Практикум для родителей дошкольного возраста «Давай поговорим!»
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Беседа – это своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос.
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. Это итоговые беседы, в которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей дошкольного возраста «Давай поговорим!»
Тема: Значение бесед и их тематика
Подготовила и провела:
учитель-логопед Топчевская Т.Б.
ГБОУ Школа № 460 ДГ-1
2020 – 2021 учебный год
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Беседа – это своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос.
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. Это итоговые беседы, в которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Беседа – это активный метод умственного воспитания.
Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные, значимые факты, рассуждать, сравнивать, обобщать. В беседе формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.
Беседа – эффективный метод активизации словаря, так как воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь ¼ - 1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.
Беседы – имеют воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать своих родителей? и др.). Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.
В беседе развиваются коммуникативные качества детей. Повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, выдержка, тактичность.
Темы бесед намечаются в соответствии с программой.
Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни и в различных видах деятельности.
В младших группах воспитание речевой активности начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики. Это могут быть привлекательные игрушки (звучащие, движущиеся, би-ба-бо), яркие картинки. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров (Кто тебе купил книжку? Какие у тебя есть игрушки?).
Для детей старшего возраста можно предложить вспомнить праздник, игры дома, на улице, любимые книжки, сказки и т.д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.
В течение дня воспитателю необходимо поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т.д.
Беседа как метод формирования разговорной речи имеет структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
Цель начала беседы – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранние впечатления. Это может быть осуществлено с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. Задача воспитателя – вызвать у детей интерес к предстоящей беседе, желание принять в ней участие.
Основная часть – это собственно сама беседа. Здесь необходимо сохранить эмоциональный характер беседы на всем ее протяжении.
Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональной: выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.
Приемы обучения.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: -Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Важны также вопросы, стимулирующие общение: про каких ребят можно сказать – это друзья? Какие удобства созданы для жителей города, на нашей улице? Меньшее место занимают вопросы репродуктивные (констатирующие): - Где? Что? Сколько? Как называется? Какой? Ответы могут быть краткими или подробными (но не полными).
Обучение детей вопросным формам речи.
Вопросы – это показатель интеллектуального развития ребенка. Вести диалог – это умение вовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении.
Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех и должны быть видны серьезные усилия их мысли.
Литература:
Бородич А.М. Методика развития речи детей, Москва «Просвещение», 1981.
Крылова Н. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей, д/в, 1973, № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста: «Давайте поиграем с клоуном»
Конспектнепосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаОбразовательная область «Познание. ФЭМП»Тема: «Давайте поиграем с клоуном»...

Конспект утреннего приёма детей среднего дошкольного возраста "Давайте поговорим!"
конспект может быть интересен педаггогам Доу...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Давайте жить дружно!"
Представленное увлекательное занятие способствует формированию у детей чувства принадлежности к группе, умению устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, ...

Перспективный план работы по коллекционированию в старшем дошкольном возрасте "Давайте коллекционировать!".
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».Однако,если малыш по...

СБОРНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» «Давайте станем чуть добрее»
Современные родители всё чаще обращаются в сеть интернет, в поисках информации по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.В связи с этим мы предлагаем Вам доступные, интересные, легко восприн...
Практикум для родителей дошкольного возраста "Давай поговорим!" (Значение бесед и их тематика.)
Беседа – это активный метод умственного воспитания.Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные, значимые факты, рассуждать, сравнивать, обобщать. В ...

Тренинг для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Давайте вместе»
Тренинг для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Давайте вместе»...