Использование художественного слова на занятиях по обучению продуктивными видами деятельности с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии

Марук Мария Ивановна

Резкий рост речевых нарушений, отсутствие в жизни детей сюжетно-ролевых игр связан с отчуждением их от взрослых, которые либо слишком заняты, чтобы заниматься детьми, либо предъявляют к ним завышенные требования, перегружая информацией. Кроме того, повсеместная компьютеризация способствует снижению речевой активности. Это, конечно же, не отменяет её значимости, но компьютер не должен полностью заменять живое общение. На сегодняшний день редко встречается нарушение какого-то одного компонента речи, как правило, это комплексное нарушение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_moe_aprel.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация:

«Использование художественного слова на занятиях по обучению продуктивными видами деятельности с детьми дошкольного возраста»

Учитель-логопед Марук М.И.

Резкий рост речевых нарушений, отсутствие в жизни детей сюжетно-ролевых игр связан с отчуждением их от взрослых, которые либо слишком заняты, чтобы заниматься детьми, либо предъявляют к ним завышенные требования, перегружая информацией. Кроме того, повсеместная компьютеризация способствует снижению речевой активности. Это, конечно же, не отменяет её значимости, но компьютер не должен полностью заменять живое общение. На сегодняшний день редко встречается нарушение какого-то одного компонента речи, как правило, это комплексное нарушение.

Перед педагогами стоит вопрос: как разнообразить и что нового можно привнести в работу, чтобы вовлечь ребенка в коррекционный процесс, способствующий восполнению дефицита сенсорного опыта, развитию неречевых процессов, активизации речи у неговорящих детей, развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, лексико-грамматической и связной речи. 

По результатам исследования детского творчества, проведенным В. И. Лейбсон в середине 80х годов прошлого столетия, было отмечено, что произведения, имеющие описания героев, развитие действий, воспринимаются дошкольниками более живо, т. к. ребенок может поставить себя на место центрального образа, но тем не менее красивые лиричные стихи о природе помогают оживить рассматривание картин знаменитых мастеров, известных художников-иллюстраторов.

Большинству малышей нравится заниматься творчеством. Даже совсем не умея рисовать, дети с огромным удовольствием смешивают краски, окрашивают воду в стаканчиках, выдувают через трубочку из клякс причудливых монстриков, и т.д.

В детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется метод -  художественное слово. Художественное слово - мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде.  Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное и коррекционное действий.

При использовании художественного слова на занятиях продуктивной деятельности решается сразу несколько задач:

  1. вызвать интерес к теме, содержанию деятельности;
  2. привлечь внимание к детским работам;
  3. создать  эмоциональный настрой и  оживить  образ;
  4. научить детей эмоционально воспринимать окружающее;
  5. расширять и углублять представление о предметах и происходящих явлениях;
  6. развивать детскую фантазию, развивать творческое воображение;
  7. развивать интерес и воспитывается любовь к искусству слова.

Как методический прием, художественное слово можно применять в ходе всего занятия, в начале или в конце деятельности детей.

Виды художественных произведений, используемые в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях продуктивной деятельностью:

  • народный фольклор (потешки,  заклички, былины, загадки и т.д.);
  • стихотворения;
  • сказки;
  • рассказы (отрывок);
  • повести (короткие отрывки).

 Варианты использования художественных произведений:

  1. Сообщение темы занятия посредством загадки, потешки или отрывка из стихотворения.

Перед детьми ставится задача отгадать, кого (или что) они будут сегодня рисовать, лепить и т.д. В этом случае необходимо подобрать такой текст, чтобы в нем отразились характерные внешние признаки и индивидуальные особенности образа или явления, который дети должны  угадать и передать в своих работах.

Загадка:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (зайка)

Стихотворение:

Зайчик маленький в лесу

Очень всех боится.

И хитрющую лису,

И любую птицу.

Он от страха так дрожит,

Что кусты шатаются.

Очень сложно зайке жить,

Так он всех пугается!

Песенка-потешка:

Лады-лады ладыньки в огороде заиньки.

Зайки травку едят, на ребят они глядят.

 После чтения текста педагог еще раз уточняет, что дети будут изображать.

 В этом варианте не должны использоваться беседы, отвлекающие внимание от художественного текста. Дети выполняют работу на тему, продиктованную художественным словом.

Расти, расти, яблонька подрастай!

Цвети, цвети, яблонька, расцветай!

Золотое солнышко, ярче грей

Созревайте, яблоки, поскорей!

После чтения этого четверостишия ребятам дается задание нарисовать яблоню так, как они ее себе представляют по стихотворению.

  1. Использование художественного слова для более эмоционального восприятия объекта перед его непосредственным изображением. Педагог показывает игрушку, предмет быта и т.д.

