Конспект занятия "Первые весенние цветы" в средней группе
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Букнис Оксана Владимировна

В конспекте представлен ход занятия с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx97.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области (дошкольное отделение детский сад «Росинка»)

142803, РФ, Московская область, г. Ступино, ул. Калинина, вл.36;

тел.: 8(496)653-70-14; факс: 8(496)653-74-30; e-mail:dsrosinka27@mail.ru

___________________________________________________

Конспект подгруппового логопедического занятия

в средней группе №7 «Солнышко»

по теме «Первые весенние цветы»

Подготовила:

учитель-логопед

Букнис О.В.

Ступино-2025


Цель занятия – расширить представления детей о первых весенних цветах.

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение и уточнение словаря по теме «Первые весенние цветы» (подснежник, мать-и-мачеха, крокус, ветреница, цветок, бутон, стебель, листья). Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических процессов, связной речи, речевого дыхания, тонкой моторики, внимания, мышления, памяти, координации речи с движением. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии. Формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Создавать эмоциональный положительный фон. Воспитание любви к природе.

Оборудование. Предметные картинки и пазлы по теме «Первые весенние цветы», дыхательные тренажеры, мяч, интерактивная доска.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулки, рассматривание мать-и-мачехи на участке, знакомство с картинным материалом «Мать-и-мачеха, подснежник, крокус, ветреница».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия, развитие мышления, внимания]

Логопед приглашает детей в кабинет, где на экране интерактивной доски размещены изображения первоцветов, предлагает сесть за столы.

Логопед. Ребята, мы пришли на сказочную лесную поляну. Садитесь поудобнее. Помните, что ножка стула касается ножки стола. Спина касается спинки стула.

Логопед. Какие звуки вы слышите?

Дети. Пение птиц, журчание ручейка.

Логопед. Значит, какое время года наступило?

Дети. Весна.

Логопед. Какие растения вы видите на полянке?

Дети. Цветы.

Логопед. Назовите каждый из них.

Дети. Подснежник, кактус, крокус, мать-и-мачеха, ветреница.

Логопед. Какое растение лишнее?

Дети. Кактус.

Логопед. Почему?

Д е т и. Он растет дома в горшке.

Логопед. А остальные цветы?

Дети. В лесу.

Логопед. Сейчас мы проверим ваш ответ.

На экране появляется смайлик, указывающий на правильность ответа.

Логопед. Молодцы!

Логопед. Как мы называем остальные растения?

Дети. Первые весенние цветы.

Логопед. Первыми цветут, значит они…

Дети. Первоцветы

Логопед. Из каких частей состоят цветы?

Дети. Стебель, бутон, цветок, листья, корень.

Логопед. Правильно. Молодцы.

2. Работа с разрезными картинками. [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед помещает картинки с изображениями цветов на доске, а детям раздает конверты с разрезными картинками, на которых изображены эти же первоцветы.

Логопед. Лесные жители приготовили для вас задание. Достаньте разрезные картинки из конвертов и сложите их. Картинки на доске вам помогут.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если она необходима.

Логопед. Назовите цветы, изображенные у вас на картинках.

1-й ребенок. Подснежник.

2-й ребенок. Крокус.

3-й ребенок. Мать-и-мачеха.

4-й ребенок. Ветреница.

Логопед. Правильно.

Логопед. Возьмите волшебные палочки и покажите на своей картинке стебель, листья, бутон, лепестки, цветок.

Логопед. Сложите части разрезной картинки в конверты. Закройте конверты на кнопку. 

3. Подвижная игра «Весна пришла». [Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, творческого воображения, закрепление умения прыгать на двух ногах и бегать на месте в общем для всех темпе.]

Логопед. Засиделись мы с вами, предлагаю размяться. Вставайте возле стульев и двигайтесь со мной.

Вот весна к нам пришла.

Вся природа ожила (дети кружатся)

Подснежники просыпаются (потянуться, вдох — выдох)

Люди улыбаются (Артикуляционное упражнение «Улыбка»)

Птицы прилетают (махать руками, как крыльями, выполнять артикуляционное упражнение «Трубочка»)

Дети выбегают (бег на месте)

На полянке играют (прыжки)

Логопед. Вот и мы с вами поиграем с мячом.

