Задачи и содержание работы учителя-логопеда в ДОУ по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР с компьютерными технологиями
статья по логопедии

Андреева Ирина Александровна

В статье рассматриваются задачи и основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Особое внимание уделяется использованию современных компьютерных технологий для повышения эффективности коррекционной работы, внедрению электронных образовательных ресурсов и интерактивных методов в процесс логопедической диагностики и коррекции. Представленный материал предназначен для педагогов-логопедов, специалистов по развитию речи и студентов, обучающихся в области дефектологии и логопедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и содержание работы учителя-логопеда в ДОУ по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР с компьютерными технологиями

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Одним из важных условий обновления является использование новых информационно-коммуникационных  технологий, в первую очередь компьютерных. Применение компьютерной техники позволяет сделать логопедическое занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.

Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные, коррекционные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

Выделяют следующие дидактические принципы применения компьютерных технологий:

– принцип научности;
– принцип систематичности и последовательности;
– принцип поэтапного преодоления трудностей;
– принцип прочности;
– принцип преемственности;
– принцип интерактивной наглядности;
– принцип мультимедийности;
– принцип когнитивности коммуникации;
– принцип здоровьесбережения;
– принцип активизации познавательной деятельности;
– принцип межпредметных связей.

Эффективность  применения компьютерных технологий проявляется в следующем:

1) Повышение статуса муниципального дошкольного образовательного учреждения, предоставляющего услуги дополнительного образования.
2) Повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг.
3) Модернизация воспитательно-образовательного процесса путем внедрения новых технологий и направлений.
4) Организация систематической логопедической поддержки семей, воспитывающих детей  с недостатками в речевом развитии.
5) Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи, решаемые в процессе использования компьютерных технологий на логопедических занятиях:

  • Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
  • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
  • знакомство детей  с компьютерными программами;
  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
  • Задачи коррекционно-образовательного цикла:
  • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
  • развитие знаковой функции сознания;
  • развитие психических функций;
  • Задачи творческого цикла: развитие воображения;  развитие познавательной активности.

Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.

В качестве мультимедиаресурсов выступают: презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, фотографии, компьютерные  программы, аудио пособия, видеофрагменты, предметные картинки в движении , интерактивные схемы и модели, компьютерные игры.Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности, в работе логопеда с родителями, а родителей с детьми, – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы  и консультации, справочный материал.

Практическое использование компьютерных технологий на корекционных занятиях

В работе учителя-логопеда используются следующие компьютерные пособия.

  • Компьютерный практикум для проведения логопедических  занятий.   Второй помощник – Программно-методический комплекс «Развитие речи». (Раздел «Развитие связной речи» представлен мультимедийными играми – заданиями следующих  типов: «Слово – действие», «Подбери действие», «Слово – признак», «Подбери признаки» с несколькими уровнями сложностями; «Составляем описание», «Послушай рассказ».
  • Оптимальному решению задач по  коррекции речевой патологии  у детей-логопатов старшего дошкольного возраста способствует специализированная  компьютерная  логопедическая программа «Игры для Тигры».
    Блок «Лексика» направлен на коррекцию и формирование лексико-грамматических компонентов языка.
  • Мультимедийный диск «Домашний логопед».  

На логопедических занятиях используются  презентации, которые способствуют обогащению и структурированию словаря,   позволяют работать  над грамматической структурой слов, словосочетаниями, предложениями, текстами. Презентации объединены в группы по лексическим темам, составлен каталог презентаций.

Упражнения и игры по формированию грамматического строя речи входят в структуру презентаций по фонетике, по автоматизации звуков, в работе над связной речью. Также в работе учителя-логопеда используются компьютерные ресурсы в следующих  разделах: Диагностика. Работа с родителями и воспитателями.

Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую  морфологию, синтаксис. Таким образом, различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения, синтаксический – умение составлять словосочетания и предложения.

Основные задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР:

  • Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, времена).
  • Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте
  • Сообщить знания о некоторых нормах образования форм – словообразования. (Слайд 15)

Нарушения морфологической системы языка при ОНР.

Части речи делятся на самостоятельные, служебные и особую часть речи междометие. Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, отвечают на вопросы, являются членами предложения. Служебные части речи не имеют самостоятельного лексического значения, не являются самостоятельными членами предложения и не отвечают на вопросы.

