Применение игровых технологий на индивидуальных логопедических занятиях по грамоте в средней группе для детей с ТНР.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Нестеренко Ирина Алексеевна

Создание благоприятной, мотивирующей и эффекивной среды для формирования начальных навыков грамоты у детей  средней группы с речевыми нарушениями посредством игровых технологий, напрвленное на подготовку к успешному освоению чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_u.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых техник на индивидуальных логопедических занятиях

по грамоте в средней группе для детей с ТНР.

Тема: Звук и буква У.

Цели:

Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук». продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква». Выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста. Закрепление понятий «звук», «слово».

Коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов.

Коррекционно-воспитывающие: прививать интерес к занятию, желание сотрудничать с педагогом.

 Оборудование: предметные картинки; красный домик; буква У; полоски, разделенные на три части и буква У к этим полоскам; красивая коробочка; картинки: утюг, утенок, удочка, улитка, утка.

                                                       Ход занятия.

1. Логопед предлагает ребенку произнести звук, который он услышит.  

   Эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук ты услышал в слове Уля? (звук У). Где ты можешь услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодец. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!- тоненьким голоском, тихо).

А как же получается звук у, как мы его произносим? Посмотри в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положит руку на горлышко и произнеси звук [у]– горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает.   Звук [у] – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спой этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике.

Логопед показывает ребенку красный домик и красный кружок.

Нажми пальчиком на кружочек, оживите его.

Сегодня ты будешь произносить много слов со звуком У.

3. Игра «Поймай звук».

  А сейчас ты будешь ловить звук [у] ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук [у] – тогда ты его поймаешь. Другие звуки ловить не нужно.

У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…

 (Если ребенок ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем)

4. Загадки.

  - Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки. Отгадай загадки, и ты узнаешь, что в коробочке. 

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.  (Удочка). Выставляется картинка.

 - Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где ты услышал звук [У] – в начале или в конце слова? (В начале слова).  (Ребенок нажимает пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова)

  - Слушай следующую загадку.

  Сама ползет, на себе дом везет.

  Это… (улитка). Выставляется картинка. 

  - У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки).

 Покажи пальчиком, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? Звук [У]

  - Слушай следующую загадку.

Ходит вперевалочку, плавает, ныряет,

На пруду и в речке пищу добывает».

Кто это? (Утка). Выставляется картинка. 

Покажите на полоске, где находится звук [У]? В начале слова.

Утка здесь не одна, с кем она?  - С утятами. У нее много… (утят).

 - Сосчитай, сколько их. (Три утенка, пять утят).

Слушай следующую загадку.

Пар клубится над столом,
Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем.  

Это… (утюг)

 - Покажите на полоске, где находится звук [У]? В начале слова.

Оля слушает в лесу, 
Как кричат кукушки. 
А для этого нужны 
Нашей Оле…(Ушки)

 - Покажите на полоске, где находится звук [У]? В начале слова.

 - Что ты сейчас мне подсказывал? (Слова).

 - Ты подсказал много слов, и все они звучат по-разному.  Какие слова ты сказал? (Утюг, утенок, ушки, улитка, утка).

5.Динамическая пауза.

   Он плывет по простыне,                    

   Как кораблик по волне.                      

   Он хозяйкам добрый друг                  

   Электрический…(утюг).  

 Имитация работы с утюгом. Чем ты гладишь? (Утюгом).

6. Игра «Будь внимательным».

Логопед предлагает ребенку выбрать слова со звуком [У] из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

 - В каких словах ты услышал звук [У]

7. Буква У. Выставляется домик для гласных звуков и буква У.

 Логопед знакомит ребенка с буквой.

 - Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать.

Буква У будет жить в красном домике, потому что звук [у] – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Ребенок по образцу выкладывает из палочек букву У.

   8.Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...

«Использование информационно - коммуникационных технологий на индивидуальных логопедических занятиях»

Статья об использовании интернет-ресурсов на логопедическом занятии в ДОУ...

Публикация "Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях"

quot;Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях"/ Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей/ отв. и научн...

КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р).

Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р). С помощью путешествия с Гномом по любимой книге, Лепбуку, с  увлекательными заданиями автоматизируется звук -Р- изолированно, в словах, фразовой...

Статья "Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях"

Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы...

Конспект логопедического занятия «Поможем Снеговичку» в средней группе для детей 4-5 лет с ОНР.

логопедическое занятие для детей с ОНР 4-5 лет  "Поможем Снеговичку" (обобщение знаний по теме "Зима")...