«Использование арт-терапии в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
учебно-методический материал по логопедии
Арт-терапия признана сегодня одним из наиболее эффективных методов помощи детям с РАС. Детям с расстройствами аутистического спектра сложно вербально выражать свои сильные переживания и убеждения. Изобразительные средства являются инструментом, которые позволяют детям найти социально приемлемый выход для агрессии и других негативных чувств. Работа над рисунками, картинами, скульптурами, песочными мирами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение, упорядочивает внутреннее состояние, развивает чувство внутреннего контроля.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация педагогического опыта
«Использование арт-терапии в коррекционной работе с детьми с расстройствами
аутистического спектра (РАС)»
Выполнила: учитель-дефектолог Можаева И. Ф.
Аутизм часто называют главной загадкой третьего тысячелетия.
На сегодняшний день в мире зарегистрировано 67 миллионов человек, страдающих аутизмом. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 тысяч человек, сейчас – 1 на 68 человек.
Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и поэтому во всех прогрессивных странах мира тема помощи людям, страдающим расстройствами аутического спектра (РАС), становится важной государственной задачей.
В таких условиях основная задача по психолого-педагогической коррекции детей с РАС ложится на дошкольные учреждения, хотя в современном законодательстве при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с расстройствами аутического спектра в детском саду. Именно специалисты детских садов берут на себя ответственность за
выбор методов помощи детям с РАС. Исходя из этого, выбор темы опыта работы «Использование арт-терапии в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС)» является актуальным.
Цель исследования: изучение влияния метода арт-терапии в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС).
Объект исследования: процесс использования метода арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: развитие активности и самовыражения у детей
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу и передовые образовательные технологии по данной проблеме.
- Выявить особенности развития личности детей дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра (РАС).
- Определить эффективные педагогические условия, необходимые для развития активности и самовыражения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)..
- Организовать работу по использованию метода арт-терапии в коррекционно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра (РАС).
- Проанализировать результаты работы по данной проблеме.
Теоретическую основу исследования составляют труды зарубежных ученых: швейцарского психиатра Блейера, Лео Каннера, австрийского психиатра Ганса Аспергера .
В отечественной науке первым об аутизме как самостоятельном нарушении упомянул С.С. Мнухин – детский психиатр. Большой вклад в исследование этого нарушения внесли В.М. Башина, В. В. Лебединский, О. С.Никольская, В.В. Ковалев, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев, О.П. Юрьева, М.Ш. Вроно.
Подробно раскрыты причины возникновения аутизма у детей, особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость опыта работы представлена авторской дидактической системой работы по данной теме. Для этого был отобран, систематизирован и апробирован наглядный материал, организована предметно-развивающая среда (обновлен «Центр сенсорики», организован
«Центр арт-терапии», дидактические игры «Пластилиновая сказка», «Песочная история», кукольный театр, картотеки: «Песочная терапия», «Сказочные истории», «Мимическая гимнастика», «Пластилинография»), разработан и применён на практике перспективный план работы, цикл конспектов НОД, игр. Грамотно подобран консультативный материал по данному вопросу для педагогов и родителей воспитанников.
Экспериментальная база исследования: МКДОУ «д/с № 14» Еманжелинского муниципального района Челябинской области, дети разновозрастной группы (4-7 лет), количество детей – 9, сроки проведения – сентябрь 2020г. - май 2021г. В опыте работы раскрыты теоретические аспекты внедрения и использования метода арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра: анализ педагогической и психологической литературы по данной проблеме, методы и приемы развития личности дошкольников и его интеллектуальных возможностей с применением инноваций. Подробно рассмотрены особенности развития детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Содержание работы по внедрению инновационных методов и технологий в коррекционно-образовательный процесс для развития коммуникативных навыков, активности и самовыражения дошкольника с РАС представлено в три этапа:
- Диагностика определения наличия у дошкольников расстройств аутистического спектра. На данном этапе были проведены диагностические
исследования по выявлению проблем у детей данной группы в коммуникативной сфере, в проявлении активности и самовыражении. Результаты диагностики подтвердили, что у двух детей группы имеются значительные нарушения в сфере коммуникации и социальной активности. Содержание работы по развитию коммуникативных навыков у данных детей представлено посредством использования инновационных методов арт-терапии
- песочной терапии, куклотерапии, изотерапии. Подробно раскрыта последовательность использования данных методов в коррекционной работе с детьми с РАС данной группы.