Самостоятельные части речи делятся на изменяемые и неизменяемые. Изменяемые части речи делятся на склоняемые – имя существительное, имя числительное,  имя прилагательное, местоимение; и спрягаемые – глагол. Неизменяемой частью речи является наречие..

Морфологические признаки самостоятельных  частей речи:

  • Имя существительное. Постоянные : собственное или нарицательноеодушевленное или неодушевлённоесклонениерод  Непостоянные: число.
  • Имя прилагательное. Постоянные: разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные. Непостоянные: род, число, падеж.
  • Имя числительное. Постоянные: по значению и грамматическим особенностям разделяют на: количественные или порядковые , а также по составу на :  простые, сложные или составные; разряд по значению (для количественных) (целые, дробные, собирательные). Непостоянные: родчислопадеж.
  • Местоимение. Постоянные: лицо , разряд по значению (личные, возвратное (себя), притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные ). Непостоянные: падеж, число (если есть), род (если есть).
  • Глагол. Постоянные: возвратный или невозвратный, переходный (имеет залог) или непереходный; вид (совершенный или несовершенный) ; спряжение: 1 или 2. Непостоянные: наклонениевремячислолицород.
  • Наречие. Морфологические признаки: неизменяемостьразряд по значению 1)Указывающие на качественный признак. Как? Холодно, настойчиво. 2) Места. Где? Куда? Откуда? Впереди, направо, издали. 3) Времени. Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? Сегодня, недавно дотемна. 4) Причины. Почему? Отчего? По какой причине? В насмешку, со зла, сослепу. 5) Цели. Зачем? С какой целью? Для чего? Назло, в отместку. 6) Образа и способа действия. Как? Каким образом? Медленно. 7) Меры и степени. Сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере? Чуть-чуть, немного, очень, вполне.)

Формирование словоизменения существительных

С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности.

  • Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
  • Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у,-а,-я),родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).
  • Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
  • Закрепление беспредложных форм множественного числа.
  • Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа

Дифференциация единственного и множественного числа существительных и прежде всего закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности.

  • Формы множественного числа с окончанием -ы (стол-столы).
  • Формы множественного числа с окончанием -и (мяч-мячи).
  • Формы множественного числа с окончанием -а (дом-дома).
  • Формы множественного числа с окончанием -ja(стул-стулья)

Падежные окончания имен существительных

Существует строгая закономерность в употреблении падежных окончаний существительных. Необходимо дать почувствовать эту закономерность ребенку. Весь речевой материал сгруппирован по тематическим группам слов (по лексическим темам). Для всех окончаний имён существительных характерно следующее.

  • Окончания И.п.  во всех тематических группах слов практически одинаковы. Наиболее распространёнными являются окончания – -Ы,-И (розы, шкафы), тогда как все остальные окончания типа -а (-я), -ья (окна, тополя, деревья), по сути, представляют собой лишь отдельные исключения. И на эти слова нужно обратить особое внимание.
  • Окончания Д.п.,Т.п.,П.п. во всех тематических группах слов тоже совпадают.
  • Основную сложность для ребенка будут представлять окончания Р.п..
  • В В.п. окончания у неодушевленных предметов полностью совпадают с окончаниями  И.п. (И,п.: есть что? – шкафы, дубы, кабачки, гвоздики; В.п.: вижу что? – шкафы, дубы, кабачки, гвоздики ), в следующих тематических группах слов: деревья, цветы, фрукты, овощи, грибы, мебель, одежда, головные уборы, обувь, посуда, школьные принадлежности, транспорт.  А для одушевленных предметов окончания в В.п. совпадают  с окончаниями Р.п. (Р.п.: нет кого? – ворон, стрекоз, волков, бабочек; В.п.: вижу кого? – ворон, стрекоз, волков, бабочек) в следующих тематических группах слов: животные, птицы, рыбы, насекомые.

Работая над конкретными тематическими группами слов, основное внимание ребенка нужно сосредоточить не на самих словах, а на разновидностях их окончаний. При этом особенно важно показать ребенку, что все типы окончаний постоянно и в неизменном виде повторяются в каждой из тематической групп слов. Н-р, Т.п.: доволен чем? – огурцами, яблоками, розами, дубами, тарелками, майками, автобусами и т.д..

