Методическая разработка «РИО — формат коммуникативной среды дошкольников»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

РИО  - формат коммуникативной среды дошкольников, в абревиатуре раскрываются актуальные позиции:Развитие, интереси и общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_mae_rio_.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«РИО — формат коммуникативной среды дошкольника»

«РИО» — формат коммуникативной среды дошкольника, в аббревиатуре которого раскрываются актуальные позиции: «Развитие», «Интерес» и «Общение

Суть формата — использование педагогических приёмов и организации культурных практик, которые способствуют развитию и обогащению у детей собственного опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 

Логопедические  практики в рамках РИО, которые применяю в совей работе:

  • «Интервьюирование». Культурная практика, в процессе которой дети осваивают умения задавать вопросы, размышлять и систематизировать полученную информацию.
  • «Школа суперновостей». Цикл культурных практик, в процессе которых дошкольники практикуются в умении задавать вопросы, используя алгоритм описания предмета.
  • «Тайна потерянной страницы». Культурная практика, в процессе которой дети понимают связи между текстом и картинкой, получают опыт исследования, нахождения книги.

Использование формата РИО предполагает использование специальных педагогических приёмов или «речевых формул» в общении педагога с ребёнком. 

Использование формата РИО в работе с детьми даёт ряд преимуществ, среди которых:

  • Развитие общения и взаимодействия. В процессе игровых практик дети учатся задавать вопросы, делятся впечатлениями, общаются, взаимодействуют и творят.
  • Развитие речи. Формат способствует формированию правильной диа- и монологической речи, речевого творчества ребёнка.
  • Поддержка детской инициативы. Формат основан на понимании ценности самостоятельности детей, которая проявляется в высказываниях, идеях, задумках, творчестве и впечатлениях.
  • Повышение мотивации и познавательной активности. Формат позволяет повысить уровень мотивации детей посредством выявления их способностей и опережающего развития в определённом направлении, например в инженерно-технологическом.

Использую следующие методы в формате РИО для развития речи у детей:

  • Дидактические игры. Задания ребёнку предлагают в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. 
  • Игры-драматизации, инсценировки. В таких играх совершенствуют диалоги и монологи, осваивают выразительность речи. Ребёнок учится выражать себя через мимику, позы, интонации, голос. 
  • Словесные поручения. Детям дают конкретную фразу и предлагают повторить её, чтобы убедиться, что они её запомнили. Такой подход позволяет обучать вежливой речи.
  • Чтение книг. Благодаря чтению расширяется словарный запас, ребёнку проще понимать текст. Такие занятия положительно сказываются на воображении, способностях творчески подходить к изложению историй. 
  • Артикуляционная гимнастика. Включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения звуков. 
  • Логоритмика. Устраняет недостатки речи с помощью движений. Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Методическая разработка «Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников»

В данном материале я проработала проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников, формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи и т.д....

Методическая разработка по диагностике коммуникативных навыков у дошкольников с РАС

Данная методика диагностики коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра направлена на определение уровня сформированности коммуникативных навыков у дошкольников в во...

Методическая разработка «РИО — формат коммуникативной среды дошкольников»

РИО  - формат коммуникативной среды дошкольников, в абревиатуре раскрываются актуальные позиции:Развитие, интереси и общение....