4. Игра «Попробуй расскажи» (с мячом). [Совершенствование грамматического строя речи (Согласование прилагательных с существительными)] 

Логопед. Ребята, о какие цветки мы сейчас изображали?

Дети. Подснежники.

Логопед. Почему их так называют? (Ответы детей).

Логопед. Подснежники появляется прямо из-под снега, поэтому им дали такое название Логопед. Ребята, какой подснежник?

Дети. Красивый.

Логопед. Какие цветки у подснежника? Скажите полным предложением.

Дети. У подснежника белые цветки.

Логопед. Какой стебель у подснежника?

Дети. У подснежника тонкий стебель.

Логопед. Какие листья у подснежника?

Дети. У подснежника длинные листья.

5. Игра «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (Образование и употребление имен существительных в форме множественного числа)]

Логопед. Садитесь за столы. Мы поиграем в игру «Один-много»

Логопед. Стебель.

1-й ребенок. Стебли.

Логопед. Листик.

2-й ребенок. Листики.

Логопед. Бутон.

3-й ребенок. Бутоны.

Логопед. Цветок.

4-й ребенок. Цветки.

Логопед. Лепесток.

5-й ребенок. Лепестки.

Логопед. Подснежник.

6-й ребенок. Подснежники.

Логопед. Крокус.

7-й ребенок. Крокусы.

Логопед. Первоцвет.

8-й ребенок. Первоцветы.

Логопед. Молодцы!

6. Дыхательная гимнастика. [Развитие речевого дыхания.]

Логопед. Можно ли собирать первоцветы в лесу?

Дети. Нет.

Логопед. Почему?

Дети. Они могут исчезнуть. Тогда мы сможем увидеть их только на картинках и фотографиях.

Логопед. Верно. Мы не будем собирать редкие цветы в лесу. И подснежник, и ветреница — нежные цветы. А еще они занесены в Красную книгу.

Логопед. Что мы можем сделать с первоцветами?

Дети. Можно попробовать вырастить их у себя на даче. Можно сфотографировать или нарисовать их. Можно просто любоваться ими.

Логопед. Ребята, сейчас мы понюхаем первоцветы. Выпрямите спины и положите левую руку на живот, а правую на колено. Делаете вдох носом («живот надувается»), останавливаетесь, задержав дыхание, а затем на выдохе говорите: «Как вкусно пахнут цветы («живот сдувается»).

Логопед садится на стул и показывает на своем примере, как нужно выполнять упражнение.

Логопед. На полянке подул легкий ветерок. Положите левую руку на живот, а правой рукой возьмите волшебную палочку. Делаете вдох носом («живот надувается»), останавливаетесь, задержав дыхание, а затем несильно подуйте на тренажер. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.

7 Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что нового узнали, что им понравилось делать. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка


2. Беседа о первоцветах.

[Расширение естественнонаучных и экологических представлений.

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник.

Н.В. Нищева

Посмотрите! Что за фокус?

Из-под снега вылез крокус.

На ветру озяб слегка,

Но прекрасней нет цветка.

Что вы можете сказать о крокусе? Какой он? Какие у него листики?

Дети. Он красивый, нежный. У него длинные листики.

Логопед. А вот это ветреница. Скоро она появится в парках и лесах.

На снежинки похожи цветки,

Как снежинки, белы и легки,

Как снежинки, изящны, прекрасны,

Ветерка дуновенью подвластны.

Расскажите об этом растении. Какие у него цветочки? На что они похожи? Какие листики?

Дети. У него белые цветочки. Они похожи на снежинки. У него очень красивые листики.

Цветы этого растения дарят маме Восьмого марта. Как вы думаете, что это за растение?

Дети. Это мимоза.

Логопед. Послушайте, как я расскажу его, а потом расскажем его все вместе.

Март. Еще стоят морозы,

Но весна не за горами.

Я пушистую мимозу

Подарил сегодня маме.

В. Нищева

Дети. Это мать-и-мачеха.

471

Логопед. Вы помните, какими были цветы мать-и-мачехи?

Дети. Они были желтыми.

Логопед. Что произошло с ними?

Дети. Теперь они белые.

