Использование речевых игр в коррекционной работе по формированию произношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией
статья по логопедии (старшая группа)
В коррекционной работе применение игровых методов демонстрирует существенные преимущества, сглаживая негативные проявления у детей, вызванные речевыми нарушениями.
Игровые подходы становятся основополагающими инструментами при работе с дошкольниками. Вовлечение в игру стимулирует активный интерес и непринуждённую обстановку, тем самым, формируя условия для коммуникации, соответствующие психологическому уровню развития ребёнка. В такой форме взаимодействия уникальность личности каждого ребёнка проявляется наиболее ярко, в то время как поощряются развитие чувства коллективности, взаимопонимания и творческой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование речевых игр в коррекционной работе по формированию произношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией
В коррекционной работе применение игровых методов демонстрирует существенные преимущества, сглаживая негативные проявления у детей, вызванные речевыми нарушениями.
Игровые подходы становятся основополагающими инструментами при работе с дошкольниками. Вовлечение в игру стимулирует активный интерес и непринуждённую обстановку, тем самым, формируя условия для коммуникации, соответствующие психологическому уровню развития ребёнка. В такой форме взаимодействия уникальность личности каждого ребёнка проявляется наиболее ярко, в то время как поощряются развитие чувства коллективности, взаимопонимания и творческой деятельности.
Игра – один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.
Разнообразие игр может быть охарактеризовано по нескольким критериям:
- Основываясь на содержании, игры могут быть разделены на такие категории, как:
- Игры для расширения знаний о мире;
- Игры на природоведческую тематику;
- Речевые игры;
- Игры, направленные на развитие психических процессов;
- Математические игры;
- Сенсорные игры;
- Музыкальные игры и др.
- Используемые дидактические материалы также определяют тип игры:
- Игры с использованием объектов и игрушек;
- Словесные игры;
- Настольные и печатные игры.
- Взаимоотношение с детьми и организация игр может быть представлена через:
- Игры-загадки;
- Игры-путешествия;
- Игры-беседы;
- Игры-поручения;
- Игры-предположения и др.
- Когнитивный интерес детей охватывает:
- Интеллектуальные игры;
- Регулятивные игры;
- Эмоциональные игры;
- Творческие игры;
- Социальные игры и др.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, речевые игры получают особое внимание. Такие игры направлены на всестороннее развитие речи. Суть речевой игры состоит в отсутствии материального компонента.
Речевая игра – это разновидность игры c полным отсутствием материального компонента, такая игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия. Интеракция участников основывается исключительно на речевом обмене, описывающем действия.
На всех этапах работы с детьми речевые игры являются эффективным метолом. Они охватывают различные аспекты речевого развития, такие как лексика, грамматика и связь, а также помогают развивать артикуляционный аппарат и корректировать звукопроизношение.
Речевые игры внесли значительный вклад в сферу коррекционной работы, так как их систематическое использование позволяет эффективно достигать главных целей, таких как:
- Психологическая подготовка детей к речевому общению.
- Повторение и закрепление речевого контента.
- Развитие навыков выбора нужного речевого материала.
- Поддержка активного общения.
- Стимулирование зрительно-звукового внимания.
- Расширение лексического словаря.
- Работа с грамматическими конструкциями.
- Совершенствование фонематического восприятия.
- Формирование связной речи.
- Развитие моторики речевого аппарата.
Существуют разнообразные виды речевых игр:
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения по многократному повторению звуков.
- Логоритмические упражнения.
- Игры, призванные повторять и закреплять лексический материал.
Проведение речевых игр для детей со стёртой дизартрией имеет свои принципы:
Проведение речевых игр для детей, страдающих от стёртой дизартрии, требует строгого следования определённым принципам:
Следует начать с принципа систематичности. Несмотря на привлекательность отдельных игр, эффективность их обучающего и развивающего влияния невозможно достигнуть без их внедрения в последовательную и усложняющуюся структуру игр.
Важность принципа повторяемости не может быть недооценена, учитывая сложности, которые могут возникнуть у дошкольника при получении новых знаний из-за отсутствия опыта, устоявшихся понятий и методов освоения информации. Всего этого можно достичь с помощью повторения.
Третий принцип - наглядности, включает в себя использование образов, так как дети дошкольного возраста склонны к наглядно-действенному восприятию. Следовательно, максимальное использование игрушек, изображений и конкретных предметов в речевых играх является желательным.
Следует подчеркнуть значение речевых игр в контексте сенсорного и когнитивного прогресса. Они стимулируют улучшение восприятия, обучение разбору, сопоставлению и классификации изображений и объектов, помогают овладеть лексическими и грамматическими аспектами родного языка и укрепляют полученные знания. Это является основой для формирования у детей речевых навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу
В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Использование игровых технологий в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у дошкольников с речевыми нарушениями
Статья об актуальности использования игровых технологий в корреклионной работе учителя - логопеда по формированию фонематических представлений у дошкольников имеющих речевые нарушения. В статье ...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией
Метадические рекомендации, необходимые в процессе коррекционно-логопедической работы для формирования фонематических функций....

Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.
АннотацияВ статье рассмотрены особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определены этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопро...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией
Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...
Особенности развития старших дошкольников со стёртой дизартрией
Дизартрия является нарушением произносительной стороны речи, вызванное недостаточностью иннервации речевого аппарата....
Особенности формирования звукопроизношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией
В норме у старших дошкольников продолжается совершенствование звукопроизношения. Звукопроизношение является процессом формирования речевых звуков, осуществляемым через действие генеративной (гол...