Логопедическая консультационная помощь родителям детей с ОНР, направленная на развитие лексико-грамматического строя речи.
консультация по логопедии (старшая группа)

Дмитриева Марина Евгеньевна

Статья посвящена вопросам оказания логопедической консультационной помощи родителям детей с ОНР, направленной на развитие лексико-грамматического строя речи. В работе рассматриваются теоретические основы данной проблемы, значение родительского участия в процессе коррекции, а также предлагаются конкретные формы взаимодействия логопеда с родителями и практические рекомендации, которые могут быть использованы в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация47.15 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая консультационная помощь родителям детей с ОНР, направленная на развитие лексико-грамматического строя речи.

Выполнила учитель –логопед :

 Дмитриева М. Е.

г. Дзержинск, 2025

Современное дошкольное образование направлено не только на всестороннее развитие личности ребенка, но и на раннее выявление и коррекцию различных отклонений в развитии, в том числе речевых нарушений. Одним из наиболее распространенных речевых диагнозов в дошкольном возрасте является общее недоразвитие речи (ОНР), которое характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Особенно выражены трудности в формировании лексико-грамматического строя речи, что существенно затрудняет полноценное общение ребенка и влияет на его социальную адаптацию и успешность в обучении.

Одним из важнейших условий эффективной коррекции речевых нарушений у детей с ОНР является активное участие семьи, прежде всего родителей. Именно родители находятся рядом с ребенком ежедневно, и от их речевого поведения, речевой среды в семье, осведомленности и готовности к сотрудничеству с логопедом зависит успех коррекционной работы.

Статья посвящена вопросам оказания логопедической консультационной помощи родителям детей с ОНР, направленной на развитие лексико-грамматического строя речи. В работе рассматриваются теоретические основы данной проблемы, значение родительского участия в процессе коррекции, а также предлагаются конкретные формы взаимодействия логопеда с родителями и практические рекомендации, которые могут быть использованы в домашних условиях.

Цель работы – раскрыть содержание логопедической консультации для родителей детей с ОНР с акцентом на развитие лексико-грамматического строя речи.

Задачи работы:

1. Проанализировать особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР;
2. Рассмотреть роль родителей в коррекционном процессе;
3. Описать формы и методы логопедического консультирования родителей;
4. Предложить практические рекомендации, упражнения и игры, направленные на формирование лексико-грамматических навыков у детей.


Теоретические основы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Понятие общего недоразвития речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это форма речевого нарушения, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематического восприятия, лексики, грамматического строя и связной речи. Данное нарушение наблюдается у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но с ярко выраженными трудностями в речевом развитии.

ОНР чаще всего диагностируется у детей дошкольного возраста и классифицируется по уровням речевого развития:

I уровень — речь практически отсутствует или представлена нечленораздельными звуками и отдельными словами;
II уровень — речь носит элементарный характер, фраза проста и аграмматична;

III уровень — речь относительно развернута, но сохраняются грубые нарушения лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов.

По мнению Р. Е. Левиной, ОНР — это системное недоразвитие речи, при котором нарушены как смысловая, так и формальная стороны речи, и ребенок испытывает трудности в выражении своих мыслей словами, построении фраз, употреблении различных грамматических конструкций.

Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Лексико-грамматический строй речи — это совокупность лексических единиц (слов) и грамматических средств (морфем, форм, конструкций), используемых в устной и письменной речи. У детей с ОНР данный компонент сформирован недостаточно, что выражается в следующих особенностях:

1. Ограниченный словарный запас
   Дети с ОНР слабо ориентируются в значениях слов, употребляют ограниченное количество лексических единиц, часто заменяют слова обобщенного значения конкретными (например, вместо «мебель» говорят «стул» или «диван»).

2. Недостаточная активизация словаря
   Даже если ребенок знает слово пассивно (может его понять), он может не использовать его в активной речи. Нарушена активизация синонимов, антонимов, слов с переносным значением.

3. Аграмматизмы
   Наиболее яркое проявление ОНР — аграмматизмы, то есть нарушение грамматической структуры речи. У детей наблюдаются ошибки в согласовании слов в роде, числе и падеже («красивый девочка», «у собака», «я ходилал»), замены глагольных форм, нарушения в употреблении предлогов.

4. Нарушение словообразования
   Дети с ОНР с трудом образуют новые слова, особенно уменьшительно-ласкательные, прилагательные, глаголы от существительных. Ошибки часто механистические, нелогичные («петух — петушата», «ехать — еханый»).

5. Стереотипность речи
   Речь ребенка может быть шаблонной, с частым повторением одних и тех же конструкций. Отсутствует гибкость в подборе слов и построении высказываний.