Например: педагог показывает яблоко и предлагает послушать следующий текст:

 «Соку спелого полно,

 Так свежо и так душисто.

Так румяно-золотисто,

 Будто медом налилось

Видны семечки насквозь» (А.С. Пушкин)

Или дети рассматривают букет ромашек в вазе, которые они должны рисовать, а педагог читает стихотворение:

Маленькое солнце на моей ладошке,

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

Слушая текст, дошкольники стараются найти в предмете те же признаки, детали, о которых говорится в стихотворении, более внимательно к нему приглядываются, проявляют определенные эмоциональные отношения.

  1. Художественное произведение может быть использовано с целью активизации впечатлений, полученных во время предварительных наблюдений на экскурсиях,  прогулках, на участке, где играют дети и т.д. Под влиянием выразительного текста дети заново испытывают чувства, которые возникли у них при непосредственном контакте с объектом наблюдения. С помощью вопросов, а их надо продумать заранее, педагог активизирует мышление детей, конкретизирует их представления. На занятии по лепке или аппликации, например на тему: «насекомые - бабочка», в процессе беседы о том, что ребята видели во время прогулки воспитатель может использовать поочередно несколько четверостиший, загадок.                                 

Над цветочками порхает,

Кто красавицу не знает?

Ее крылья расписные,

Ее танцы заводные.

Только очень беззащитна,

Совершенно безобидна.

Не спеши ее пугать,

Слабых надо защищать. (бабочка)        

   

  1. При обучении сюжетному изображению по мотивам знакомых сказок, рассказов, художественное слово можно использовать несколько иначе.

Чтобы вспомнить содержание знакомого произведения, иногда достаточно провести короткую беседу. Правильно поставленные вопросы по тексту, помогают детям восстановить в памяти последовательность событий и действий, обстановку, в которой происходили события. Во время беседы можно направлять внимание детей на характер героев, вызвать определенные отношения к ним, что найдет отражение в изобразительных работах ребят. Например, во время беседы по содержанию сказки «Колобок», педагог уточняет, с какими животными встретился колобок, какими их себе дети представляют (добрые, злые, хитрые и т.д.) А затем предлагает слепить героев сказки.  

Чтобы все дети передали конкретный эпизод произведения, зачитывается только один, выбранный воспитателем отрывок. В этом случае художественное слово, нацеливает внимание дошкольников на выполнение определенного задания.

  1. Менее широко используется художественное слово в процессе выполнения задания. Однако и здесь можно найти возможность его применения в коллективной и индивидуальной работе с детьми. Например, ребенок изобразил зимний пейзаж и не знает, что ему делать дальше. Воспитатель, стараясь не мешать другим детям, читает ребенку стих:

 Белый снег пушистый

 В воздухе кружится

 И на землю тихо

 Падает, ложится.  (И. Суриков)

 Ребенок оживляется: он представил себе, как идет снег и начинает дополнять свой рисунок.

  1. Целесообразно использовать художественное слово и в конце занятий по продуктивным видам деятельности. Потешки, стихи, загадки помогут эмоционально закончить занятие, подвести работу к логическому завершению.
  • Разместив сюжетные работы по порядку следования эпизодов, можно предложить детям восстановить содержание литературного произведения, рассказать о нем (колобок с зайцем, волком, медведем, лисой).
  • Рассматривая в конце занятия работы детей, можно предложить рассказать стихотворение, потешку или загадать загадку об отдельных изображаемых предметах, или, наоборот, по тексту художественного произведения найти соответствующий рисунок, поделку.

Использование художественного слова на занятиях в продуктивной деятельности  делает занятие для детей намного интереснее и веселее. Для педагогов, включение в тему художественного слова, помогает правильно направить и мотивировать детей на занятие и приобщает к  использованию художественных образов в повседневной речи. 

 У детей расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что является одним из важных факторов успешной подготовки к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

Консультация «Развитие продуктивных видов деятельности у детей дошкольного возраста»

Об особенностях развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка по продуктивному виду деятельности с детьми раннего возраста "Песочная терапия"

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаи...

"Шапка" к календарно тематическому планированию на февраль месяц (прогулки на улице с использованием художественного слова, п/игр, индивидуальной работы по двигательной деятельности с детьми; д/игры, с/ролевая игра).

Цель: формировать представления детей о зимних явлениях природы. Задачи:   формировать бережное отношение к природе, реализовать потребность в движениях, испытывая при эт...

Методы и приёмы в продуктивных видам деятельности с детьми дошкольного возраста.

Методы и приёмы в продуктивных видам деятельности с детьми дошкольного возраста.У детей дошкольного возраста появляется большой интерес к продуктивной деятельности. В дошкольном во...