Использование речевых игр в коррекционной работе по формированию произношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией
статья по логопедии (старшая группа)

В коррекционной работе применение игровых методов демонстрирует существенные преимущества, сглаживая негативные проявления у детей, вызванные речевыми нарушениями.

Игровые подходы становятся основополагающими инструментами при работе с дошкольниками. Вовлечение в игру стимулирует активный интерес и непринуждённую обстановку, тем самым, формируя условия для коммуникации, соответствующие психологическому уровню развития ребёнка. В такой форме взаимодействия уникальность личности каждого ребёнка проявляется наиболее ярко, в то время как поощряются развитие чувства коллективности, взаимопонимания и творческой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование речевых игр в коррекционной работе по формированию произношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией

 

В коррекционной работе применение игровых методов демонстрирует существенные преимущества, сглаживая негативные проявления у детей, вызванные речевыми нарушениями.

Игровые подходы становятся основополагающими инструментами при работе с дошкольниками. Вовлечение в игру стимулирует активный интерес и непринуждённую обстановку, тем самым, формируя условия для коммуникации, соответствующие психологическому уровню развития ребёнка. В такой форме взаимодействия уникальность личности каждого ребёнка проявляется наиболее ярко, в то время как поощряются развитие чувства коллективности, взаимопонимания и творческой деятельности.

Игра – один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Разнообразие игр может быть охарактеризовано по нескольким критериям:

  1. Основываясь на содержании, игры могут быть разделены на такие категории, как:
  • Игры для расширения знаний о мире;
  • Игры на природоведческую тематику;
  • Речевые игры;
  • Игры, направленные на развитие психических процессов;
  • Математические игры;
  • Сенсорные игры;
  • Музыкальные игры и др.
  1. Используемые дидактические материалы также определяют тип игры:
  • Игры с использованием объектов и игрушек;
  • Словесные игры;
  • Настольные и печатные игры.
  1. Взаимоотношение с детьми и организация игр может быть представлена через:
  • Игры-загадки;
  • Игры-путешествия;
  • Игры-беседы;
  • Игры-поручения;
  • Игры-предположения и др.
  1. Когнитивный интерес детей охватывает:
  • Интеллектуальные игры;
  • Регулятивные игры;
  • Эмоциональные игры;
  • Творческие игры;
  • Социальные игры и др.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, речевые игры получают особое внимание. Такие игры направлены на всестороннее развитие речи. Суть речевой игры состоит в отсутствии материального компонента.

Речевая игра – это разновидность игры c полным отсутствием материального компонента, такая игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия. Интеракция участников основывается исключительно на речевом обмене, описывающем действия.

На всех этапах работы с детьми речевые игры являются эффективным метолом. Они охватывают различные аспекты речевого развития, такие как лексика, грамматика и связь, а также помогают развивать артикуляционный аппарат и корректировать звукопроизношение.

Речевые игры внесли значительный вклад в сферу коррекционной работы, так как их систематическое использование позволяет эффективно достигать главных целей, таких как:

  • Психологическая подготовка детей к речевому общению.
  • Повторение и закрепление речевого контента.
  • Развитие навыков выбора нужного речевого материала.
  • Поддержка активного общения.
  • Стимулирование зрительно-звукового внимания.
  • Расширение лексического словаря.
  • Работа с грамматическими конструкциями.
  • Совершенствование фонематического восприятия.
  • Формирование связной речи.
  • Развитие моторики речевого аппарата.

Существуют разнообразные виды речевых игр:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения по многократному повторению звуков.
  • Логоритмические упражнения.
  • Игры, призванные повторять и закреплять лексический материал.

Проведение речевых игр для детей со стёртой дизартрией имеет свои принципы:

Проведение речевых игр для детей, страдающих от стёртой дизартрии, требует строгого следования определённым принципам:

Следует начать с принципа систематичности. Несмотря на привлекательность отдельных игр, эффективность их обучающего и развивающего влияния невозможно достигнуть без их внедрения в последовательную и усложняющуюся структуру игр.

Важность принципа повторяемости не может быть недооценена, учитывая сложности, которые могут возникнуть у дошкольника при получении новых знаний из-за отсутствия опыта, устоявшихся понятий и методов освоения информации. Всего этого можно достичь с помощью повторения.

Третий принцип - наглядности, включает в себя использование образов, так как дети дошкольного возраста склонны к наглядно-действенному восприятию. Следовательно, максимальное использование игрушек, изображений и конкретных предметов в речевых играх является желательным.

Следует подчеркнуть значение речевых игр в контексте сенсорного и когнитивного прогресса. Они стимулируют улучшение восприятия, обучение разбору, сопоставлению и классификации изображений и объектов, помогают овладеть лексическими и грамматическими аспектами родного языка и укрепляют полученные знания. Это является основой для формирования у детей речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Использование игровых технологий в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у дошкольников с речевыми нарушениями

Статья об актуальности использования игровых технологий в корреклионной работе учителя - логопеда по формированию фонематических представлений  у дошкольников имеющих речевые нарушения. В статье ...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

Метадические рекомендации, необходимые в процессе коррекционно-логопедической работы для формирования фонематических функций....

Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.

АннотацияВ статье рассмотрены особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определены этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопро...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...

Особенности развития старших дошкольников со стёртой дизартрией

Дизартрия является нарушением произносительной стороны речи, вызванное недостаточностью иннервации речевого аппарата....

Особенности формирования звукопроизношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией

В норме у старших дошкольников продолжается совершенствование звукопроизношения.  Звукопроизношение является процессом формирования речевых звуков, осуществляемым через действие генеративной (гол...