Особенности развития старших дошкольников со стёртой дизартрией
статья по логопедии (старшая группа)
Дизартрия является нарушением произносительной стороны речи, вызванное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития старших дошкольников со стёртой дизартрией
Дизартрия является нарушением произносительной стороны речи, вызванное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Патогенез дизартрии обусловливается дефектом, возникающим в результате органического поражения центральной и периферической нервной систем, возникающих под влиянием разнообразных неблагоприятных факторов, актуализирующийся во время внутриутробного развития, родовой активности и постнатального периода. Дети, страдающие от детского церебрального паралича, наиболее подвержены данному нарушению речи.
Уровень проявления дизартрии определяется характером и степенью поражения центральной нервной системы. Следует отметить, что дизартрия может иметь три степени выраженности: тяжёлую, среднюю и лёгкую.
В случае тяжёлой степени дизартрии, которая также известна как анартрия, наблюдается полное или почти полное отсутствие звукопроизношения вследствие паралича речедвигательных мышц.
Средняя степень дизартрии характеризуется заметными нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи.
Для обозначения лёгкой степени дизартрии используются различные термины, такие как "минимальные дизартрические расстройства" (согласно работе И. Б. Карелиной), или "стертая" дизартрия (подразумеваются неявные (стертые) парезы мышц артикуляционного аппарата, которые оказывают влияние на процесс произношения в соответствии с исследованиями Е.Ф. Соботович, Л. В. Лопатиной), и другими авторами.
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая в результате невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).
Основное проявление стертой дизартрии заключается в упорном нарушении произношения звуков, которое сложно поддаётся коррекции. Наиболее распространённые признаки включают искажения и отсутствие целых групп звуков, чуть реже — замену звуков. Некоторые специфические особенности могут включать межзубный и боковой сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, лямбдацизм, а реже — дефекты оглушения и озвучивания.
При дизартрии у детей нарушается работа органов артикуляции, таких как мышцы языка, губ, мягкого нёба, гортани (голосовых складок) и дыхательных мышц. Это воздействие отрицательно сказывается на общей, ручной и артикуляционной моторике, что, в свою очередь, ухудшает способность к произношению речи.
Интенсивность мышц речевого аппарата у детей со стертой дизартрией может снижаться, приводя к быстрой усталости. Когда ребёнок подвергается функциональным нагрузкам, качество артикуляционных движений ухудшается. Иногда ребёнок не способен осознать, насколько его мышцы речевого аппарата напряжены или расслаблены, а иногда он делает необязательные сильные движения или испытывает некорректные артикуляционные установки. В результате, в процессе общения происходит искажение звуков, их смешение, и, как результат, ухудшается просодическая сторона речи.
Дети с данной проблемой также сталкиваются с трудностями при произношении слов сложной слоговой структуры, сокращая звуконаполняемость и иногда опуская некоторые звуки при стечении согласных. Просодические элементы речи также нарушены у детей старшего дошкольного возраста. Нечёткость и смазанность речи, нарушения темпа речи, будь то ускоренный (тахилалия) или замедленный (брадилалия), являются типичными. При формулировании фразы могут проявляться нечёткости, незаконченность высказывания, непоследовательное распределение смысловых акцентов и нарушение пауз. Звуки и слова могут быть пропущены, иногда встречается бормотание в конце фразы.
Дети старшего дошкольного возраста с дизартрией обычно имеют множественные нарушения в фонетическом аспекте речи. Частичное нарушение фонематического восприятия также наблюдается и связано со звуками, которые искажены или отсутствуют в речи. Одной из особых черт фонематического восприятия при дизартрии является то, что дети чётко распознают ошибки в произношении в речи других, но не осознают свои собственные.
Дети со стёртой дизартрией испытывают определённые трудности в развитии моторики. Их двигательные навыки отстают, а движения характеризуются недостаточной гибкостью и неуклюжестью. Они ограничены в своей возможности воспроизвести нужные движения и быстро утомляются при выполнении активных задач. Дети имеют затруднения в подражании движениям, например, в имитации хода солдата. Они испытывают трудности в освоении навыков самообслуживания, таких как застёгивание пуговиц и развязывание шарфов. Также наблюдаются трудности при выполнении заданий, связанных с рисованием, лепкой, аппликацией и манипуляцией мелкими предметами. Эти трудности могут отразиться на их письменных навыках в последующем.
Мышление, эмоционально-волевая сфера, память, внимание, у детей со стёртой дизартрией снижены. У детей имеются нарушения памяти. Это становится очевидным при внимательном наблюдении за их способностью запоминать и удерживать лексический материал, который быстро забывается.
Отвлекаемость внимания - ещё одно общее наблюдение у детей с дизартрией. Замечено, что дети становятся слишком рассеянными, им сложно концентрироваться на определённой задаче или виде деятельности. Эмоционально-волевая сфера тоже переживает нарушения, которые выражаются в быстрой утомляемости нервной системы и частой смене настроений. Дети часто проявляют раздражительность, слезливость. Любое умственное усилие может привести к выраженной утомляемости у этих детей. Существует ещё одна группа детей, которую можно охарактеризовать как склонных к страху и замедленность реакции в неизвестной среде. Они избегают проблем, плохо приспосабливаются к новым условиям, их можно охарактеризовать как пассивных, чувствительных и зависимых от внешнего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией и методы ее коррекции».
Изучение особенностей фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией по данным литературы.реферат предназначен для педагогов логогрупп ....

Особенности развития фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией
В статье содержится информация о проблемах в формировании фонематических функций, возникающих у детей со стёртой дизартрией....

Проект «Развитие мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития»
Актуальность обусловлена необходимостью изучения нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте состо...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией
Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...

Логопедическая работа по формированию звукослоговой структуры слова у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии.
В данной статье представлен комплекс игр и упражнений, направленный на формирование слоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией. Предполагает применение дифференцированного подхода к...
Особенности формирования звукопроизношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией
В норме у старших дошкольников продолжается совершенствование звукопроизношения. Звукопроизношение является процессом формирования речевых звуков, осуществляемым через действие генеративной (гол...
Использование речевых игр в коррекционной работе по формированию произношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией
В коррекционной работе применение игровых методов демонстрирует существенные преимущества, сглаживая негативные проявления у детей, вызванные речевыми нарушениями.Игровые подходы становятся основопола...