6. Недостаточное понимание грамматических форм
   Ребенок может не различать значения фраз, зависящие от грамматических категорий. Например, не чувствует разницу между фразами «мальчик рисует» и «мальчика рисуют».

Такие трудности обуславливают необходимость целенаправленной коррекционной работы, направленной на формирование правильного лексико-грамматического строя речи. Важным условием в этом процессе является активное участие родителей, которое позволяет закреплять полученные навыки в повседневном общении и создавать благоприятную речевую среду.


Лексико-грамматический строй речи формируется у ребенка постепенно и поэтапно. Нормальное развитие предполагает освоение ребенком:

разнообразного словаря (лексики),
правильных грамматических форм слов (морфология),
навыков построения предложений (синтаксис),
понимания и использования связной речи.

У детей с общим недоразвитием речи эти процессы задерживаются или протекают с нарушениями, что сказывается как на понимании речи, так и на собственных высказываниях ребенка.

Причины таких нарушений могут быть различны, в том числе:

органические поражения ЦНС;

внутриутробная гипоксия или травмы в родах;
психоневрологические особенности развития;
недостаточная речевая стимуляция в раннем возрасте;
дефицит общения или педагогической запущенности.
У детей с ОНР нередко отмечается ограниченность в использовании существительных, прилагательных и глаголов. Преобладают конкретные слова, обозначающие предметы ближайшего окружения. Абстрактная лексика почти не используется.

Примеры типичных затруднений:

Не могут назвать обобщающее слово («овощи» вместо «морковь, картофель, свекла»).
Заменяют слова неточными аналогами («большой» вместо «высокий», «широкий»).
Трудности в подборе антонимов, синонимов.
Замены слов при назывании предметов: «это не карандаш, а такая палка».

Дети с ОНР часто совершают ошибки в согласовании слов:

Род: «моя папа, он красивая»;
Число: «два собака, много карандаш»;
Падеж: «у девочка платье, на столе книжка лежит».

Также нарушается употребление глагольных форм:

Ошибки в спряжении: «я ходила (вместо ходил), он кушают (вместо кушает)»;
Затруднения в передаче временных форм: «вчера он идет, завтра пошел».

Огромную трудность представляют предлоги. Они могут опускаться, заменяться или использоваться неправильно:
Я иду бабушка (вместо «к бабушке»), он рисует на стол (вместо «на столе»).

Существенно страдает порядок слов в предложении, особенно в длинных фразах. Предложения строятся по упрощённым шаблонам:

«Мальчик рисует.»
«Я играть.»
«Кошка лезет дерево.»

Такая речь называется телеграфной, когда в предложении сохраняются только ключевые слова, а грамматическая структура отсутствует или сильно нарушена.

Связь между уровнем развития лексико-грамматических навыков и связной речью

Проблемы лексико-грамматического строя речи неразрывно связаны с нарушениями связной речи. У детей с ОНР затруднено составление логически последовательных рассказов по картинкам, затруднено описание событий, передача логических связей между действиями. Нередко такие дети:
пропускают важные детали,
нарушают хронологию событий,
не могут грамматически правильно связать предложения между собой.
Речь может быть скомканной, односложной, фрагментарной. Дети могут ограничиваться фразами:
«Он пошел. Потом собака. Он упал. И все.»
Это делает речевое общение с окружающими трудным, снижает мотивацию к речевой активности, формирует у ребенка чувство неуверенности и дискомфорта при необходимости высказываться.
Таким образом, лексико-грамматические нарушения при ОНР представляют собой системные отклонения, которые требуют комплексной и своевременной коррекции. Работа по их преодолению должна начинаться как можно раньше и обязательно включать:
индивидуальные занятия с логопедом,
регулярную практику в домашних условиях,
формирование активной речевой среды.

Особое внимание следует уделить вовлечению родителей в коррекционный процесс, ведь именно они могут обеспечить непрерывное речевое развитие ребенка в повседневной жизни — через игры, разговоры, чтение книг, совместные занятия.

Роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Значение семейного окружения для речевого развития
Речевая среда, в которой растет ребенок, оказывает существенное влияние на его речевое и психическое развитие. Наиболее значимой частью этой среды является семья, так как именно в ней ребенок получает первые речевые впечатления, учится общению, перенимает модели речевого поведения взрослых.

Для ребенка с общим недоразвитием речи роль семьи особенно важна, так как он требует постоянного речевого сопровождения, повторений, пояснений, положительного подкрепления и эмоциональной поддержки. Родители становятся первыми и постоянными партнерами по речевому взаимодействию. От того, насколько осознанно и активно они участвуют в процессе коррекции, зависит эффективность всей логопедической работы.