Подборка систематизированного материала по всем лексическим темам в электронном   варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример консультации по лексической теме: «Мебель».

Предложные конструкции  связаны с основными формами косвенных  падежей

Р.п.   –  БЕЗ   ДЛЯ   ДО   У    ОКОЛО  ВОЗЛЕ  ВОКРУГ  С (СО)   ИЗ   ИЗ-ЗА   ИЗ-ПОД   ОТ
Д.п   –   К    ПО
В.п.   –  В    НА    ЗА  ЧЕРЕЗ    СКВОЗЬ  ПОД   ПРО 
Т.п.   –  ЗА    НАД    ПОД    С    ПЕРЕД     МЕЖДУ
П.п.  –   В    НА    О     ОБ     ПРИ  

Основная задача работы с предложными конструкциями состоит в том, чтобы в ходе многочисленных практических упражнений дать ребенку возможность научиться в каждом случае правильно сочетать предлоги с падежными окончаниями. Подборка систематизированного материала по всем падежам в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример консультации по употреблению дательного падежа.

Рекомендуется следующая последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа: Дательный падеж.  Творительный падеж. Родительный падеж.  Винительный падеж

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Основными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение. Словосочетание –  синтаксическая единица, состоящая из двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. (подчинительные («поезд мчится», «мчится между», «цветущих полей») и сочинительные («среди полей и лугов»). Предложение – наименьшая единица общения, основная единица синтаксиса, грамматически оформленное и интонационно законченное выражение отдельной мысли. По числу грамматических основ предложения делятся  на простые и сложные. Синтаксическая связь в сложном предложении может быть сочинительной и  подчинительной. Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенными членами предложения являются обстоятельство, дополнение и определение. Все слова в предложении связанны грамматически. Грамматическую основу предложения составляют его главные члены – подлежащее и сказуемое

Классификация простых предложений. Виды предложений:

  • По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • По эмоциональной окраске (интонации) (восклицательные, невосклицательные);
  • По наличию главных членов предложения (двусоставное, односоставное);
  • По наличию второстепенных членов предложения (нераспространенные, распространенные);
  • По наличию необходимых членов предложения (полные, неполные)

Сложные предложения в зависимости от средств связи называются союзными и бессоюзными. Союзные сложные предложения подразделяются на сложносочиненные и сложноподчиненные. Предложения с прямой речью

Нарушение синтаксической структуры предложения у детей с ОНР.

В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывается семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением:

  • Нераспространенные предложения: субъект — предикат (Девочка рисует. Дерево высокое).
  • Распространенные предложения из 3-4 слов:

а) субъект — предикат — объект: подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (девочка рисует дом);
б) субъект предикат — объект — объект: подлежащее, сказуемое прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом);
в) субъект — предикат — локатив: подлежащее —сказуемое — обстоятельство места (Дети играют в саду);
г) субъект — предикат — объект — локатив: подлежащее — сказуемое — дополнение — обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект — предикат — объект —атрибутив: подлежащее — сказуемое — дополнение — определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).

  • Предложения с однородными членами.
  • Сложносочиненные предложения.
  • Сложноподчиненные предложения.

В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедической работы определяется сложностью семантической структуры текста, видом текстов. Текст – это несколько связанных по смыслу и грамматически предложений. По содержанию различают тексты описательные (пейзажные, портретные), повествовательные (сообщается о происходящих событиях и их взаимосвязи) и тексты-рассуждения (излагается, разъясняется или обсуждается какая-либо мысль). Между предложениями внутри текста существует определенная связь, которую принято разделять на цепную и параллельную, параллельно-цепная. Диалог – это совокупность вопросительных и побудительных предложений, а также предложений-реплик, объединенных общей темой, которой посвящен разговор двух или нескольких собеседников

Логопедическая работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:

а) пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;
б) пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;
в) пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания по вопросам;
г) пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
д) пересказы без опоры на сюжетную картинку;
е) cоставление рассказа но серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;
ж) составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;
з) составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;
и) составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
к) составление рассказа на заданную тему.

Под словообразованием в русском языке понимается образование новых слов от других, при этом вновь образованное слово сохраняет смысловую связь с исходным словом, но в то же время приобретает новый смысловой оттенок. Новые слова в русском языке образуются следующими способами: 1) префиксальным – при помощи приставок; 2) суффиксальным – при помощи суффиксов; 3) путём словосложения. 

