал:
ботинок: шнурок, мех, подошва, молния;
яблоко: мякоть, червяк, семена, лист;
стол: цветы, ваза, ножки, скатерть;
автомобиль: фара, радио, стекла, мотор;
сад: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки;
огород: чучело, ведро, земля, трава;
клумба: цветы, изгородь, муравьи, камешки …
5 Игра «Придумай историю»
(для детей от 5 лет)
Цели: Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением (развитие понятийного аспекта значения слова), развитие связной речи.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку придумать историю (рассказ, сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т. д. Взрослый для этого дает образец истории, помогает придумать начало, этапы развития сюжета («Как-то раз случился в деревне переполох...», «Ночью игрушки оживают, разговаривают и двигаются...»). В данной игре ребенок не только закрепляет понимание обобщающих слов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальную (словесную) фантазию.
6 Игра «Лишнее слово»
(для детей от 5 лет)
Цели: Развитие умения группировать слова по выделенному признаку и без выделенного признака (развитие понятийного аспекта значения слова).
Содержание: Взрослый называет три слова, среди которых нужно найти «лишнее», не подходящее к остальным по цвету, форме, величине или другому признаку предмета, обозначаемого этим словом.
Речевой материал:
- по цвету: небо, цыпленок, лимон;
- по форме: арбуз, косынка, мяч;
- по величине: дом, карандаш, ложка;
- по материалу: альбом, ручка, тетрадь;
- по вкусу: картошка, конфета, варенье …
Усложненный вариант игры – исключение «неподходящего» слова из словесного ряда без указания признака классификации.
Речевой материал:
- троллейбус, автобус, самолет, тарелка;
- шуба, валенки, кроссовки, тапки;
- корова, лиса, заяц, еж …
7 Игра «Объясни и исправь»
(для детей от 5 лет)
Цели: Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).
Содержание: Взрослый произносит предложение, в котором родные слова (слова с обобщающим значением) использованы неверно: «У Кати кукол больше, чем игрушек. Овощи крупнее помидоров. Шкаф выше мебели. Оля собрала цветов больше, чем ромашек. У зайца уши длиннее, чем у животных. В вазе ягод меньше, чем клубники». Ребенку предлагается заменить обобщающее слово словом контекстного значения, например: «У Кати кукол больше, чем машинок. Огурцы вкуснее помидоров».
8 Игра «Потому что»
(для детей от 5 лет)
Цели: Активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слова).
Содержание: Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.
Речевой материал:
- Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).
- В комнате пахнет древом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).
- Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных, цветы).
- Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель) …
9 Игра «Бывает – не бывает»
(для детей от 5 лет)
Цели: Развитие понимания слов с обобщающим значением, уточнение их значения (развитие понятийного аспекта значения слова).
Содержание: Взрослый произносит предложение, содержащее себе верное и ошибочное суждение с использованием слов обобщающего значения. Ребенок, в случае необходимости, исправляет ошибку.
Речевой материал:
- Фрукты растут на деревьях;
- Овощи растут на кустарниках;
- Из ягод варят варенье;
- Обувь согревает тело человека в холодное время;
- В магазине продают продукты …
10 Игра «Назови главное»
(для детей от 5 лет)
Цели: Обучение выделению существенных признаков предметов (развитие понятийного аспекта значения слова).
Содержание: Взрослый перечисляет части предмета. Ребенку нужно выбрать из ряда слов одно, обозначающее существенный признак предмета, без которого предмет не сможет существовать. Взрослый задает вспомогательные вопросы: «Без чего может обойтись предмет? Без чего он не может обойтись?».
Речевой материал:
- ботинок: шнурок, мех, подошва, молния;
- яблоко: мякоть, червяк, семена, лист;
- стол: цветы, ваза, ножки, скатерть …
11 Игра «Придумай историю»
(для детей от 5 лет)
Цели: Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением (развитие понятийного аспекта значения слова), развитие связной речи.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку придумать историю (рассказ, сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т.д. Взрослый предлагает образец истории, помогает придумать начало, этапы развития сюжета («Как-то раз случился в деревне переполох …», «Ночью игрушки оживают, разговаривают, двигаются …). В этой игре ребенок не только закрепляет понимание обобщающих слов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальную (словесную) фантазию.
12 Игра «Назови другим словом»
(для детей от 5 лет)
Цели: Формирование семантических полей (группы слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.
Содержание: Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» Даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Ребенок приступает к отбору синонимов только после подтверждения понимания им задания.
Речевой материал:
- тяжелое заболевание (болезнь);
- малое дитя (ребенок);
- длинный путь (дорога);
- спешить в детский сад (торопиться);
- бросить мяч (кинуть) …
13 Игра «Два из трех»
(для детей от 5 лет)
Цели: Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.
Содержание: Взрослый называет три слова и просит ребенка выбрать из них два слова - «приятеля».
Речевой материал:
- судно – волна – корабль;
- дрова – пламя – огонь;
- старушка – бабушка – дедушка;
- стрельба – война – обстрел;
- страх – смех – ужас …
14 Игра «Закончи предложение»
(для детей от 5 лет)
Цели: Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.
Содержание: Взрослый называет незаконченное предложение, предлагает три варианта окончания фразы. Ребенок подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.
Речевой материал:
- Утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день);
- Вода в реке (теплая, горячая, холодная);
- Воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплая, горячая, холодная);
- Лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким);
- Деревце поливают, чтобы оно выросло и стало (высоким, низким, прямым) …
15 Игра с мячом «Бывает – не бывает»
(для детей от 5 лет)
Цели: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Содержание: Взрослый произносит предложения, заключающие в себе ошибку. Необходимо определить, какое слово в предложении использовано неверно, и заменить его словом с противоположным значением.
Речевой материал:
- Мы замерзли у костра;
- Весной грачи улетают в теплые края;
- Мой старший брат любит громко молчать;
- На плите замораживают продукты, а в холодильнике разогревают;
- За ночь снегу намело, и улица почернела …
Хотелось бы подвести итог выше сказанному, напомнив о том, что объем словаря и его качество (точность, образность) у дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для развития словарного запаса: экскурсии в театр, цирк, зоопарк, лес, музей, разнообразные поездки, путешествия. Такие ситуации можно выгодно использовать для того, чтобы показать, пояснить, вызвать работу мысли, одновременно закрепив в речи ребенка новые слова, уточнить и расширить значение уже знакомой лексики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

Игры по развитию словаря дошкольников
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, в дальнейшем успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и...

консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников через дидактические игры»
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра яв...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...

Игры для развития словаря дошкольника
Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать.Поводом и предметом для речевого развития детей может стат...