Логопед. Верно. Цветы отцвели, и на их месте появились белые пушистые шарики. Скоро появятся и листья. Мы же говорили с вами о том, что листья появляются у мать-и-мачехи тогда, когда отцветут цветы. С одной стороны они мягкие и теплые, как руки мамы. А с другой стороны они гладкие и холодные, как руки мачехи. Давайте вспомним стихотворение об этом растении.

Дети.

Золотые лепестки, хрупкий стебелек

 Распустился у реки солнечный цветок.

Только тучка набежала — сжались лепесточки.

На зеленых лепестках круглые комочки.

Логопед. Как вы думаете, почему мать-и-мачеху называют солнечным цветком?

Дети. Она желтая, похожа на солнышко.4. Составление рассказа о подснежнике. [Развитие связной речи.]

Логопед убирает картинку с изображением крокуса и помещает на наборное полотно картинку с изображением подснежника.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали стихотворение, а теперь попробуем составить рассказ вот об этом цветке. Вы посмотрите на картинку и скажете, как называется этот цветок. Потом расскажете, какой он. Затем опишите, какие у него цветки, стебли, листики. А в конце рассказа можете напомнить, когда он цветет.

1-й ребенок. Это подснежник. Далее дети повторяют рассказ по очереди. Логопед предлагает им сравнить рассказы и выбрать самый лучший из них, а потом напоминает, что многие первоцветы занесены в Красную книгу и поэтому их нельзя собирать.

5. Игра «Веселые насекомые». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]

Логопед ставит на стол горшок с цветущей мать-и-мачехой, достает пластиковые фигурки насекомых.

Логопед. А теперь давайте поиграем с веселыми насекомыми. Они будут совершать действия, а вы будете рассказывать об этом. (Сажает божью коровку на цветок.) Где сидит божья коровка?

Дети. Она сидит на цветке.

Логопед прячет кузнечика под цветок.

465

Логопед. Где прячется кузнечик?

Дети. Он прячется под цветком.

Логопед держит бабочку над цветком.

Логопед. Где летает бабочка?

Дети. Бабочка летает над цветами.

Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание. Похлопайте себе.

4. Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха.]

Логопед приглашает детей за стол.

Логопед. А теперь игра «Что лишнее?» Я буду называть растения или то, что нужно делать с ними, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Крокус, капуста, подснежник, ветреница — что лишнее?

Дети. Капуста.

Логопед. Почему?

Дети. Это овощ.

Логопед. А все остальное?

Дети. Это весенние цветы.

Логопед. Верно. Рисовать, фотографировать, собирать, любоваться — какое слово лишнее?

Дети. Собирать.

Логопед. Почему?

Дети. Весенние цветы собирать нельзя.

Логопед. Верно. Молодцы.

2. Предварительная беседа. [Развитие диалогической речи.] Логопед ставит на столик перед детьми горшок с мать-и-мачехой.

Логопед. Как называется это растение?

8. Упражнения с массажными мячиками. [Развитие тактильных ощущений, пальцевой моторики, творческого воображения.]

Логопед раздает детям массажные мячики.

Логопед. Давайте представим, что мы тоже делали куличики из снега и у нас замерзли руки. Мячики помогут нам согреть их. Зажмите мячики в ладонях, сожмите их как можно крепче, разожмите (упражнение повторяется 3—5раз). Теперь положите один мячик, а второй покрутите между ладонями. (Упражнение повторяется 3—5раз.) И наконец, покрутите мячик пальцами вперед. Вот мы и согрели руки.

Логопед убирает мячики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной деятельности в средней группе по теме: «Первые весенние цветы».

1.     Расширять представления детей о характерных признаках весны.2.     Учить находить эти признаки самостоятельно.3.     Формировать пред...

Конспект НОД «Весеннее настроение» (Средняя группа)

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие....

Конспект образовательной деятельности для средней группы "Весенние цветы - первоцветы".

Тема: НОД по ознакомлению с природой «Весенние цветы - первоцветы»Цель:·Систематизация представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о первоцвет...

конспект комплексная занятие по развитие речи и аппликация. "Весенние цветы" Средня группа

Цель:Утачнить и расширить прдстовление о весених цветах.Развивать у детей речь ....

Конспект занятия "Весенняя сказка" средняя группа 2019 г.

Обогащать внутренний мир ребенка положительными эмоциями:...

Конспект НОД "Весенний ручеек" средняя группа

Конспект НОД "Весенний ручеек" средняя группа...