Владеющий навыками словообразования ребенок может быстро и осознанно обогащать свой словарный запас, подбирая целые гнёзда однокоренных родственных слов. Овладение правилами словообразования исключительно важно еще и потому, что только для ребенка, владеющего этими правилами, становится буквально прозрачным морфологический состав слова.

1) Префиксальный способ – при помощи приставок. Образование новых слов при помощи приставок наиболее характерно для глаголов. При-, в-, пере-, вы-, про-, вс-, от-, об-, за-, у-.
От приставочных глаголов могут образовываться отглагольные существительные, прилагательные и причастия, которые сохраняют основное смысловое значение данного глагола и приставки. Основное значение глагольных приставок – это указание на особенности протекания действий в пространстве, на их направленность вовнутрь или наружу, вверх или вниз и т.п. (1 и 2 интерактивные схемы и модели.)

Для большей наглядности это представлено в схеме: При-, в-, пере-, вы-, про-, вс-, от-, об-, за-, у-ходить. Глаголы: прилетать — улетать — подлетать — перелетать — пролетать — облетать — слетаться — разлетаться. Имена существительные: вылет — прилет — отлет — перелет —налет — слет — взлет — пролет — летник — летчица — налетчик. Имена прилагательные: перелетный — пролетный — взлетный — залетный. Причастия: прилетающий — улетающий — перелетающий — взлетающий — отлетающий — налетающий — пролетающий. Деепричастия: улетая — прилетая — вылетая — пролетая — перелетая — залетая — облетая — взлетая.

Многие глагольные приставки имеют противоположное значение по отношению друг к другу и составляют антонимические пары: в- – вы- (входить-выходить), при- – у- (приходить-уходить), под- – от- (подходить-отходить), с- – рас- (сходиться-расходиться), на- – вы- (наливать-выливать), до- – от- (доливать-отливать), недо- – пере- (недоливать-переливать).
«Стихотворные подсказки».  Подборка систематизированного материала по всем приставкам в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример для приставок в-, вы-.

2) Суффиксальный способ – при помощи суффиксов. По своему смысловому значению словообразовательные суффиксы делятся на несколько групп:

1. Со значением уменьшительности (-ик, -ок, -ёк, -чик, --к-, -ечк, -очк, -ичк-, -ышк-(-ишк-), -ушк- (-юшк-)). Подборка систематизированного материала по всем суффиксам в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример для суффикса -ок.

2. Для обозначения названий детенышей животных (-онок- (-ёнок-), -ата- (-ята-)). Необходимо отработать с ребенком названия животных не только в ед.ч. , но и во мн.ч. (цыплёнок-цыплята). Однотипность окончаний этих существительных более видна на схемах (1,2 интерактивные схемы).  

3. Для обозначения профессий или характерологических особенностей людей( -ист-, -тель-, -щик-, -чик-, -ник-, -ик-, -ант- (-янт-), -ор-, -ёр-, -анин-(-янин-), -ак-(-як-), -ар-(-яр-), -арь-). Подборка систематизированного материала по всем суффиксам в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример для суффикса -ист.

4. Для обозначения лиц женского пола (-к-, -ниц-, -чиц-, -щиц-, -иц-, -ш-, -енк-, -их-). Подборка систематизированного материала по всем суффиксам в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример для суффикса -ш.

Образование новых слов путём словосложения.

Сложные слова образуются (складываются, слагаются) из двух или даже трёх разных слов. При образовании существительных: чаще всего первая часть сложного слова образует предмет (объект), а вторая действие (водовоз, рудокоп, снегопад); есть сложные слова, которые обозначают предмет и его признак (тяжеловоз, белоручка). При образовании прилагательных: обозначают предмет и его признак (белобокий, краснощекий).

Сложные слова делятся на группы с одинаковой первой частью: белый (белоручка, белокровие, белоголовый, белолицый); вода (водоворот, водоканал, водолей, водонос); земля (землекоп, земноводный, землепашец); лес (лесовоз, лесоруб, лесопарк); сам (самовар, самокат, самолёт); электро- (электровоз, электропечь, электропила). И др. Подборка систематизированного материала по всем группам сложных слов в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример для слова лес.
Использование компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного
процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...