По мнению Н.С. Жуковой, роль родителей заключается не только в том, чтобы выполнять рекомендации логопеда, но и в создании благоприятной атмосферы, побуждающей ребенка к речевой активности. Эмоциональный комфорт, терпение, уважение к возможностям ребенка и вера в его успех — важнейшие условия успешной коррекции.


Нередко родители, столкнувшись с трудностями в развитии речи у ребенка, совершают непроизвольные ошибки, которые не только не способствуют, но и могут тормозить развитие речи:

Гиперопека — родители стараются угадать желания ребенка, не давая ему возможности выразить их словами. Это снижает мотивацию к речевой активности.
Игнорирование проблемы — некоторые родители считают, что «всё само пройдет» или «заговорит, когда пойдет в школу». Такое отношение приводит к упущенному времени.
Неверная речевая модель — взрослые сами используют упрощенную или искаженную речь, подражая ребенку: «бибика», «ам-ам», «собачка гав-гав» — что не способствует формированию правильных речевых навыков.
Наказание за ошибки — если ребенок боится говорить из-за страха быть осмеянным или наказанным за ошибки, он замыкается и теряет интерес к речевому общению.
Все это подчеркивает необходимость систематического консультирования родителей и их активного включения в коррекционный процесс.

Логопедическое консультирование родителей включает в себя различные формы и методы работы, цель которых — повысить уровень их педагогической компетентности, обучить эффективным способам речевого взаимодействия с ребенком и наладить сотрудничество между специалистом и семьей.

Основные формы работы:

Индивидуальные консультации — проводятся по мере необходимости, направлены на разбор конкретных трудностей ребенка, обсуждение методик, подбор индивидуальных заданий;
Групповые консультации и семинары — логопед знакомит родителей с теорией, демонстрирует упражнения, организует обсуждение типичных проблем;
Совместные занятия — родитель вместе с ребенком участвует в логопедическом занятии, наблюдает методы работы, затем применяет их дома;
Папки-передвижки, буклеты, памятки — информационные материалы, которые кратко и наглядно доносят до родителей алгоритмы действий и рекомендации.
Работа логопеда должна строиться на принципах доверия, уважения и сотрудничества. Родители не должны чувствовать себя «непрофессионалами», а, напротив, — полноправными участниками коррекционного процесса.

Чтобы помочь ребенку с ОНР развивать лексико-грамматический строй речи, родители могут организовать дома специальную речевую среду, включающую:

Постоянное речевое общение — комментирование повседневных действий, называние предметов, проговаривание своих и детских поступков;
Совместное чтение — чтение и пересказ сказок, обсуждение прочитанного, задавание вопросов по содержанию;
Сюжетно-ролевые игры — "магазин", "больница", "поездка" и другие игры с использованием разнообразной лексики и речевых конструкций;
Дидактические игры — подбор предметов по цвету, форме, назначению; составление предложений по картинкам; игры на определение падежей, рода, числа;
Использование визуальных подсказок — карточки, схемы, таблицы, иллюстрации;

Развитие мелкой моторики — лепка, мозаика, шнуровки, т.к. она связана с развитием речи.


Практические рекомендации для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Успех коррекционной работы при общем недоразвитии речи во многом зависит от слаженного взаимодействия логопеда, ребенка и родителей. Речевая практика вне логопедических занятий — в домашних условиях — играет ключевую роль в закреплении речевых навыков. Ниже приведены практические рекомендации, которые помогут родителям системно и эффективно помогать ребенку в развитии лексико-грамматического строя речи.

Что делать:

Повседневно называйте все, что окружает ребенка: предметы, действия, состояния, эмоции.
Используйте разнообразную лексику (например, не просто «машина», а «грузовик», «пожарная машина», «легковая» и т.д.).
Играйте в игры «Кто больше назовет…» (предметов мебели, видов животных, транспорта).
Учите ребенка классифицировать: фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель, дикие и домашние животные.
Придумывайте вместе с ребенком названия предметов по их описанию (угадай предмет по описанию).

Важно: всегда давайте четкое и правильное речевое оформление: *«Это не просто собака, это большая пушистая овчарка».*

Для закрепления категории рода, числа и падежа:

Играйте в игру «Кто что делает?» с использованием разных существительных и глаголов: «Мальчик прыгает. Девочка поёт. Лиса бежит». Учите изменять слова по падежам с помощью сюжетных картинок и игрушек: «Поставь кубик НА стол», «Дай кукле яблоко», «Иди К дедушке». Используйте матрёшки, куклы и машинки для закрепления рода (*большой грузовик – он; красивая кукла – она).

Для обучения словоизменению:

Составляйте с ребенком предложения, изменяя формы слов:
  Один мяч – два мяча – много мячей.
  Девочка читает – девочки читают.
  Кошка спит – у кошки домик.