- На втором этапе подробно раскрыты формы работы с применением инновационных технологий: организация работы с детьми с расстройством аутистического спектра с применением песочной терапии, куклотерапии, изотерапии. Использование метода арт-терапии, как основы для развития коммуникации, активности и самовыражения, вызвало интерес детей с РАС к предлагаемой деятельности. Развивающий световой стол для рисования песком, разноплановые куклы, нестандартные атрибуты для рисования позволили активизировать деятельность детей-аутистов, вовлечь их в процесс общения. Увлекательные сказочные путешествия кукол в Песочной стране помогли детям с РАС проявить свои возможности. В данную деятельность также вовлекались и другие дети группы, чтобы впоследствии проследить динамику развития данных детей и провести сравнительный анализ развития детей с расстройствами аутистического спектра и остальных детей группы.
- Результаты работы по развитию коммуникативных навыков, активности и самовыражения у детей с расстройством аутистического спектра. По результатам коррекционной работы с использованием метода арт-терапии было проведено диагностическое исследование детей разновозрастной группы. Анализ данных исследований выявил положительную динамику в процессе развития всех детей данной группы. Результаты обследования детей с РАС позволили установить, что используемые методы арт-терапии (песочная
терапия, куклотерапия, изотерапия) способствовали развитию у данных детей коммуникативных навыков, самовыражения и активности.
Таким образом, систематическая, целенаправленная деятельность по организации занятия арт-терапией позволяет открыть ребенку с расстройстовм аутистического спектра пространство для экспериментирования со зрительными и тактильными ощущениями, развивать способности к их восприятию и переработке, активизировать воображение и насыщать его разнообразными образами.
Арт-терапия признана сегодня одним из наиболее эффективных методов помощи детям с РАС. Детям с расстройствами аутистического спектра сложно вербально выражать свои сильные переживания и убеждения. Изобразительные средства являются инструментом, которые позволяют детям найти социально приемлемый выход для агрессии и других негативных чувств. Работа над рисунками, картинами, скульптурами, песочными мирами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение, упорядочивает внутреннее состояние, развивает чувство внутреннего контроля.
Иными словами, применение методик арт-терапии в коррекции расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста позволила достичь следующих положительных изменений: установление контакта, улучшение поведения, налаживание более близких отношений между ребенком с РАС и другими людьми, расширение и укрепление способов взаимодействия с предметами, как известными детям, так с и новыми, которые применяют в творческой деятельности.
Также стоит отметить, что арт-терапевтические занятия помогли снизить эмоциональное напряжение и создать у детей с РАС ощущение комфорта, что способствует снижению его тревожности. Творческая деятельность
«особенного» ребенка способна рассказать нам о его внутреннем мире, страхах и переживаниях гораздо больше, чем привычный язык словесного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Опыт применения программы песочной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова : РАС,программа песочной терапии...
Один из элементов коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Кто такой аутичного ребенок? С какими трудностями он сталкивается? На что нужно обращать внимание во время коррекции ? Игра, зачем необходимо учить детей с Рас игре? Все ответы в публикации....

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....
Нетрадиционная техника рисования в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра
Нетрадиционная техника рисования может быть очень эффективной при коррекционной работе с детьми рас. Она позволяет провести активную и креативную деятельность, развивает моторику и воображение, а такж...

Игровая терапия как метод работы с детьми имеющими расстройства аутистического спектра(РАС)
Данная статья посвящена игровой терапии, которая является одним из перспективных методов работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.Ключевые слова: игра, игровая терапия, ...