Для развития навыков согласования слов:

Подбирайте к существительным подходящие прилагательные:
  «Зелёный мяч, вкусное яблоко, большая машина».

Практические упражнения:

Описывайте с ребенком картинки и фотографии, задавайте вопросы: «Кто на картинке? Что он делает? Какой он? Где это происходит?»
Попросите рассказать, что было в детском саду или на прогулке.
Пересказывайте короткие сказки, мультфильмы, реальные события.
Составляйте рассказы по сериям картинок, начиная с двух–трех изображений.
Используйте опорные схемы или слова (например, «Кто? Что делает? Где? Что потом?»).

Важно: не перебивайте и не поправляйте ребёнка слишком строго — поддерживайте его попытки говорить, мягко направляя в нужное русло.

1. «Четвёртый лишний»
   Ребёнку предлагаются 4 слова, среди которых одно не подходит по смыслу (например: «кошка, собака, волк, машина»). Задание — найти лишнее слово и объяснить, почему.

2. «Закончи предложение»
   Начинайте фразу: «На столе лежит...», «В лесу растет...», «Зимой дети...», а ребёнок должен её закончить правильно.

3. «Кто что делает?»
   Вы называете существительное, а ребёнок подбирает глагол: *птица – летает, кот – мяукает, повар – готовит.

4. «Исправь ошибку»
   Вы специально допускаете ошибки в предложениях, а ребенок должен их исправить:
   «Мама варит супа. (Суп.)»
   «Он идти на улицу. (Идёт.)»

5. «Скажи наоборот»
   Игра на антонимы: *высокий – низкий, тёплый – холодный, добрый – злой.*

Установите режим занятий: лучше ежедневно по 10–15 минут, чем долго, но раз в неделю.
Выбирайте время, когда ребенок бодр и спокоен.
Включайте задания в игровую форму — это снижает напряжение и повышает мотивацию.
Хвалите даже за попытку: *«Ты молодец, почти правильно! Давай еще раз вместе»
Делайте паузу, если у ребенка усталость или потеря интереса.

Закрепляйте успех в бытовых ситуациях: прогулка, покупка, уборка — всё можно превратить в речевую практику.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из важнейших задач в коррекционной педагогике и логопедии. Лексика и грамматика составляют основу речевой деятельности, поэтому их несформированность значительно снижает коммуникативные и познавательные возможности ребёнка, затрудняет обучение в школе и ограничивает взаимодействие с окружающим миром.

Особое место в процессе коррекции занимает семья. Именно родители находятся рядом с ребёнком ежедневно, именно они способны создать речевую среду, способствующую закреплению навыков, полученных на логопедических занятиях. Однако для эффективного участия в этом процессе родителям необходимо понимание особенностей речевого развития при ОНР, владение методиками и приёмами коррекционной работы, а также постоянная поддержка со стороны логопеда.

Практика показывает, что грамотно организованная работа с родителями, включающая регулярные консультации, обучение приёмам домашней работы, участие в совместных занятиях, даёт положительные результаты и ускоряет процесс речевой коррекции.

Таким образом, реализация системного подхода, включающего взаимодействие логопеда, родителей и ребёнка, позволяет добиться наиболее высоких результатов в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и подготовить их к успешному обучению и социализации.

Список использованной литературы

1. Жукова Н.С. Общее недоразвитие речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 2010.

2. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей и методы их коррекции. — М.: Академия, 2012.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Логопедическая работа при общем недоразвитии речи у дошкольников. — М.: Владос, 2014.

4. Волкова Г.А. Логопедия: Учебное пособие для студентов. — СПб.: Питер, 2015.

5. Емельянова Л.И. Развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР. — М.: Аркти, 2016.

6. Кондратенко Н.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2017.

7. Лопатина Л.В., Нечаева Л.А. Логопедические занятия с детьми: Методическое пособие для родителей и педагогов. — М.: Сфера, 2018.

8. Азова И.В. Игровая логопедия: Коррекция нарушений речи через игру. — М.: Владос, 2020.

9. Глухов В.П. Теория и методика логопедии. — М.: Академия, 2021.

10. Туманова Т.В. Консультации логопеда для родителей детей с речевыми нарушениями. — СПб.: Детство-Пресс, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связной и связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с № 31 Фадеева Я.А.

Конспект занятия в подготовительной группекомпенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связнойи связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связной и связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с № 31 Фадеева Я.А.

Конспект занятия в старшей группекомпенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связнойи связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с № 31 Фад...

игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Буклет содержит игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи дошкольника...

Игры с мячом, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи.

Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики...

Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи

Предлагаю для коррекционной работы учителя - логопеда, дидактические игры на развитие всех сторон речи....

Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНРКартотека игр и упражнений  направленных  на  расширение, обогащение, активизацию сло...